
 |
Архив
№ (0) - 2009
ТЕМА НОМЕРА:
ПРОСЛАВИВШИЕ РОССИЮ. СОХРАНЯЕМ ТРАДИЦИИ
|
|
ШКОЛА ДАЕТ ПЛОДЫ
Иван Петрович Павлов создал свою «павловскую школу», основанную на неразрывной связи обучения и научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях, которая дала целую плеяду блестящих ученых, создавших собственные научные школы в области физиологии, медицины и высшей нервной деятельности.
О том, как сейчас понимают и воплощают это направление в образовании на родине великого ученого в Рязанском государственном медицинском университете имени И.П. Павлова, мы побеседовали с доктором медицинских наук, профессором, заслуженным работником высшей школы РФ, проректором по научной работе РГМУ Михаилом Михайловичем Лапкиным.
– Михаил Михайлович, как вы оцениваете реформы в российском высшем образовании, и насколько они отвечают задачам формирования вузовских научных школ, принципы которых сформулировал и реализовал И.П. Павлов? – Как известно, И.П. Павлов был последовательным сторонником практической направленности высшего медицинского образования. Он считал, что теоретическая подготовка должна гармонично сочетаться с практикой. Обсуждаемые закономерности должны всегда подтверждаться либо экспериментами, если речь шла о теоретических дисциплинах, либо клиническим разбором конкретных больных при обучении на клинических кафедрах. В этой связи ту часть реформ высшего образования, которая направлена на усиление практической направленности подготовки специалистов, безусловно, можно только приветствовать. Вместе с тем, ряд нововведений (особенно это касается теоретических кафедр) предполагает полностью отказаться от экспериментов на животных и переключиться на виртуальные опыты, манипуляции с муляжами. Мне думается, это значительно снижает эффективность обучения в медицинском вузе и противоречит педагогическим воззрениям великого ученого.
– Школа Павлова дала научному миру выдающихся ученых, имена которых знает, чтит и помнит Россия. А какие выдающиеся личности, деятели науки вышли из стен РГМУ имени Павлова? – Рязанский государственный медицинский институт имени академика И.П. Павлова был образован после перевода сюда одного из московских вузов в 1950 году в связи с празднованием 100-летия со дня рождения И.П. Павлова. Многие выдающиеся ученые Советского Союза некоторое время продолжали работать в нашем городе. Это академики и члены-корреспонденты АМН физиолог П.К. Анохин, биохимик С.Е. Северин, микробиолог Н.Г. Клюева и другие. Из стен Рязанского медицинского института вышли известные в нашей стране и мире академик РАН биохимик Е.А. Строев, член-корреспондент АМН патологоанатом Ю.В. Постнов, член-корреспондент АМН фармаколог Ю.Ф. Крылов, физиолог, Заслуженный деятель науки РФ профессор А.Ф. Белов. В стенах Рязанского медицинского института расцвел талант известного хирурга профессора Б.П. Кириллова.
– И Сеченов, и Павлов были, прежде всего, учеными, чья мысль не знала остановки и пределов. Какие новые научные проекты, развивающие направление, основу которому заложили Сеченов и Павлов, сейчас разрабатываются в РГМУ? – И.П. Павлов был многогранным ученым. На разных этапах своей долгой и плодотворной жизни он работал в различных областях физиологии – физиологии кровообращения, пищеварения, высшей нервной деятельности. И во всех областях он оставил после себя значительный след, а за разработки в области физиологии пищеварения И.П. Павлов был отмечен высшей научной наградой – Нобелевской премией. В Рязанском государственном медицинском университете традиционно используют методологию павловской научной школы как при изучении этиологии и патогенеза различных сердечно-сосудистых и гастроэнтерологических заболеваний (профессора С.С. Якушин, Д.Р. Ракита, М.С. Бутов, А.А. Низов), так и при изучении высшей нервной деятельности у животных и человека. В частности, в настоящее время активно изучается проблема индивидуальных различий и их влияние на результативность целенаправленной деятельности человека.
|