|
Архив
№ (0) - 2009
ТЕМА НОМЕРА:
ПРОСЛАВИВШИЕ РОССИЮ. СОХРАНЯЕМ ТРАДИЦИИ
|
|
"ПАВЛОВЦЫ"
Ученики и продолжатели идей были у И.П. Павлова во всем мире. Недаром выдающийся французский ученый Лапик после смерти Ивана Петровича сказал: «Он наш общий учитель». Да и сам он с большим уважением относился к коллегам, считал, что тоже многим им обязан.
Колоссальное научное наследие Павлова – уже само по себе величайший научный подвиг и заслуживает благодарности всего человечества.
Но кроме этого наследия Иван Петрович сумел совершить еще одно, возможно, равнозначное дело: воспитать выдающихся ученых, продолжателей его научной школы. А это более 250 известных российских физиологов!
Их путь в науке зачастую был труден и тернист.
Так, Борис Петрович Бабкин, до революции защитивший докторскую диссертацию, адъюнкт-профессор Новоалександровского института сельского хозяйства и лесоводства и профессор Новороссийского университета в Одессе, в 1922 эмигрировал в Англию, работал в Лондонском университете, потом переехал в Канаду. Он внес свою лепту в изучение физиологии пищеварения (механизм секреции поджелудочной железы и желудочного сокоотделения, деятельность слюнных желез), был награжден медалью Фрайденвальда Американской гастроэнтерологической ассоциации. Связь с родиной не терял и во время Великой Отечественной войны передал значительную сумму из личных средств в фонд помощи Красной Армии. В 1919 г. эмигрировал и Василий Николаевич Болдырев, открывший циклическую моторную активность желудка и тонкого кишечника в межпищеварительный период, названную впоследствии мигрирующим моторным комплексом. В 1904 г. он защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины, с 1907-го – приват-доцент кафедры физиологии ВМА, с 1912-го – профессор кафедры фармакологии Казанского университета. В 1904 за работу по дифтерии и стрептококковым заболеваниям был награжден премией имени Покровского, в 1905 г. за исследование «Психическое возбуждение слюнных желез» – премией имени И.П. Павлова Общества русских врачей Петербурга. 18 лет возглавлял «Павловскую лабораторию» в санатории доктора Келлога в Баттл-Крике. Именно там в 1923 году восстанавливал здоровье и сам Иван Петрович, написавший жене о Болдыреве: «… у него здесь целая лаборатория… житье здесь просто чудесное».
Идеи Павлова в России продолжил Петр Кузьмич Анохин. Его коллега академик К.В. Судаков считает, что даже когда взгляды Анохина расходились с взглядами Павлова и опережали их, он апеллировал к своему учителю, его бессмертному учению об условных рефлексах. Так, свою монографию, удостоенную Ленинской премии, П.К. Анохин назвал «Биология и нейрофизиология условного рефлекса», хотя в ней развиты уже системные представления о механизмах поведения. Еще в 1935 г. он сформулировал новую теорию жизнедеятельности человека – теорию функциональных систем. Она оказалась универсальной для объяснения процессов, происходящих как в живых организмах, так и в обществе, открыла новые возможности оптимизации управленческой деятельности.
Немалое мужество и уверенность в научной правоте идей Павлова потребовались от Леона Абгаровича Орбели во времена «лысенковщины», чтобы продолжить исследования в области генетики. Он даже ввел в штат опального генетика М.Е. Лобашова, уволенного из Ленинградского университета. В 1950 г. самого Орбели отстранили от руководства научными учреждениями, оставив за ним лишь пост заведующего физиологической лабораторией Естественнонаучного института им. П.Ф. Лесгафта, но научные его заслуги не сумели оспорить. Леон Абгарович – один из создателей эволюционной физиологии, принял из рук Павлова кафедру физиологии ВМА. В 1944 г. Орбели было присвоено высшее для военных медиков звание генерал-полковника, он стал действительным членом вновь образованной Академии медицинских наук. Он кавалер высших государственных наград, обладатель Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда.
В числе учеников и последователей И.П. Павлова – академики Э.А. Асратян – автор фундаментальных работ о высшей нервной деятельности, К.М. Быков – основатель учения о двусторонней связи коры головного мозга с внутренними органами, о кортико-висцеральной патологии. Л.С. Штерн создала учение о гематоэнцефалическом и гистогематическом барьерах, обеспечивающих гомеостатические функции в организме человека и животных. М.К. Петрова значительно углубила представления о механизме патологических нарушений корковой деятельности и об их влиянии на развитие патологических процессов во внутренних органах. П.С. Куналов расширил знания о типовых особенностях нервной системы и особенностях невротических состояний. А.Г. Иванов-Смоленский показал значение охранительного торможения в борьбе организма с интоксикациями.
И это лишь малая часть научного вклада питомцев Павлова, сохранивших верность его убеждениям и традициям настоящего подвижничества российской научной школы.
|