|
Архив
№ 9 (100) - 2009
ТЕМА НОМЕРА:
РОССИЯ МОЛОДАЯ
|
|
ПРОБЕЛ В ОБРАЗОВАНИИ
«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством... не уважает стариков… дети стали тиранами... Попросту говоря, они очень плохие». Сократ (470–399 гг. до н. э.). Знакомо, правда? Но недавнее обращение президента Д. Медведева к населению страны – это в первую очередь обращение к молодым россиянам, которые будут жить и работать в ее «завтрашнем дне».
Кто вы, молодые россияне?
Годом молодежи объявлен в России 2009-й. 19 февраля 2009 г. премьер В. Путин провел совещание, посвященное этому событию. Там было озвучено, что именно правительство подразумевает под молодежной политикой – решение демографической, образовательной и жилищной программ, экономических и социальных вопросов. Говорилось о необходимости снятия барьеров для роста и продвижения молодежи во всех областях, предоставлении ей широких возможностей для самореализации. Недавно президент Медведев подписал указ о том, чтобы с 18 лет молодежь имела право выдвигаться в органы управления страной. Сомнительный шаг: мировоззрение-то еще не установилось, но уже – управляет… Эти меры рассчитаны на 15, 20, 30-летних, которые скоро будут реализовывать планы развития России, укреплять гражданское общество. Их 38 млн человек (27% населения). Они – самая динамичная и способная часть населения. И они же – самая уязвимая его часть, которой нужны здоровая жизненная среда и надежные социальные гарантии: ведь практически у каждого из них очень остро стоят вопросы получения образования, трудоустройства, социальной адаптации, жилья.
С чего начали?
Начали с утверждения Стратегии государственной молодежной политики и… создания профильного министерства и федерального агентства. А также их структурных «проводников» на местах. Возможно, это верный шаг: создана сеть, задачей которой является работа с молодежью, а сферой ответственности – реализация проектов и планов молодежной политики. Итак, возникла еще одна аппаратная единица. Правительство рассчитывает на активность молодежи, но при этом премьер заявляет, что «свода правил, которые мы назвали бы молодежной политикой, не существует». И на том же совещании говорит, что «в стране предпринимаются эффективные… (особенно в сфере демографии) усилия, направленные на решение проблем, с которыми сталкиваются молодые люди». Как это сочетать?
«Поколение пепси»
Молодежь – это всегда итог влияния общества и семьи, событий и реальностей жизни, результат образования и общей культуры гражданского общества. Все качества нынешней молодежи заложены в постперестроечном обществе, когда культ денег, добытых любым путем, заменил общечеловеческие ценности. У нынешней молодежи изменен вектор «рефлекса цели». У их родителей цель была: «жить, чтобы работать» (создавать для страны продукт интеллектуального или физического труда). 20 лет вектор цели двигали и, похоже, изменили на пресловутое: «работать, чтобы жить». Нынешние 40-летние инженеры, рабочие и ученые переквалифицировались в менеджеров, челночников, уборщиц, охранников и банковских клерков, а мерилом успешности стал не созидательный труд, а «кто больше урвет для себя». Так Россия лишилась основного своего богатства – людей, желающих и способных принести ей пользу. А сама страна стала рассматриваться как ИСТОЧНИК ОБОГАЩЕНИЯ отдельных людей или «кланов». Единственное, что могло этому противостоять до определенного предела – образование и система школьного и вузовского воспитания, – было благополучно разрушено «реформаторами», которых меньше всего волновал результат.
«Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ) Что же объединяет нынешнюю молодежь? Она разная, но общее у нее все-таки есть: она в большинстве своем говорит на одном языке – на русском. Это – один из 6 официальных языков ООН. Но после развала СССР число людей, владеющих им, в мире сократилось с 350 до 270 млн. Это единственный в мире язык, стремительно сдающий свои позиции: сейчас он – 4-й по распространенности после китайского, английского и испанского, но уже через 10 лет может откатиться во 2-й десяток. Язык – одна из базовых духовно-нравственных ценностей России и средство духовного формирования личности. Что же с этой ценностью происходит? 15 последних лет наш язык уродовали засилье иностранной лексики (более 2,5 тыс. иностранных слов), внедрение сленга, терминологизация литературного языка. Его упрощали и низводили к просторечию. Его отупляли, будто не понимая, что это скажется на тех, для кого он будет средством общения и выстраивания межличностных и общественных норм поведения и мышления. Но до 2009 г. государственные чины, хотя и допускали «ляпы» в своих речах, все же не настаивали, чтобы это стало нормой. Дождались! Недавно аппаратные чиновники Минобразования совершили «прорыв», узаконив безграмотность на том основании, что «так многие говорят». Вместо борьбы с безграмотностью населения чиновники ее утвердили, чего даже большевики после революции себе не позволили. Теперь нормой стали «дóговор» и «кофе» среднего рода. Признаки, по которым образованного человека отличали от неграмотного, упразднили. И после этого президент говорит о «вековой лени» русского народа?! Да не народ ленив, а чиновники, поставленные охранять святое святых – чистоту элемента, формирующего нацию, – русского языка! Что же так не нравилось «реформаторам» школьного образования, что несмотря на протесты родителей, учителей, учеников они 20 лет методично шарахалась из одной крайности в другую, пока не дошли до «квинтэссенции реформ» – ЕГЭ?
