Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 10 (101) - 2009

ТЕМА НОМЕРА:

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ГОТОВА ЛИ РОССИЯ?


Мы живем в стремительно меняющемся мире, где «лицо» современной цивилизации – информационные потоки и технологии. Страны, научившиеся определять вектор развития информационных технологий и применять их (Корея, Китай, Индия, Израиль), – сегодня лидеры в экономическом и политическом пространствах. В 2000 г. Россия подписала Окинавскую хартию информационного общества, а 25 июля 2007 г. на Совете безопасности РФ была рассмотрена Стратегия развития информационного общества в России, устанавливающая ориентиры развития страны до 2015 г. как государства, выбравшего путь инновационного развития и технологического лидерства.



РебенокПроблемы переходного периода
Россия намерена войти в двадцатку лидеров глобального информационного общества и в десятку лидирующих стран по доступности информационной и телекоммуникационной среды для всех слоев и структур общества к 2015 г. Для этого нам предстоит решить три типа основных проблем.
Первый тип – создание технологической базы нового общества. То есть создание национальных информационных ресурсов (баз и банков данных, архивов, систем депозитариев государственных ИР, библиотек музеев) и обеспечение широкого свободного доступа к ним на всей территории всех слоев населения и структур власти, бизнеса, науки, культуры и здравоохранения. Роль государства – в обеспечении политической стабильности и макроэкономической деятельности по выходу страны из сегодняшнего социально-экономического кризиса; в финансировании социально значимых информационных систем: здравоохранения, образования, трудоустройства, соцобеспечения; поддержке научных исследований национальных научных школ, собственных информационных и телекоммуникационных технологий; продвижении отечественных программных продуктов и технических средств на мировой рынок.
Второй класс проблем – обеспечение национальной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых ИТ в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений. Для этого нужна единая система обеспечения информационной безопасности, которой можно эффективно управлять, а этого в России пока нет. Поддержание необходимого уровня информационной безопасности требует постоянного отслеживания политических, социальных, экономических, научно-технических и других изменений за рубежом и внутри страны. А это означает, что мировое информационное сотрудничество должно перейти на новый уровень соглашений, обеспечивающих информационную безопасность трансграничного информационного обмена, защитить национальные информационные ресурсы и интеллектуальную собственность, авторские права на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям.
Третий класс проблем – социально-экономические и социально-культурные предпосылки перехода России к информационному обществу. С одной стороны, с этим вроде бы все в порядке: имиджевая составляющая уже рассматривает человека, не владеющего современными средствами электронной коммуникации как динозавра. Но при этом в нашем обществе сохраняется недооценка роли информации в экономике, недостаточная компьютерная грамотность населения, слабое информирование органами госвласти и управления о своей деятельности, отсутствие единых стандартов информационных систем и баз данных общегосударственного уровня и резкая неравномерность процессов информатизации по регионам страны: 2/3 всех используемых в стране баз данных приходится на четыре региона (Северо-Западный, Центральный, Уральский и Западно-Сибирский).

Готовы ли мы к информационному обществу?
На уровне обыденного сознания – мы уже в нем. Наш современник – это человек, владеющий компьютером и информационными ресурсами. «Скелетом» информационного общества являются все те же «телефон, телеграф, почта», цифровое и спутниковое телевидение, общедоступность каналов связи, мобильная телефония и прочие информационные ресурсы среди которых особняком стоит «его величество Интернет» в совокупности с мировой отраслью информационных и телекоммуникационных технологий. Сейчас это самая динамично развивающаяся отрасль мировой экономики: ее объем уже превысил $2 трлн, а темпы развития превышают темпы сырьевых и индустриальных отраслей.
Российский рынок информационных технологий и услуг развивается темпами, значительно превышающими среднемировые. Число пользователей Интернета растет очень высокими темпами: каждая четвертая семья в России имеет компьютер, 75% населения обладают мобильной связью.
Итак, базовые предпосылки информационного общества у нас создаются. Для обеспечения «шаговой доступности» услуг телефонной связи и Интернета реализуется программа внедрения универсального обслуживания. На сегодняшний день установлено порядка 30 тыс. таксофонов и около 20 тыс. пунктов коллективного доступа к Интернету. Планируется, что до конца 2009 г. без телефонной связи не останется ни один населенный пункт России. Информационные технологии в соответствии с нацпроектами внедряются в образование, государственное управление, культуру, медицину. У наших граждан высокий интеллектуально-кадровый потенциал.
Но, раз уж речь зашла об Интернете, рассмотрим это явление отдельно. Потому что для большинства людей именно он стал символом общедоступности и быстрого обмена информацией, символом единого информационного пространства, инструментом решения задач межведомственного информационного взаимодействия.

