Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 12 (103) - 2009

ТЕМА НОМЕРА:

НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ


КОРРУПЦИЯ: ЖИВЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ


Гавриил Попов, профессор

В ежегодном Послании в ноябре 2009 г. президент Медведев среди важных проблем России назвал борьбу с коррупцией. Президент, безусловно, логичен. Если главная задача России – «вперед!», то одним из главных инструментов модернизации должно стать – наряду с рынком и конкуренцией – государство. Чтобы быть эффективным, государство должно бороться с одной из самых тяжелых своих болезней – коррупцией. Без активного противодействия ей нельзя реализовать призыв «Россия, вперед!».
Но для успеха активного противодействия желание – это важное, но только первое условие. Второе – это необходимость иметь научную теорию коррупции. Именно проблемам этой теории посвящен предлагаемый материал.



ПоповКоррупция в эпоху выхода России из социализма

В силу ряда объективных и субъективных причин в России был реализован худший из возможных вариантов выхода из социализма – номенклатурно-олигархический.
Но если выход из социализма осуществляется путем захвата номенклатурой и ее доверенными олигархами и государственной собственности, и власти в переходный период, то захват этот по природе не может не сопровождаться коррупцией.
Именно номенклатурно-олигархический путь выхода из социализма и его современный этап – управляемая демократия – предопредели особую роль коррупции во всех сферах – экономической, политической, социальной, нравственной, международной. Конечно, борьбе с коррупцией внимание в России уделялось.
В феврале 1992 г. в МВД России создали главк, в числе основных задач которого была борьба с коррупцией. В апреле 1992 г. был издан указ президента «О борьбе с коррупцией». Но сразу же проблема коррупции стала одним из инструментов внутренней борьбы в верхних слоях российской номенклатуры и во всей российской бюрократии.
Характерно, что непрерывно менялись те, кто имел самое первоочередное отношение к коррупции. Менялись прокуроры, министры внутренних дел, руководители Госкомимущества. Так, только с ноября 1991 г. по август 1997 г. председателями Госкомитета были Малей, Чубайс, Поливанов, Беляев, Казаков, Кох. За пять лет – шесть министров.
В 2003 г. при президенте был образован Совет по борьбе с коррупцией. В 2004 г. Россия ратифицировала конвенцию ООН об уголовной ответственности за коррупцию.

Программа Д.А. Медведева

Несмотря на всевозможные законы и указы, смену министров, ситуация с коррупцией не улучшалась. Например, из каждого рубля, который тратит российский гражданин на покупку продуктов питания, не менее 20 копеек поступают многочисленным проверяющим.
Только за последний год на учет было поставлено 50 тыс. сотрудников МВД, совершивших правонарушения. А две тысячи были привлечены к уголовной ответственности.
Но по-прежнему, на глазах у всех, чиновники, получая невысокие зарплаты, разъезжают на дорогих авто, строят дачи, ежегодно ездят отдыхать на дорогие курорты.
Актуальность проблемы коррупции связана и с ситуацией в республиках Северного Кавказа. Многомиллиардные вложения в Чечне, Ингушетии, Дагестане проконтролировать трудно. А теперь к ним добавились деньги для Абхазии и Южной Осетии.
Не меньше коррупционных опасностей несет предстоящая Олимпиада.
Но самое главное – научно-техническое обновление. Именно оно наиболее важно для будущего России. Именно в него направляются главные инвестиции. Но именно в этой сфере, с ее расходами на фундаментальные теоретические исследования, с долговременными и неопределенными по результатам научными программами, с конкурирующими друг с другом предложениями ученых, исследователей и конструкторов, очень легко ошибиться даже при самых добрых намерениях. Да и с желающими «кормиться» борьба особенно трудна именно в этой сфере.
По уровню коррупция Россию ставят рядом с самыми одиозными государствами Африки и Азии, причем рейтинг ее падал из года в год.
Поэтому перед президентом Медведевым проблема встала ребром. Чтобы использовать российское государство для модернизации России, надо противодействовать разъедающей его коррупции. И 19 мая 2008 г. президент Медведев подписал указ «О мерах по предотвращению коррупции». А 31 июля 2008 г. утвердил «Национальный план противодействия коррупции».

