Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 9 (100) - 2009

ТЕМА НОМЕРА:

РОССИЯ МОЛОДАЯ


ТРУДНО БЫТЬ МОЛОДЫМ


Нынешний Год молодежи стал логическим продолжением Года ребенка и Года семьи. Следующий, 2010 год тоже логично объявлен у нас Годом учителя.
Кстати, совсем недавно, 12 августа, отмечался установленный по инициативе ООН Международный день молодежи. В этом году он прошел под девизом: «Устойчивость – наш вызов, наше будущее».
Год молодежи в России заканчивается. Однако он так и не решил самую главную для большинства молодых людей проблему – неуверенность в завтрашнем дне. И пусть нас не успокаивает то, что проблема эта характерна для всего мира, – наша молодежь живет в нашей России, и от того, поверит ли она в будущее, в свою нужность стране, зависит само будущее этой страны.
На три вопроса «НВ» о месте молодежи в обществе, задачах, стоящих перед политическими партиями и государством, ответили руководители молодежных политических структур.
Из молодежных движений представленных в Госдуме партий ответ мы не получили лишь от начальника Центрального штаба «Молодой Гвардии» Александра БОРИСОВА.

1. Каковы основные направления молодежной политики вашей партии? Насколько молодежь вовлечена в дела партии? Что в воспитании молодого поколения партия считает для себя приоритетным?
2. Принимала ли ваша партия участие в разработке Стратегии государственной молодежной политики в РФ? Насколько партийная молодежная политика согласовывается с этой Стратегией?
3. Ваше мнение о первоочередных задачах государства в области молодежной политики?



ПятницкийПавел ПЯТНИЦКИЙ, руководитель Всероссийского молодежного центра ЛДПР:

1. Основной задачей ЛДПР в работе с молодежью является забота о ней. Это выражается во всем: в участии депутатов фракции ЛДПР в принятии и разработке законов, касающихся молодежи; в помощи молодым специалистам в трудоустройстве; в мерах депутатского реагирования, когда права молодого человека нарушаются; в привлечении школьников и студентов к духовно-нравственному воспитанию. ЛДПР старается не сыпать на голову молодежи нравоучения, а слушать ее. Ведь важно знать, как сама молодежь видит свою жизнь и что власть должна сделать для того, чтобы создать им нужные условия. В дела партии наши молодые активисты вовлечены самым активнейшим образом. Достаточно сказать, что фракция ЛДПР в Госдуме – самая молодая, если взять средний возраст депутатского корпуса. Также из имеющихся у ЛДПР депутатов различного уровня по стране 45% составляют те, кому до 35 лет. В воспитании молодого поколения, думаю, приоритет один – делать все, чтобы оградить наших парней и девушек от тлетворного влияния западной пропаганды и идеологии. Мне, конечно, могут возразить, что никакого влияния подобного рода на Россию никем не оказывается, но ЛДПР уже 20 лет, и мы слишком хорошо знаем коварные планы наших недругов по истреблению – именно истреблению! – молодежи России.
2.
Стратегию государственной молодежной политики в РФ принимало правительство России, и ни за какими предложениями к ЛДПР разработчики не обращались, следовательно, и никакого участия принимать в формировании данного документа ЛДПР не могла. Также хочу подчеркнуть, что принималась Стратегия еще до создания Комитета Госдумы РФ по делам молодежи. В середине 2008 г., насколько я помню, с целью улучшения в нее были внесены изменения, но они мне представляются расплывчатыми и невнятными. Да и в целом Стратегия недостаточно подготовлена и расплывчата. Причиной тому, видимо, является изначальное ее создание конкретно под выделение финансовых средств на такие проекты как «Карьера», «Успех» и др. В настоящее время по поручению президента России разрабатывается федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2011–2015 гг. В ней ЛДПР примет самое активное участие. Хотел бы отметить, что меня удивляет тот факт, что руководство страны и ее правительство не привлекают актив молодежных организаций для разработки подобного рода документов. Куча непонятных советов, молодежных общественных палат и объединений – не в счет. Это странные организации с громкими программными целями, но совершенно призрачными результатами работы. Всероссийский молодежный центр ЛДПР существует 17 лет, ЛДПР в декабре текущего года отмечает двадцатилетний юбилей, а наших активистов и специалистов очень редко приглашают принимать участие в дебатах и обсуждениях законодательных актов и проектов по молодежи на федеральном уровне. Считаю это неправильным и надеюсь, что в ближайшее время власть обратит на это внимание.
3.
Считаю, что первоочередной задачей государства должна стать реальная забота о молодежи. Подчеркиваю: реальная забота. Можно принять тысячу законов, подзаконных актов и постановлений, но если чиновники-исполнители на местах будут глядеть одним глазом на такие документы – толку не будет. Сейчас во всех регионах страны при исполнительных или законодательных органах власти работают молодежные парламенты – структуры, объединяющие самые разные слои молодежи в субъектах. Я сам стоял у истоков формирования Молодежного парламента Новосибирской области и видел реальное участие в его деятельности губернатора В.А. Толоконского. Печально, но далеко не все руководители регионов способны понять важность заботы о молодежи. Должен быть принят федеральный закон «О молодежи», который будет четко регламентировать обязанность того или иного чиновника оказывать зависящую от него помощь молодым людям и строго указывать, какую ответственность чиновник понесет в случае халатного исполнения своих обязанностей. Естественно, за исполнением закона четко должны следить руководители страны. ЛДПР уверена – без молодежи будущего у страны нет. И каким оно будет, зависит от того, как молодежь живет сегодня и будет жить завтра.