«Первый звонок»
«Забытое» поколение, рожденное в 60–70-е годы прошлого века, все еще несет на себе «печать интеллекта», полученную в «той» школе. Советское образование не пичкало знаниями, а давало ориентир на «конечную цель» жизни человека – пользу, приносимую стране. В подобных методиках обучения и была ценность советской школы. А еще – в сочетании академического и профессионального образования, помогавшего определиться с выбором профессии, получить навыки трудовых специальностей, гарантировавших работу и возможность кормить семью. Экзамены предполагали БЕСЕДУ с преподавателем, причем выше всего ценилась способность дать «развернутый ответ», показать ход мысли экзаменуемого, ответить на дополнительные вопросы. Такой экзамен был прообразом «защиты», первым самостоятельным «научным выступлением»! Сейчас все это заменили тесты ЕГЭ. Что мы «тестируем» обычно? ИЗДЕЛИЯ, МАШИНЫ, СХЕМЫ, ПРОГРАММЫ… Итак, нынешнего школьника отождествили с «изделием» и... лишили возможности говорить! У думающего ребенка восприятие вопроса теста намного шире заданных рамок. Это очевидно всем, но усилиями чиновников 11 лет обучения сведены в рамки «выбора нужной схемы действий из ограниченного набора готовых решений». Ребенок не должен мыслить, у него нет даже возможности объяснить, почему он отвечает именно так, а не иначе! Но ведь задача школы именно в том, чтобы научить думать и анализировать, давать самостоятельные оценки событий, доказывать свою точку зрения. А это в «тест» не заложишь! В результате получаем первый этап «разворота вектора цели», первые «ворота коррупции», иначе чем можно объяснить, например, участие «с перебором» в ЕГЭ по русскому языку: в Адыгее – 118,43% выпускников, в Туве – 109,11%, в Вологодской области – 117,94%, в Чукотском АО – 104%. А вот цифры принявших участие в ЕГЭ по математике: в Нижегородской области – 108,86% выпускников, в Ивановской – 195,35%, в Калмыкии – 107,9%. Но, может, это ретрограды-родители недопонимают, а педагоги оценили прогресс?
Учителя против ЕГЭ
В резолюции I Всероссийского педагогического форума, состоявшегося 28 июля в Санкт-Петербурге, направленной президенту, правительству и Минобразования и науки, учителя требуют отказаться от нынешней действующей системы ЕГЭ и изменить в целом подход к системе образования в России. Они отмечают, что «экономическая» модель управления образованием приводит к сокращению гарантий доступности бесплатного образования для граждан, что прямо нарушает Конституцию РФ. Политика «оптимизации» привела к сокращению числа средних учебных заведений в малых городах и на селе, исчезновению психологов, соцработников, воспитателей в школах, резкому росту учебной нагрузки на учителя и ребенка. Здоровых школьников к 11 классу практически не осталось. Педагоги требуют отказаться от идеологии «экономической целесообразности» в отношении школ, обеспечить доступность образования на всей территории РФ, прислушаться к мнениям педагогов. Они предлагают отказаться от действующей модели ЕГЭ и ввести двухступенчатую систему итоговой аттестации, при которой первая часть экзамена станет итоговой для получения аттестата, а вторая – вступительным экзаменом в вуз или ПТУ. Учителя считают неверным внедрение в основную учебную программу религиозного обучения и методику подушевого финансирования школ, предлагают снизить бюрократическую нагрузку на учителей и перейти от сокращения работников образования к сокращению управленческого аппарата и методических служб. Как видим, и учителя недовольны. Все население не приемлет реформы, приведшие страну к коллапсу, сверхнагрузкам на детей и педагогов, раздуванию управленческих структур и сокращению числа учителей и школ с малым количеством учеников. «Караван» же упрямо идет… Но, может, это стоит того, и в вузах растет «опора России»?