Интернет и стереотипы
Стереотип: Глобальная сеть Интернет – единственная и незаменимая информационно-коммуникационная среда, способная обеспечить мир всей необходимой информацией.
Большинство обывателей уверено, что это так. Между тем информационные мировые олигархи держат в руках все современные программные и аппаратные разработки практически во всех государствах. IBM, Microsoft, Google, Cisco контролируют все, что связано с технической обработкой и передачей информации. Но раз есть информационные «рынки», значит, есть и борьба за сферы влияния на них: поглощение или уничтожение любого нового разработчика программных или аппаратных средств.
Крупным игрокам невыгодно развитие национальных государственных или частных компьютерных сетей – это может перераспределить местный рынок информационных услуг и снизить их доходы. Значит, главной задачей гигантов становится полный контроль над системой сетевых сегментов, развивающихся под эгидой Интернета.
В России это легко осуществляется через государственных чиновников: все от Госдумы до региональных администраций принимают нужные решения об «исключительном праве» использования программных продуктов или услуг. То же касается доступа в Интернет, например, для школ, за который оплачены баснословные суммы коммерческим провайдерам.
Мы на грани информационной революции. Развитые страны на 100% зависят от Сети. В развивающихся странах местные разработки вежливо отстраняют. Но ведь тезис «Кто управляет информацией – тот управляет миром» как никогда актуален именно в информационном обществе!

Управление информационным обществом
Люди, контролирующие Интернет, уже формируют то, что называется «общественным мнением». Юридически Интернет принадлежит США, и их информационные консорциумы продвигают его как безальтернативную компьютерную сеть. Фактически он становится органом управления массовым сознанием, а значит, есть вероятность концентрации власти в Сети, и возможен ее захват при переходе цивилизации к информационному обществу. И тогда уже неважно будет, сколько «полярностей» у мира.
Вряд ли российские граждане и правительство стремятся к такому «информационному обществу».
Да, Интернет снивелировал разрыв в уровне информатизации по стране. А всеобщая компьютеризация и рост средств передачи данных технически позволяют, кажется, решить любые проблемы. Но основная масса компьютеров – персоналки. Основная операционная система – Windows. Мы не имеем открытых текстов этих ОС и не знаем, что там зарыто. Можем ли мы доверять управление страной (электронное правительство!!!) этим средствам? Важным моментом также является неизбежность полной формализации документооборота в электронном обмене и, как следствие, возрастание рисков ошибок в силу невозможности осуществить семантический контроль данных (на это способен человек, но не программная среда). В итоге вся страна может стать заложницей сисадминов, которые «поправят» что угодно – статистику, выборы, референдумы, паспортные данные…
Интернет престает быть лишь инструментом и помощником. Он становится органом дистанционного управления. И при охвате Сетью 100% населения планеты всем знакомый лозунг вполне может прозвучать и так: «Кто управляет Интернетом – тот управляет миром». А кто управляет Интернетом в России, и есть ли ему альтернатива?

