|
Архив
№ (0) - 2009
ТЕМА НОМЕРА:
ПРОСЛАВИВШИЕ РОССИЮ. СОХРАНЯЕМ ТРАДИЦИИ
|
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ"
Национальный проект «Здоровье» – программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в 2005 году в рамках реализации четырех национальных проектов.
Цели и задачи проекта: 1. Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности. 2. Повышение доступности и качества медицинской помощи. 3. Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе. 4. Развитие профилактической направленности здравоохранения. 5. Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи. К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2005 году отнесли: Развитие первичной медико-санитарной помощи, предусматривающей подготовку и переподготовку врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров; увеличение зарплаты медработникам и фельдшерам, укрепление материально-технической базы диагностической службы поликлиник, «скорой помощи», женских консультаций; профилактику ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, дополнительную иммунизацию населения в рамках национального календаря прививок; новые программы обследования новорожденных и диспансеризацию работающего населения; помощь женщинам в период беременности и родов в государственных учреждениях здравоохранения. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью: увеличение объемов ее оказания; строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовку для них квалифицированных врачей и среднего медперсонала. В 2008 году в нацпроект «Здоровье» включили новые мероприятия, направленные на снижение смертности населения РФ: Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП, которое позволило бы ежегодно сокращать смертность, инвалидность при ДТП, для чего оснастить 1130 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения санитарным автотранспортом и оборудованием. Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, призванное обеспечить снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,3 раза, для чего решено создать региональные сосудистые центры малоинвазивной хирургии в учреждениях здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований. Развитие новых высоких медицинских технологий на базе федеральных медицинских учреждений, а также медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что позволит повысить уровень обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи до 70% потребности. В 2009 году в национальный проект «Здоровье» дополнительно включили: Формирование у россиян здорового образа жизни (масштабная информационная кампания Минздравсоцразвития РФ по борьбе с алкоголизмом и табакокурением и пропаганда здорового образа жизни). Снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза (предусматривает внедрение современных методов диагностики и профилактики болезни, лечения и реабилитации больных). В 2006 году на реализацию проекта выделили 78,98 млрд рублей из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Субъектами РФ и муниципальными образованиями также выделялись крупные дополнительные средства на сопровождение проекта. На 2007 год дали еще 131,3 млрд рублей. В 2008 году – еще 145,8 млрд рублей. На 2009–2012 годы предусмотрено еще выделить 676,8 млрд рублей. Но, несмотря на столь значительные капиталовложения, проект буксует. И хотя СМИ рапортуют о новых сданных центрах, о «Волне здоровья» (плавучий диагностический центр, способный за счет своей мобильности и специалистов обследовать детей в Центральном регионе России), на практике есть некоторые странности. В частности, озвученная возможность изменения статуса федеральных центров высоких медицинских технологий на статус автономных учреждений, который даст им возможность оказывать платные услуги. Но ведь их строили на бюджетные деньги! Они являлись главным направлением нацпроекта «Здоровье», призванного вытащить из кризиса российскую бесплатную медицину. Конечно, возможность дополнительного финансирования этих центров за счет оказания платных услуг как минимум заслуживает внимания. Но ведь понятно, что «производственные мощности» таких центров ограничены. Не станут ли платные услуги вытеснять бесплатные?