АфонинЮрий АФОНИН, секретарь ЦК КПРФ по молодежной политике, первый секретарь ЦК Союза коммунистической молодежи РФ:

1. Концепция нашей молодежной политики была разработана около 10 лет назад. С тех пор российское общество сильно изменилось.
Во-первых, сегодняшнее молодое поколение в основном не имеет советского социального опыта. Это поколение выросло в условиях государственного антикоммунизма и имеет, как правило, смутное и предвзятое представление о советской социальной действительности.
Во-вторых, в российском обществе резко сократилась вертикальная социальная мобильность. Бурная эпоха первоначального накопления и буржуазного классообразования оставляла молодежи реальные, хотя и весьма рискованные пути в верхние классовые слои через бизнес и криминальную среду. Сегодня практически все социальные «лифты», позволяющие молодежи подниматься «вверх», пробивая классовые барьеры, не работают. Молодежь все лучше это осознает и, в отличие от молодежи 1990-х, имеет меньше иллюзий легкого личного успеха.
В-третьих, в сравнении с 90-ми годами, в молодежной среде усилилось классовое расслоение. Такая категория как студенчество из-за сокращения доступности высшего образования для выходцев из бедных семей приобретает все более элитарный характер (хотя процесс этот далек от завершения).
С другой стороны, ограниченный промышленный подъем начала ХХ века привел к притоку молодежи в рабочий класс. Продолжается отток ее из села и малых городов в крупные города, особенно в мегаполисы, что также сопровождается значительной социальной перегруппировкой. Продолжает расти классовая группа «офисного пролетариата».
Все это заставляет нас пересмотреть некоторые подходы к работе с разными социальными группами молодежи.
Безусловно, у нас есть собственная молодежная программа. Ее основные направления – расширение влияния на различные группы молодежи, развитие пионерского движения, активизация агитационно-пропагандистской работы в молодежной среде, включая нетрадиционные пока для партии методы – интернет-проекты, поддержку популярных среди молодежи потенциально антикапиталистических идейных движений, эстетическую контрпропаганду. Планируем мы популяризировать информацию об СССР.
Для нас важно помочь молодежи научиться выживать при нынешней социально-политической системе. Каким образом? Через создание при организационной помощи КПРФ и Союза коммунистической молодежи России социальной инфраструктуры, которая будет помогать молодым удовлетворять свои важнейшие социальные потребности в условиях капитализма. Причем инфраструктура эта должна выгодно отличаться от коммерческого сектора доступностью, а подчас и уникальностью своих услуг.
2.
Сегодня представители КПРФ практически вытеснены из исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. Весьма ограничено и влияние партии в представительных органах власти. Доминирование в общественно-политическом пространстве одной партии, нежелание прислушиваться к нашим предложениям сводят к минимуму нашу возможность влиять на государственную молодежную политику.
Тем не менее, Компартия не намерена отказываться от попыток влияния на государственную молодежную политику. Фракциям КПРФ в законодательных собраниях регионов и в представительных органах МСУ дана установка: считать нормой разработку в течение года не менее 1–2 законопроектов, решений (или существенных поправок к ним), направленных на защиту интересов молодежи. Если данные законопроекты и решения будут блокироваться «партией власти», будем как можно шире информировать об этом общественность.
3.
Считаю, что государство как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, как исполнительная, так и законодательная ветви власти должны объединить усилия для минимизации основных проблем, угроз и вызовов, стоящих перед сегодняшней молодежью:
безработицы и трудностей с подбором работы по специальности;
ограничения доступа к качественному образованию;
невозможности приобретения жилья для большей части молодежи;
наркомании и алкоголизма, ВИЧ-инфекции, принявших характер эпидемии;
вовлечения молодежи в преступную деятельность.
Все эти социальные язвы, на наш взгляд, порождены государственной политикой за последние 15 лет и носят системный характер. Наше мнение: меры, предпринимаемые сегодня властями в отношении молодежи, в том числе в рамках так называемых нацпроектов, дают некоторый эффект, но не могут существенно повлиять на преодоление перечисленных болевых точек.