Информационная зависимость
Нынешний кризис показал: мы уже зависим от информационных услуг, жизнь крупных городов России и региональных центров основана на движении информации. С одной стороны, глава государства это осознает, подтверждением чему является его прямое обращение «Вперед, Россия!», сделанное именно через Сеть.
И хотя информация в Сети принадлежит нам (тем, кто ее там размещает, – от частных лиц до государственных мужей), все мы платим за «право доступа» к ней. И даже у государства нет права управления Сетью: Интернетом на территории России управляет несколько общественных организаций, у которых с какими-то западными, также общественными организациями есть некие соглашения.
На государственном уровне ни у одной правительственной структуры нет официальных договоров о развитии Интернета на территории России. Сеть развивается коммерческими провайдерами, которые покрывают свои расходы за счет пользователей! Почему же Россия, строя информационное общество, не создает свою собственную национальную Сеть?
В декабре 2008 г. из Минсвязи России был получен ответ: «Важнейшей тенденцией развития современного мира является создание глобального информационного общества, в основе которого лежит прогресс в области информационно-коммуникационных технологий. Ключевым элементом этого общества является… сеть Интернет. Одной из важнейших задач по развитию российского сегмента сети Интернет является интеграция его в мировое информационное пространство… Построение новой информационно-коммуникационной сети в масштабах страны как альтернативы глобальной сети Интернет и существующей параллельно с ней на сегодняшний день не оптимально, так как ее построение «с нуля» потребует значительных финансовых вложений». Выходит, для России денег нет, а на доступ к общественно-коммерческому американскому проекту Интернет нашлись – и немалые!

«Прямой доступ»
Нужна ли России своя Сеть, созданная на собственных разработках, построенная на принципиально новых технологических принципах и работающая на развитие всей отечественной промышленности, образования, социального и пенсионного обеспечения, способная обеспечить межгосударственное взаимодействие с соседними странами? Скорее да, чем нет. Если вдруг Интернет в одночасье рухнет, то его просто нечем будет заменить, если не появится собственная сеть обмена информацией.
У российской ИТ-отрасли огромный потенциал развития: ряд компаний лидирует на мировом рынке информационных продуктов и услуг, отечественный экспорт в сфере ИТ растет в среднем на 80% в год. Но отсутствие доступной инфраструктуры для деятельности инновационных предприятий, невозможность получения ими финансирования на приемлемых условиях, а также административные барьеры сдерживают темпы роста.
Государство видит в качестве способа преодоления этих барьеров создание технопарков и Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий, где первый взнос в фонд будет сделан государством в размере 1,45 млрд руб., а в дальнейшем фонд должен стать полностью частным.
Снова странности, как и с Интернетом, – частный фонд будет решать государственные задачи…
Минкомсвязи к ноябрю 2009 г. должно представить в правительство долгосрочную программу «Информационное общество», реализация которой рассчитана на 2011–2018 гг. На ее выполнение предполагается выделить 152 млрд руб.
И хотя от предшественниц – «Электронного правительства» и «Электронной России» – новую программу будут отличать масштаб и объединяющий план информатизации практически всех бюджетных отраслей, участники рынка настроены скептически. По мнению исполнительного директора Direct Info Алексея Кондрашова, минусом как «Электронной России», так и «Электронного правительства» является отсутствие общей координации проекта, где каждое ведомство создавало что-то свое, несовместимое с другими разработками.
Словом, проблема построения информационного общества в России – это не прокладка кабелей и настройка спутникового телевещания, а необходимость понять конкретные задачи, которые ставит перед собой новое информационное общество, его ценности и цели, понимание средств их достижения и последствий в масштабах страны и мира. У нас в активе – стремительное развитие отечественной сферы ИКТ, усиленный приток отечественного и иностранного капитала в отрасль, высокое качество и доступность современных технологий и услуг в стране.
Мы не можем больше зависеть от цен на нефть, и путь у нас один – развитие отрасли ИКТ и создание в России информационного общества. Морально и технически страна готова принять модель его развития. Но оно не должно быть безальтернативным в способах построения и должно базироваться на собственных, российских разработках и ресурсах. А это у нас есть.

Елена Форафонтова