Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 12 (103) - 2009

ТЕМА НОМЕРА:

НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ


ВИКТОР БИРЮКОВ: "АПК - АЛЬТЕРНАТИВА СЫРЬЕВОЙ ЭКОНОМИКИ"


Окончание. Начало в №11 (102)



Бирюков– В последние годы Россия пробилась в число крупнейших в мире экспортеров зерна, хотя еще сравнительно недавно его приходилось импортировать. Может быть, и с мясом ситуация перевернется?
– Нисколько в этом не сомневаюсь, поэтому уже предложил сделать программу экспорта продовольствия частью Доктрины продовольственной безопасности. Необходимо прописать конкретно, какие именно продукты и в каких количествах мы собираемся продавать за рубеж. Уже сегодня пора создавать предприятия, соответствующие нормам и требованиям тех стран, которым мы собираемся поставлять продовольствие, изучать спрос в этих странах, готовить договоры в рамках двусторонних комиссий. Мировое сообщество должно знать, что Россия может и готова взять на себя поставку части продовольствия, необходимого населению Земли. Подчеркну: продовольственная безопасность заключается не только в независимости от импорта, но и в том, чтобы другие страны зависели от нашего экспорта продуктов питания. Однако следует учитывать, что «переворот» ситуации с мясом может «перевернуть» и ситуацию с зерном.

– Поясните, что вы имеете в виду?
– Понимаете, торговля зерном – продуктом с невысокой добавленной стоимостью – напоминает торговлю сырой нефтью, практически это тот же сырьевой экспорт. И точно так, как мы импортируем продукты глубокой переработки нефти (изделия из искусственной шерсти, например), к нам «возвращаются» из-за рубежа и продукты высокого передела зерна – мясо, сухое молоко, сыры и прочее. Но чем больше мы производим мяса, тем больше используем зерна. Производство мяса в России быстро растет, соответственно и его импорт в 2012 г. должен снизиться до 18%, что вдвое ниже уровня 2008 г. Вот почему страна, по-видимому, скоро «сползет» с «пшеничной иглы». Вместо зерна будем экспортировать мясо, благо крупнейший в мире импортер еды у нас под боком – Китай. Да и других голодных ртов хватает: выйдя из рецессии, мир вновь заговорит о нехватке еды.

– У России 9% всех сельхозугодий Земли, но наш вклад во всемирную продукцию агросектора составляет лишь 1,5%. В чем причина? Только ли в климатических условиях?
– Раз уж земля относится к сельхозугодьям, значит, она пригодна для производства сельхозпродукции. Прежде всего, у земли нет хозяина: 96,5% собственников земельных долей не имеют госрегистрации прав на землю. Это не позволяет привлекать «длинные» инвестиции под залог угодий. Невозможно найти собственников не оформленных должным образом и неиспользуемых земель, которые зарастают сорняками, осеменяющими соседние пашни. К тому же только 8% наших сельхозугодий мелиорированы, а в США – почти 40%; между тем орошаемое земледелие в 7 раз продуктивнее неорошаемого. Остро не хватает нам и современных боен с дифференцированной первичной переработкой скота, что существенно препятствует развитию мясной отрасли. Вдобавок отечественное сельхозмашиностроение выпускает неконкурентную технику.

– Итак, процедура оформления прав собственности на землю должна стать простой, дешевой и прозрачной. Какие еще меры помогут поднять отдачу от каждого российского гектара?
– Ну, с процедурой дело куда сложнее. Сейчас хлынул девятый вал заявок на оформление в собственность всевозможных территорий – от дачных участков до земель под индустриальными гигантами: самая большая страна переходит в новое правовое поле в области земельных отношений. Необходимо вдвое увеличить число сотрудников Федеральной регистрационной службы и кадастровиков, ликвидировать дефицит специалистов-землеустроителей и организаций по межеванию.

– Наверное, и мелиорация – задача инфраструктурная, а поэтому государственная?
– Для начала тут требуется ревизия ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельхозназначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на период до 2012 года». Но у государства и другие важные задачи. Срочно должна заработать программа Минсельхоза «Развитие первичной переработки скота на 2010–2012 годы», приторможенная в связи с кризисом. Чтобы исправить положение в машиностроении, нужно привлечь в страну лучшие иностранные фирмы, как это сделано в автопроме, – тем более что многие виды оборудования у нас совсем не выпускаются. Наконец, строительство государством инфраструктуры животноводческих комплексов позволит аграриям снизить стоимость капвложений и послужит катализатором роста смежных отраслей: строительства, энергетики и других.

– Общеизвестно, что АПК сильно зависит от кредитов: проще говоря, сначала нужно вложиться в посевную с уборочной, а уж затем получить выручку от урожая. Как на этом направлении облегчить жизнь аграриям?
– Во-первых, при получении кредитных ресурсов предприятиями АПК мы предлагаем распределять госгарантии по субъектам Федерации с четкими требованиями к финансово-экономическому состоянию заемщика и его инвестпрограмме. Во-вторых, доступность кредитных средств повысится при включении представителей АПК в правление финансовых институтов, контролируемых государством. Например, в руководство ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Росагролизинг» входят чиновники и финансисты, но там практически не видно предпринимателей, что приводит к удлинению цепочек принятия решений. Вообще «Россельхозбанк» и «Росагролизинг» должны концентрировать свои усилия не столько на обеспечении собственной прибыльности, сколько на реальном подъеме села.

– Какие ответные обязательства возьмет на себя агробизнес при столь многоплановой господдержке?
– Очень многое зависит от отраслевых союзов (молочники, свиноводы, зерновики и так далее), которые и должны договариваться с государством относительно управления агропромышленным комплексом. Поскольку именно производители в конечном итоге воплощают в жизнь все принимаемые решения, их участие в диалоге «власть – бизнес» значительно повысит эффективность государственной аграрной политики. Государство помогает отрасли, а та – обеспечивает рост производства и стабильные цены на продовольствие. Недопустимо, чтобы цены на него скакали, как котировки на бирже. Продовольствие – это не игры, это – жизнь. Оно было, есть и будет стратегическим ресурсом: по большому счету, для человечества нет ничего страшнее голода. Вот почему АПК должен стать «нефтезамещающей» альтернативой сырьевой экономике, каркасом новой России.

Беседовала Анна Брусиловская