Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 12 (103) - 2009

ТЕМА НОМЕРА:

НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ


ДИАГНОЗЫ БЕЗ ЛЕЧЕНИЯ




Александр НовиковУходит кризисный 2009-й, пожалуй, самый тяжелый год в череде последних 10 лет. Год чудовищных трагедий и поразительной глухоты власти. За этот диагноз страна платит жизнями своих граждан. Это был год невыразительных «успехов» и застойных явлений, уже переходящих в стагнацию. Последним звеном в цепи ЧП стали события в «Хромой лошади». Как сказал кто-то, сама Россия уже похожа на «хромую лошадь» – тотальной коррупцией, убаюкивающим лукавством властей всех уровней, подорванной репутацией руководителей. Необязательность, безответственность, расхождение слова с делом, а порой и прямой обман становятся нормой их жизни.
Аморальность происходящего видят все. Крупнейшая по числу жертв в истории новейшей России катастрофа – пожар в Перми – продемонстрировала не только и не столько всеобщее разгильдяйство, но и намеренное игнорирование всего и вся, пресыщенность и удовлетворенность сложившимся положением дел.
Пермская катастрофа еще раз показала дикий упадок российской медицины, когда из крупного областного центра пострадавших везут в Москву и Питер. Медицина за МКАДом – это какой-то XIX век с нищетой, описанной еще Чеховым. Страна содрогнулась – такого числа погибших и пострадавших еще не было.
По-прежнему «при смерти» экономика: рост за ноябрь еле дотянул до 0,2%. Половина населения страны не удовлетворена деятельностью правительства, а 36% россиян считают, что оно в ближайшее время не способно улучшить ситуацию в стране (ноябрьский опрос «Левада-центра»). Профанация и жизнь «по понятиям» достигли апогея. Все это со всей очевидностью проявилось в «Хромой лошади». Модернизация становится очередным популярным трендом, отнюдь не подкрепляемым действиями. Минимум примеров положительных ходов и результатов при угрожающем росте отрицательных. Здесь и очередной (уже традиционный) сбой пуска «Булавы», и авария на СШ ГЭС, и диверсия на железной дороге, и взрывы арсеналов в Ульяновске, и вечная инфляция, и многое другое…
Что имеет страна в активе и пассиве? С маниакальным стремлением мы куем «новый облик» армии, разрушая веками создаваемые военную науку и школу.
Как потрудились те же законодатели? Из 1042 подготовленных законопроектов принято и утверждено 314 (КПД – 31%).
Уходящий год показал несколько зависимостей:
чем больше бюрократии, тем медленнее развивается экономика;
чем больше госаппарат, тем менее ощутимы результаты его работы;
чем больше «заботы» о бизнесе, тем хуже его реальное положение;
чем больше наша сырьевая независимость, тем больше зависимость продовольственная;
чем выше личный рейтинг первых лиц страны, тем ниже коллективный рейтинг отдельных госструктур;
чем больше миллионеров, тем хуже живет народ;
чем выше пафос модернизации, тем меньше надежд на ее претворение.
Как не согласиться с Чубайсом (только не с «тем», а с Игорем), который ввел новый показатель – отношение потенциала страны к реальному жизненному уровню ее граждан, – который у нас, пожалуй, самый низкий в мире. Настало время настоящего нравственного упадка, парализующего «лучшие силы лучших людей». Все хотят жить в земном раю будущей России, но мало кто хочет этот рай создавать.
Тому есть основание – угрожающая слабость и недееспособность власти. А слабость власти делает слабым государство. Назревшая очевидность перемен, к сожалению, не делает их более вероятными. Катастрофический дисбаланс ответственности и полномочий не нуждается в комментариях. Кадровые изменения носят «пакетный» характер. Все говорит о том, что технологии госуправления никуда не годятся. Кадровый конкурс в госучреждения превратился в развратную систему «кормления» и грозит бюрократическим коллапсом.
Из фразы «от слов к делу» куда-то исчезло «дело». Видимо, власти хорошо штудировали Салтыкова-Щедрина, писавшего: «Начальник может совершать всякие мероприятия, он может даже никаких мероприятий не совершать, но ежели он не будет при этом калякать, то имя его никогда не сделается популярным».
Мы пока на дне. К сожалению, оно оказалось вязким. Всплытие пока откладывается. Не помогает даже «спасательный круг» модернизации.
Хочется, чтобы во втором десятилетии XXI века и власть, и общество не только выглядели иначе, но и действовали совсем по-другому, в интересах реального развития России.

Александр Новиков