Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 10 (101) - 2009

ТЕМА НОМЕРА:

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА


"ПЕРЕХОД НА ЦИФРОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ НЕ ПЕРЕНОСИТСЯ"


До 2015 года должна быть обеспечена доставка бесплатного цифрового пакета социально значимых телевизионных и радиоканалов в каждый российский дом

Директор Департамента цифрового телевидения и использования новых технологий в средствах массовых коммуникаций Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Виталий СТЫЦЬКО



Стыцько– Виталий Петрович, переход на цифровое телевидение в РФ с 2005 г. постоянно переносится. Очередной срок – 2015 год. Реален ли этот срок, и что может оказать негативное воздействие на успешное выполнение проекта? Какое влияние на переход «на цифру» призвана оказать ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009–2015 годы»?
– Не надо путать: переход на цифровое телевидение не переносится на 2015 год. Основная идея ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009–2015 годы» – обеспечить доставку бесплатного цифрового пакета социально значимых телевизионных и радиоканалов до всего населения страны. Это задача до 2015 года, потому что мы как часть мирового и европейского сообщества взяли на себя обязательство до этого срока закончить аналоговое вещание. Но ни один человек в стране не должен остаться с темным экраном! Мы можем отключить аналоговое телевидение, только когда 95–98% населения региона будет обеспечено либо цифровыми телевизорами, либо цифровыми приставками.
Это не говорит о том, что не может быть каких-то компромиссов. Они возможны. Если в какой-то области по тем или иным причинам не удалось этого сделать, при соблюдении определенных условий мы можем выйти и за 2015 год. Поставлена задача: до 2015 г. мы должны перейти на цифровое вещание – это значит, что до этой даты каждый житель нашей страны должен иметь возможность принимать пакет из восьми обязательных общедоступных телевизионных каналов и трех радиоканалов, хотя во многих регионах количество каналов эфирного наземного телевизионного вещания мы надеемся довести до 20–22.
Программа состоит из нескольких разделов. Первый и второй – это модернизация существующей структуры эфирного наземного вещания. Ведь целый ряд антенно-мачтовых сооружений пришел в негодность – их нужно доработать, модернизировать под новые задачи. Дальше – создание сети цифрового телевизионного вещания для всей территории страны до 2015 г. Эта задача будет поручена единому государственному оператору сети – ФГУП РТРС. Мы начнем с Дальнего Востока – с 2010 г. пойдет создание сети в этом регионе, ведь там плохая обеспеченность телевидением. Постепенно до 2015 г. отдельными этапами будем разворачивать сеть на всей территории России. Эта сеть государственная, я подчеркиваю, и предназначена она для трансляции первого мультиплекса. Предполагается также постепенное развертывание сетей второго и третьего мультиплекса за счет внебюджетных источников финансирования.
Для цифрового телевещания необходимо и увеличение емкости спутников связи и вещания. Ведь число каналов будет возрастать, значит, информационная емкость спутников должна увеличиваться, поэтому в ФЦП предусмотрен запуск еще, как минимум, двух спутников. Создание двух аппаратов будет финансировать федеральный бюджет, остальных – на условиях партнерства между бизнесом и государством. К сожалению, за последние годы у нас два спутника вышли из строя. Так что те два аппарата, которые недавно были запущены, – только восполнение космической группировки, а нам нужно думать о будущем. ФЦП предусматривает, начиная с 2012 г., постепенный переход на цифровой формат радиовещания в диапазонах длинных, средних и коротких волн.

– Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах». Как согласуется с этим указом платное предоставление населению приставок для цифрового ТВ?
– Действительно, согласно указу президента каждый житель нашей страны должен иметь возможность бесплатно принимать цифровой пакет из восьми обязательных общедоступных телевизионных каналов и трех радиоканалов. И это будет реализовано до 2015 г.
Никто никого насильно загонять в «цифру» не будет. Со временем россияне сами поймут все преимущества нового формата вещания. Если не будет желания и стимула переходить к цифровому телевидению, то человек будет иметь право принимать еще достаточно долго аналоговый сигнал.
И не надо зацикливаться на цифровых приставках. Уже сейчас многие новые модели телевизоров содержат устройства, обеспечивающие прием цифрового сигнала (а это значит, что приставка уже не нужна). А к 2015 г. самые бюджетные модели телевизоров будут по определению оснащены такими устройствами. Если нет возможности покупать новый телевизор, в продаже появятся достаточно дешевые «бюджетные» модели цифровых приставок. Проблема лишь с малообеспеченными слоями населения, поэтому мы считаем, что регионы тоже должны участвовать в программе цифровизации. На местах лучше знают, кто может нуждаться в такой помощи.
Вообще приставки – это изделие массовое, для многих предприятий, как говорится, лакомый кусок. Потому что хорошо налаженное массовое производство всегда является неплохим бизнесом. Мы исходим из того, что когда начнется массовое производство приставок, цена снизится с нынешних 2–3 тыс. руб. до 1000 руб.

– Какое сегодня сложилось положение с российскими СМИ в связи с кризисом в стране? Что, на ваш взгляд, ждет их в ближайшем будущем?
– За последний год печатные издания в разных странах потеряли много читателей и рекламодателей.
По данным отраслевых ассоциаций, в условиях кризиса пресса оказалась самым уязвимым сегментом рекламного рынка. За первую половину 2009 г. рынок рекламы центральной прессы сократился на 43,5%. Рекламодатели перераспределили свои бюджеты в пользу медиа, обеспечивающих более универсальный, быстрый и гибкий контакт с аудиторией – телевидения и Интернета. Хотя повод для оптимизма все же есть: по итогам осени ожидается рост рекламных доходов относительно весны и лета.
Очевидно, что для восстановления позиций в ближайшие два года участникам российского рынка прессы необходимо будет предпринять значительные усилия по качественной и технологической перестройке бизнеса. Впрочем, дополнительные возможности роста для тех издателей, которые нацелены на развитие, уже есть. Речь идет, к примеру, об использовании мультимедийных возможностей.
Кризис во многих странах стал причиной усиления присутствия государства во всех отраслях экономики. Оно выразилось не только в увеличении его доли в уставных капиталах компаний, но и в точечных мерах поддержки, к примеру, путем предоставления льгот. В нашей стране правительство поддерживает печатные СМИ, поощряя наиболее яркие (не путать с гламурными) издания, способные даже в это непростое время предоставлять качественный контент. Каждый год в День российской прессы – 13 января – правительство награждает лучшие редакции российских СМИ. Это признание заслуг не только отдельных журналистов, но и всего коллектива.

– Многие СМИ имеют поддержку на региональном и муниципальном уровнях. Планируется ли какое-то подобие госзаказа для СМИ (социально-ориентированных, общественно-политических, патриотических и т.п.) на федеральном уровне?
– На протяжении последних нескольких лет государство оказывает поддержку социально значимым проектам в электронных и печатных средствах массовой информации, а также на телевидении.
На конкурсной основе выделяются гранты на наиболее интересные проекты. Особое внимание уделяется поддержке русского языка и чтения, формированию интереса к отечественной литературе и книге, установок толерантного сознания, профилактике экстремизма, сохранению и развитию традиционной народной культуры. Кроме того, в числе социально-значимых проектов поддерживаются проекты для детей и молодежи, а также программы, направленные на патриотическое воспитание, нравственное и физическое здоровье россиян, укрепление семейных ценностей и пропаганду достижений науки, культуры, искусства.