Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 1-2 (104) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

Безопасность Отечества


КОРРУПЦИЯ: ЖИВЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ


Гавриил Попов, профессор 

Среди официальных трактовок коррупции лучшим я считаю определение в материалах ООН: «злоупотребление властью с целью получения личной выгоды». Это очень емкая трактовка. Она преодолевает представления о коррупции только как о взяточничестве.
Разбился вертолет на Алтае. Погиб чиновник Администрации Президента, охотившийся на охраняемых законом горных баранов. Кто разрешил и организовал охоту? Кто предоставил вертолет? Кто его оплатил? На мой взгляд, это типичный случай коррупции. Можно предположить, что местные власти ублажали президентскую администрацию.
Или подбор кадров. При Хрущеве уклон был украинский. И его мы назвали коррупцией. При Брежневе – днепропетровский. И его тоже назвали коррупцией. Теперь уклон с несомненным петербургским оттенком. Как его трактовать?
Коррупцией является и написание статей для чиновников, подготовка и публикация – для создания имиджа – якобы ими сочиненных книг.
Получается, что определения коррупции по версии ООН недостаточно. Не случайно в Оксфордской энциклопедии на первое место среди проявлений коррупции поставлена фальсификация выборов. Затем идет незаконное приобретение собственности. И только потом, третьим – взяточничество. Причем в списке среди взяточников политики стоят перед государственными чиновниками.
Трактовка коррупции как хищения средств, вариант грабежа (государства, граждан, других чиновников, природы – и, соответственно, наших детей и внуков) справедлива, но она охватывает только часть проблемы и не позволяет выявить ее серьезные аспекты.
На мой взгляд, в сущности коррупции самое главное то, что это гигантский механизм перераспределения всего национального дохода общества.
И требуется научный, теоретический анализ, чтобы вскрыть природу и характер этого перераспределения: почему оно появляется и в пользу кого.

Полностью материал можно прочитать, подписавшись на наш журнал