ГудковДмитрий ГУДКОВ, сопредседатель Молодежного общероссийского движения за свободу и социальную справедливость «Победа»:

1. Три проблемы, которые являются ключевыми для молодежи: где и как учиться, где жить, где работать. «Справедливая Россия» всегда отстаивала право граждан на бесплатное высшее образование, была противницей Болонской системы и введения ЕГЭ. Экономика знаний – это то, что должно прийти на смену сырьевой экономике, а значит, именно знания должны стать нашим главным стратегическим ресурсом.
«Справедливая Россия» выступает за массовое строительство социального жилья. В Госдуме на рассмотрении находится законопроект наших депутатов о строительных сберкассах, в которых можно будет накопить 25–30% стоимости жилья, а другие 70–75% получить в виде долгосрочного кредита под низкий процент. Мы обязательно добьемся его принятия. Мы также выступаем за систему молодежных жилищно-строительных кооперативов, которые могли бы строить жилье по себестоимости, получив бесплатно от государства участок земли с коммуникациями.
Наша партия добивается увеличения количества рабочих мест для молодежи. Результатом этой работы стал законопроект о первом рабочем месте для выпускников вузов. Решение проблемы занятости молодежи невозможно без поддержки малого бизнеса. Среди мер, которые мы предлагаем: предоставление налоговых льгот малым и инновационным предприятиям, восстановление для таких предприятий льгот по налогу на прибыль, земельному налогу и по налогу на имущество в условиях кризиса.
В партии существует несколько крупных всероссийских молодежных движений. 1 октября 2009 г. на съезде в Туле будет создана единая структура, в которую войдут молодые политики, разделяющие социалистические и социал-демократические идеи. Также при партии создан Совет по молодежной политике, который призван формировать основные направления молодежной политики партии, участвовать в подготовке партийного кадрового резерва, готовить законодательные предложения «Справедливой России». Многие молодежные лидеры входят в руководящие органы партии.
Мне бы не хотелось повторять тезисы программы партии о развитии духовности и нравственности. Главная проблема в том, что молодые люди не понимают, что действительно «круто», а что – нет. Сегодняшняя информационная политика страны привела к тому, что настоящие герои, с которых надо брать пример, исчезли, их место заняли псевдогерои, которые учат, мягко говоря, не тому, что нужно.
Мне кажется, что если собрать умных, креативных и талантливых телевизионщиков, то можно и без лобовой пропаганды объяснить молодежи, что такое хорошо, а что – плохо. Например, убедить, что пить, материться и предавать друзей может неудачник, у которого нет будущего. А вот если служить Родине, то тебя будут любить девушки и уважать друзья. Будешь хорошо учиться – на заработанные собственным умом и трудом деньги сможешь купить хорошую машину. Правда, для этого нужна нормальная армия и равные возможности социального лифта для молодых. Это уже глобальная задача, которую наша партия обязательно когда-нибудь решит.
2.
Главная проблема России – отсутствие коллегиальности в принятии политических решений. К сожалению, стратегия государственной молодежной политики в основном формируется в закрытом режиме, а большинство решений принимается кулуарно. Это проблема не столько тех, кто отвечает за молодежную политику в стране, сколько политической культуры, которая сформировалась в последние годы. Необходимы публичные консультации, дискуссии и участие в процессе всех политических сил страны, представителей гражданского общества. Если мы хотим, конечно, чтобы у нас это гражданское общество развивалось.
3.
Нет никакой молодежной политики – это надо понимать. Есть политика для молодых. Сегодня власть должна задуматься о развитии экономики, в первую очередь, малого и среднего бизнеса. Необходимо создать систему политической конкуренции, чтобы к власти приходили лучшие, а не лояльные. Стоит всерьез задуматься о развитии гражданского общества и системы общественных, а значит, независимых СМИ. А все остальное приложится.