|
Архив
№ 12 (103) - 2009
ТЕМА НОМЕРА:
НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ
|
|
НЕЛЬЗЯ ЭКОНОМИТЬ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития
Во многом выводы, сделанные комиссией Ростехнадзора, достаточно точно раскрывают технические причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Множество различных технологических, природных и человеческих фактов сошлись воедино, и ситуация «взорвалась». Однако, на мой взгляд, причины имеют более системный характер. Авария показала, что поддержание инфраструктуры страны хотя бы в безопасном состоянии (не говоря уже о развитии!) требует колоссального количества ресурсов. И не только финансовых. Должны быть профессионально подготовленные сотрудники, способные оценить состояние и предотвратить возможные негативные последствия в аварийной ситуации. Должны быть компетентные органы контроля технологического состояния объектов инфраструктуры. Должны быть менеджеры, направляющие ограниченные финансовые ресурсы в первую очередь на простое воспроизводство основных фондов и поддержание их безопасности, а уже потом на их развитие и расширение. К сожалению, в 90-е годы инфраструктура была брошена на произвол судьбы. Ее старение с каждым годом только увеличивает риски системных катастроф. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС типичный тому пример. Многие российские тепловые станции также находятся в плачевном состоянии. Регулирование отрасли в течение последних двух десятков лет практически обескровило даже элементарное простое воспроизводство основных фондов, не говоря уже о каком бы то ни было развитии. Экономия на ремонтных фондах заставляет энергетиков придерживаться политики «латания дыр». Любое чудовищное совпадение негативных факторов неизбежно приводит к катастрофическим последствиям. Конечно, гидросооружения – наиболее опасные среди объектов энергетики. Но проблема есть, и ее отрицание губительно для будущей модернизации нашей страны. С этой точки зрения комиссия Государственной Думы должна в первую очередь сделать выводы не по принципу «кто виноват?», а ответить на вопрос «что делать?». Необходим пересмотр систем безопасности инфраструктурных объектов, которые закладываются при их проектировании. Система технологических регламентов, постепенно принимаемых законодателями, должна учитывать не только наиболее простые и дешевые решения, а строиться на передовых достижениях как отечественной, так и мировой прикладной науки. Цена безопасности людей не может быть «слишком высокой». И пока лица, принимающие решения, не придут к этой мысли, мы так и будем задумываться только после того, как грянет гром. Простое закрытие станции, как предлагалось в некоторых СМИ, не выход. Спрятав голову в песок, проблему безопасности инфраструктурных объектов не решить. Мы же не можем отказаться от возможности передвижения по дорогам страны только потому, что они являются постоянным «полем боя» с огромными потерями. С другой стороны, государство должно повысить свою ответственность за контроль соблюдения параметров безопасности сложных технологических систем и объектов. Поэтому в этой катастрофе виноваты не только названные комиссией исторические персоналии, но и государство, которое недоглядело и самоустранилось из этой сферы. Искренне надеюсь, что предпринятые энергетиками меры по повышению надежности энергоснабжения регионов Сибири сработают. Здесь, в первую очередь, важна безаварийность сетевого комплекса, который связывает регионы Сибири, находящиеся далеко друг от друга. Задействован должен быть и переток с Казахстаном, который даст дополнительно до 1400 МВт мощностей – треть от выпавшего объема располагаемой мощности Саяно-Шушенской ГЭС. Не менее важна слаженная работа тепловых электростанций, которые берут на себя дополнительные обязанности по регулированию нагрузки в регионе уже сегодня. Но на всякий случай потребителям также надо позаботиться о своем безопасном энергоснабжении. В частности, возможна установка резервных дизель-генераторов, определение возможностей экономии энергии зимой. На это, кстати, нацеливает и принятый недавно федеральный закон об энергосбережении и энергоэффективности. Таким образом, главный вывод из аварии – необходимость повышения уровня ответственности и государственных органов, и частного бизнеса, и граждан. Нельзя экономить на человеческой жизни!
|