Высшие учебные…
Советское вузовское образование завершалось тоже логично: если выпускник не продолжал учебу дальше, он был обязан работать по распределению. Это не просто давало возможность применить знания на практике и более реально оценить себя как специалиста, но снимало острейшую проблему современности: трудоустройство сразу после окончания вуза. Народное хозяйство гарантировано получало «кадры», выпускники – работу. Но и тут «отреформировали». Начали с конца: заменили обязательное распределение свободным, которое выкинуло выпускников в жизнь с «неокрепшими крыльями» и привело к тому, что они не могут найти работу ни у себя в стране, ни за рубежом, теряют квалификацию. Мало того – изменили способы приема в вузы. И если школа против нормативно-подушевого финансирования, то ректоры ведущих вузов – только «за»: там должны учить столько студентов, на сколько хватит территории и преподавательского состава. По их мнению, государство должно оплачивать учебу только победителей олимпиад и набравших высокие баллы; остальным придется учиться за свой счет, а двоечникам дорогу в вуз закроют. Ректоров не страшит сокращение числа вузов. Они, уже не стесняясь, называют конституционное право на образование рынком образовательных услуг и рассуждают об изменениях на этом рынке. Был, дескать, рынок продавца – вуза, а теперь стал рынок покупателя – абитуриента, когда даже ведущие вузы вынуждены вызванивать абитуриентов с высоким баллом, чтобы те принесли документы для зачисления. И это – «победа»?! Да и как ректор вуза вообще мог отождествить образование и рынок? Поистине – горькие «плоды просвещения». Но, может быть, есть «экономическая целесообразность»?
Система без обратной связи
Сейчас количество бюджетных мест в вузах распределяет Минобрнауки, исходя из некоей политической ситуации (меньше юристов, больше инженеров). То есть дает «план по валу» на следующие 6 лет. И кто ответит за выпуск «лишних» специалистов, если через 6 лет ситуация изменится? Фурсенко? Вряд ли. Куда пойдут «лишние» инженеры? Система высшего образования работает без обратной связи. Зато все вакансии содержат требование стажа работы в данной должности от трех лет, а выпускникам предлагается та работа, которую может выполнить просто грамотный человек. Так, самые востребованные в столице специальности – подсобные рабочие, водители, уборщики, слесари, повара. Искать счастья за границей решаются только самые одаренные. Да и там котируются далеко не все дипломы. По специальности устраиваются работать единицы и, как правило, те, кто уже «показал себя» на родине. Самые востребованные – программисты. Русская «школа» в этой области действительно ценится за рубежом. В остальных областях связь «вуз–трудоустройство» разорвана, вектор цели смещен. Даже собственный бизнес – не выход. В основном этот путь закрыт для выпускников. В СССР существовал стандарт на зарплату молодого специалиста. Его сейчас нет. Значит, первой и основной целью выпускника стал не поиск «интересной и творческой» работы по специальности, а «престижной и высокооплачиваемой». Средство стало целью. Круг замкнулся.
«Как нам реорганизовать Рабкрин»
По словам С. Миронова, «правительство впервые признало умопомрачительный масштаб неэффективных трат в образовательной сфере. 140 млрд руб… чиновники растранжирили на содержание себя, любимых». Хочется спросить: за это кто-нибудь уже ответил? Деньги исчезли, страна не вылезает из состояния сырьевого придатка и кризиса реального сектора экономики. Виноватых нет. Как только коммерцию пустили в образование – оно деградировало. Школьники по грамотности скатились на уровень развивающихся стран, профтехобразование исчезло. И сколько бы президент Медведев не призывал его восстановить, оно не возрождается: педагогов, оборудования и площадей нет. Даже в кризис не найти рабочих в производственный сектор экономики! Страну заполонили клерки, производящие воздух. Единственное, что можно сделать сейчас – восстановить государственный и общественный контроль над образованием. Оно должно вновь стать доступным. Льготное кредитование – лишь первый шаг в этом направлении. Коммерческую часть образования должны совместно определять общество и государство. Надо восстановить цепочку, связывающую стратегию развития отраслей и образование (от ПТУ до вуза). Но это лишь вторая часть возвращения «вектора цели» нынешней молодежи в созидательное русло, когда достойным станет не «гламурный» образ жизни, а труд на благо страны. Труд, который достойно оплачивается и позволяет гордиться выбором профессии. Иначе Россия так и останется стоять перед лицом равнодушия к судьбам страны не одного, а минимум четырех поколений.
Елена Форафонтова
|