|
Архив
№ (0) - 2009
ТЕМА НОМЕРА:
ПРОСЛАВИВШИЕ РОССИЮ. СОХРАНЯЕМ ТРАДИЦИИ
|
|
ПАВЛОВ: ТРУДЫ И МЫСЛИ
Годы «мифотворчества» вокруг его имени принесли свои плоды. Он предстает то «чудаком-профессором», то «борцом советской науки», словом, кем угодно, только не самим собой. А ведь Иван Петрович принадлежал к той части русской интеллигенции, для которой идеи Писарева и Достоевского были неотъемлемой частью и целью существования. Той самой интеллигенции, которая считала себя в долгу перед русским народом, полагая смысл своего существования и деятельности в возвращении этого долга совести. Трудиться на благо науки значило для Павлова – жить. Иного он не представлял.
От сердца к физиологии больших полушарий
Он начал свой путь в науку под влиянием работ великого Сеченова, человека, отдававшего себя науке в прямом смысле слова: для достижения точности эксперимента он ставил опыты на себе самом. Иван Петрович Павлов, шедший вслед за великим Сеченовым, свой путь в науке не случайно начал именно с исследований в области физиологии кровообращения. Загадка человеческого сердца – средоточия эмоций – привлекала его внимание. 15 лет жизни Павлов отдает этому направлению: сердцу и кровеносным сосудам. Однако, поняв, что эмоциями управляет отнюдь не сердце, он изменит направление научного поиска и главным в его работах станет разрешение загадки человеческого сознания, то есть тех процессов, которые происходят в головном мозге. В первых же студенческих работах, выполненных совместно с В.Н. Великим в физиологической лаборатории Санкт-Петербургского университета, он установил, что ускорение сердцебиения вызывает раздражение центрального конца нижнего гортанного нерва и, следовательно, рефлекторное влияние этого нерва на сердце. Затем совместно с Великим он, изучив анатомический ход нервных волокон, ускоряющих сердечную деятельность, уточнил, что они идут из спинного мозга через звездчатый симпатический узел. Последующие исследования привели Ивана Петровича к выводу, что сердечно-сосудистый аппарат способен реагировать на изменения кровяного давления, обеспечивая возврат к норме, провел исследования механизма приспособительной деятельности сосудов и установил его рефлекторный характер, установил наличие прессорных и депрессорных волокон в блуждающих нервах. Его труды в области кровообращения, несомненно, явились открытием, которое легло в основу новой теории иннервации сердца. Но ключевым моментом его работ было исследование организма в целом, а не его отдельных частей.
Подвижник эксперимента
Великая заслуга Павлова-ученого состоит в том, что он показал значение эксперимента для медицинской науки, который в эпоху ментального метода в физиологии и медицине нуждался в настойчивой пропаганде. Биологический лабораторный эксперимент Павлов понимал очень широко и считал, что этот метод будет широко применяться во всех областях науки: «Лишь лабораторный эксперимент… укажет точно… первичную порчу, и дальнейшие, ею вызванные». Эксперименту и методам экспериментирования Павлов посвятил труды: «Живосечение» (1893), «Заключение Комиссии о вивисекции и особое мнение И.П. Павлова» (1904), «Общая техника физиологических опытов и вивисекций» (1904), «Оперативная методика изучения пищеварительных желез» (1911). Павлов считал, что в каждой физиологической лаборатории должна быть специальная операционная: «Нельзя сомневаться, что в недалеком будущем операционная, удовлетворяющая всем тем требованиям, которые предъявляются теперь и к человеческим операционным, станет… обязательною составною частью экспериментальных лабораторий». Он первым отметил, что при проведении опытов необходимо знание особенностей поведения и состояния подопытных животных и считал, что необходимо обращать на это особое внимание. Без учета этих особенностей достоверный результат опыта невозможен. Центральным моментом биологического мышления Павлова было стремление проникнуть в тайны явлений приспособленности функций организма к условиям существования, к восприятию раздражений внешнего мира, его реакции на эти раздражения. Подчеркивая именно эту сторону творчества Павлова, генетик Н.К. Кольцов в 1937 г. писал, что учение Павлова о высшей нервной деятельности имеет «огромное общебиологическое значение» и «пронизано эволюционными идеями». Систематические исследования в области физиологии пищеварения Павлов начал с учреждения в 1891 году в Институте экспериментальной медицины первого в мире специального операционного отделения для животных. Нигде идея о внутренней целесообразности (приспособленности) функций животного не получила такого полного развития, как в его трудах по физиологии пищеварения. Патологии и терапии пищеварения была посвящена речь Павлова «Современное объединение в эксперименте важнейших сторон медицины на примере пищеварения» (1899), произнесенная на торжественном заседании Общества русских врачей в память 10-летия смерти Боткина. Факты, полученные им в новых исследованиях, изменили понимание механизма деятельности пищеварительных органов, в том числе и у него самого. Он иначе стал смотреть на механизм секреторной деятельности пищеварительной системы. Это направление исследований имело более широкое значение: оно открыло путь для построения других важных разделов физиологии (учений о трофической иннервации и условных рефлексах).