В свое время перспективы нацпроекта казались действительно блестящими, особенно когда в октябре 2005 года его признали приоритетным! Был создан Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных нацпроектов, колоссальные средства из тех, что были запланированы в еще не кризисных бюджетах, направлялись именно в нацпроект «Здоровье». И своевременно – ситуация в здравоохранении была почти катастрофической! Большинство россиян, попавших в беду, не могут оплатить лечение: так, полная стоимость операции коронарного шунтирования в московской клинике – 110 тыс. рублей. Но ситуация не выправлена до сих пор. Неужели здравоохранение опять будет латать финансовые дыры за счет пациента, для которого по Конституции российская медицина – бесплатна? Получается, что бесплатна она только в теории, а на практике это иначе. И при этом у среднего россиянина нет средств на дорогостоящее лечение. Чтобы решить эту проблему, в 2006 году началось строительство на бюджетные деньги 15 федеральных центров высоких медицинских технологий. Тогдашний министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов торжественно пообещал ввести их в строй уже к 2008 году. 7 центров – в Астрахани, Калининграде, Красноярске, Пензе, Перми, Хабаровске и Челябинске – получили профиль «сердечно-сосудистая хирургия». Пять центров – в Барнауле, Владивостоке, Краснодаре, Смоленске и Чебоксарах – должны были специализироваться на травматологии, ортопедии и эндопротезировании. Еще два центра – в Новосибирске и Тюмени – призваны заниматься нейрохирургией. А в Москве должен был появиться Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии. По расчетам Минздравсоцразвития, каждый из этих центров может принимать на стационарное лечение 100–170 пациентов одновременно и делать около 6 тыс. операций в год. Много это или мало? С одной стороны, каждая спасенная жизнь и каждое облегченное страдание – бесценны. Но больных россиян гораздо больше. Так что это капля даже не в море – в океане человеческого страдания. Предполагалось, что лечение в этих центрах будет бесплатным. Не очень понятно, почему им сейчас предлагается рассмотреть возможность «более самостоятельного статуса автономного учреждения». Ведь речь идет не о бизнес-центре или производстве товаров народного потребления, которые могут работать по системе хозрасчета. Какая часть в этом случае будет отведена бесплатной медицине, и кто сможет воспользоваться ее услугами? Ведь состоятельным гражданам такие центры не нужны – они и за границей здоровье поправят. А изменение статуса этих центров напрямую приведет к тому, что они вполне официально получат право вводить для пациентов платные процедуры, обследования, операции и лекарства. Продумано ли такое решение? По словам президента Лиги защиты прав пациентов Александра Саверского, «если федеральные медцентры получат такой статус, это войдет в противоречие с 41-й статьей Конституции, которая закрепляет право гражданина на бесплатную медицинскую помощь». Нет сомнений, что руководство центров сумеет воспользоваться новыми условиями работы и центры начнут зарабатывать дополнительные деньги. Но не приведет ли это к тому, что качественное медицинское обслуживание останется уделом узкой прослойки состоятельных клиентов, которых будут обследовать, оперировать или лечить в первую очередь? А рядовые россияне, как и прежде, будут вынуждены довольствоваться минимумом бесплатных услуг или ожидать, пока вылечат тех, кто может за это заплатить. Конечно, россияне уже привыкли не ждать подарков ниоткуда и меньше всего – от медицины. Но возводились-то эти центры ВМТ на деньги налогоплательщиков! Так неужели добросовестные соцотчисления – еще не гарантия получения в случае беды быстрой и качественной медицинской помощи? Ведь бюджетные средства, затраченные на строительство центров только по правительственному постановлению от 20 марта 2006 года, чрезвычайно велики. Кроме того, на нулевой цикл строительства, инженерные коммуникации и жилье для специалистов должны были еще напрячь бюджеты субъектов РФ. Как же эти деньги были израсходованы? Тендер на поставку модулей для будущих зданий выиграла немецкая фирма Сadolto, чьи услуги – одни из самых дорогих в мире. Оправдано ли такое решение? Ведь первые 7 модулей обошлись российской казне в 200 млн евро, а в итоге в ряде мест они ржавеют полусобранными: денег на оплату работы немецких сборщиков в кризисном бюджете уже не осталось. В 2006 году должны были вступить в строй первые 4 центра – в Астрахани, Пензе, Краснодаре и Чебоксарах, а в 2007 году – в Красноярске, Тюмени, Хабаровске и Москве. СМИ трубили о том, что уж теперь-то простые россияне смогут делать операции по шунтированию сердца или, например, по лечению артроза. Но только в 2008 году был открыт первый (!) центр – сердечно-сосудистой хирургии в Пензе. Весной 2009-го после резкого замечания президента спешно открыли еще 3 – в Астрахани, Чебоксарах и Краснодаре. Те самые, которые должны были открыться три года назад.
Счетная палата РФ, проведя ревизию целевого использования выделенных госсредств во всех центрах, пришла к обескураживающим выводам: в Астрахани, Чебоксарах и Пензе центры ВМТ «введены в эксплуатацию с однотипными недоделками, затрудняющими их эксплуатацию и требующими дополнительных расходов на устранение дефектов». Оборудование не установлено. Зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников считает, что лучше было бы эти средства инвестировать в уже существующие в стране клиники. Но сейчас об этом говорить бессмысленно: деньги истрачены.
Совершенно непонятна и чехарда с организациями, в разное время отвечавшими за строительство этих самых центров ВМТ. В 2006 году при Минздравсоцразвития было создано Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи. А в 2007 году его куратор Зурабов ушел с поста министра, и в мае 2008-го исчезло само Федеральное агентство, а строительством комплексов занялось Минздравсоцразвития. Но этот период длился недолго: с марта 2009 г. оно перекочевало в новую структуру – госкорпорацию «Ростехнологии». По словам губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, где строится федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, такая неразбериха на федеральном уровне выглядит странно: уж на таком-то высоком уровне можно договориться, кому какой объект принадлежит.
|