Меры и результаты

Ситуация выглядит следующим образом. С одной стороны, для модернизации России необходимы многомиллиардные инвестиции. А с другой – нет гарантий, что их не разворуют. Или не вывезут за рубеж. Или вложат не туда и не так.
Что предполагается противопоставить коррупции?
Первый заслон – и готовность, и желание наказывать. Надо привлекать. И разбираться. И сажать, как твердо заявил президент. Но главным становится тот заслон, который вводил еще Ельцин – декларации о доходах и имуществе. И своих. И ближних родственников.
Но что такое ближние родственники?
Способ трактовки знаком: ведь еще памятен опыт НКВД в части определения членов семей врагов народа. Теперь, правда, оговорено: проживающие совместно. Но что такое совместно? В квартире? В одном доме? В одном городе? Если отселить сына – о нем можно не писать в декларации?
А что такое совместно по времени – это месяц, год? Год назад или три года назад?
А как обеспечить правдивость сведений о той же жене? Она по закону не обязана отчитываться передо мной – есть ли у нее «своя», секретная от меня сберкнижка. Тем более не обязаны сын или отец.
А если у родственников есть свой бизнес? Или все они должны быть на моем иждивении? А если у них все же есть бизнес  – как быть с коммерческой тайной? И вообще, как быть со свободами и правами человека?
Далее, если члены семьи станут доступны для проверок, то ведь остаются другие. Остается Ида Геркуламовна из Харькова, как «хранитель» в знаменитой сцене «Мастера и Маргариты».
Далее, за что будет отвечать чиновник? За 100 тысяч? За 1 миллион? Полученные в течение года? В течение 10 лет?
Все не регламентировано. Везде остается усмотрение. Усмотрение кого? Начальника, которому сдал декларацию? А если начальник «в деле» с потенциальным коррупционером?
Спецорганизации со спецштатом сотрудников? А как уберечь их? И во что они обойдутся, если их оплачивать так, чтобы они тряслись за свое место и не реагировали на посулы?
А расходы? Нынешний президент распорядился: сдавать подарки дороже 3 тыс. рублей. Первый же опыт Тувы показал: затраты на оценщиков подарков, на их прием и хранение, на помещения дороже стоимости подарков.
Еще. Кого проверять? Всех? Кого-то? Теперь вопрос о выборе объекта проверки тоже остается за начальством. Надо его лизать и ублажать. А надежнее всего – ввести «в дело». Еще лучше – иметь организованную группу, способную и «достать» начальство и держать в узде «нарушителей конвенции». Словом, мафию.
При честном анализе неизбежен вывод: такая борьба с коррупцией создает мотивы для подкупа и начальников, и контролеров.
Коррупцию как разрушительный элемент госмашины собираются лечить методом, способствующим ее расширению.
И все потому, что остался произвол.
Но помимо этого, так сказать, первичного уровня анализа есть и более глубокий. Ведь идея декларации проста – выявить и наказать. Страх наказания – главный инструмент. Но могут ли вообще карательные силовые меры пресечь то, что стимулируется всей системой жизни? Подход наказаний применялся тысячи лет. Даже руки отрубали. А коррупция все живет.
Далее. Есть коррупция, которая охватывает не область прямых доходов и имущества.
Вот еще один аспект борьбы с коррупцией. В. Жириновский требует начать с московских чиновников и наказать их, так как считает, что в Москве – самая большая коррупция. Возможно и так – это дело суда. Но есть и другой аспект: именно в Москве создана экономика, которая содержит себя сама и которая не сосет из бюджета страны, не висит на нем. Именно в Москве наиболее высокие доходы у работающих и наиболее высокие выплаты по программам соцподдержки.
Борьба с коррупцией, к которой призывает В. Жириновский, – это борьба без учета экономических и социальных результатов. В советское время такая борьба с нарушениями выливалась в борьбу с любым новаторством, не вмещавшимся в советские нормы. Любой экономист знает, что нельзя анализировать издержки без учета эффективности. Возродить подход советского времени, как предлагает Жириновский, – значит прийти к советскому же тупику.
Как вывод, предлагаемые меры борьбы с коррупцией выльются в борьбу внутри бюрократии, в самоедство начальства. Итогом такого самоедства становится появление победившей, никому кроме себя не подконтрольной, группы. А она – лучшая база для коррупции.
Поэтому предлагаемый путь борьбы станет базой разгрома одной части коррупции и укрепления другой части коррупции. Или даже основой нового витка новых видов коррупции.
Если мы признаем, что борьба с коррупцией необходима, что без нее нельзя иметь ни эффективного государственного механизма, ни настоящего рынка и конкуренции, ни демократии и свободы, мы должны по-новому осмыслить всю проблему коррупции. Мы должны создать теоретическую, научную базу – теорию коррупции в современном постиндустриальном обществе.

(Окончание в следующем номере)