Основоположник синтеза
В докладе на XIII Международном медицинском конгрессе в Париже в 1900 году Павлов говорил о том, что после аналитического периода работы физиология вступила в период синтетический. Он утверждал, что «синтез, широко примененный ко всему организму как новый метод, окажет великую помощь будущим физиологическим исследованиям… сделается энергичным подстрекателем для других… исследований… Цель синтеза – оценить значение каждого органа с его истинной и жизненной стороны». Именно такой метод отличал и отличает сейчас русскую научную школу. Павлову удалось на основе экспериментального метода приступить к изучению высшей нервной деятельности – психики. Лучшим путем познания ее механизма и законов Павлов считал изучение физиологии больших полушарий головного мозга. Физиологии высшей нервной деятельности посвящены два его классических труда: «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» (1923) и «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» (1927). Основная мысль этих работ: «глубокое, бесповоротное и неискоренимое убеждение» в правильности избранного пути – объективного изучения психической деятельности, позволяющего выявить механизмы и законы человеческой природы. «Пусть ум празднует победу за победой над окружающей природой… однако все тот же человек, с этим же его умом, направляемый какими-то темными силами, действующими в нем самом, причиняет сам себе … невыразимые страдания». Павлов настаивал на том, что только точная наука о самом человеке (естествознание), позволит преодолеть это противоречие. Право физиологии на изучение психической деятельности Павлов настойчиво обосновывал и защищал. Здесь особую ценность представляет его знаменитая речь «Естествознание и мозг», произнесенная на XII съезде русских естествоиспытателей и врачей в 1905 г. в Москве. Он обобщил данные своей школы за первое десятилетие XX в. и показал, что физиология может стать методом изучения психики, так как психология не располагает пока научным методом исследования. «Я не отрицаю психологию как познание внутреннего мира человека. Здесь и сейчас я только отстаиваю и утверждаю абсолютные, непререкаемые права естественнонаучной мысли всюду и до тех пор, где и покуда она может проявлять свою мощь. А кто знает, где кончается эта возможность». Павлов разработал техническую методику объективного изучения деятельности больших полушарий головного мозга и показал, что существуют два вида рефлексов: условные и безусловные. Первые из них – видовые и характерны для всех животных этого вида, а вторые являются индивидуально приобретенными, возникающими при определенных условиях, в результате личного опыта. Условные рефлексы у высших животных осуществляются при участии коры больших полушарий головного мозга. Павлов вскрыл механизм образования условного рефлекса, показал, что он образуется на основе безусловного рефлекса, на базе врожденной деятельности организма и увидел в нем механизм индивидуального приспособления, показал, что при образовании условных рефлексов в функциональном состоянии нервных центров происходят сдвиги в форме повышения их возбудимости. Он предполагал, что при замыкании условных связей клетки высших отделов центральной нервной системы и их отростки испытывают определенные тонкие структурные и физико-химические изменения. «Замыкание, образование новых связей, – писал Павлов, – мы относим за счет функций разделительной мембраны, если она существует, или просто утончающихся разветвлений между… отдельными нервными клетками». Эта гипотеза подтверждается данными современной нейрофизиологии, показывающими пластический характер изменений в синаптическом аппарате в результате процессов возбуждения. По проблемам физиологии высшей нервной деятельности Павлов только на международных форумах с 1903 по 1935 годы выступил 15 раз. Итоговый доклад «Физиология высшей нервной деятельности» Иван Петрович сделал на Римском конгрессе 2 сентября 1932 г. В нем было систематизирована и обобщена вся его физиологическая деятельность. Свой доклад Павлов заключил словами: «…приближается важный этап человеческой мысли, когда физиологическое и психологическое, объективное и субъективное действительно сольются, когда фактически разрешится или отпадет естественным путем мучительное противоречие или противопоставление… сознания… телу».
|