Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 7-8 (99) - 2009

ТЕМА НОМЕРА:

НА ВЗЛЕТ!


ГОСУПРАВЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИИ


Утверждают, что история никого и ничему не учит. Это неправда! История, как и школа, учит всех, но вот выучиваются немногие. Все зависит от желания и способностей учиться, причем не только по книжкам, но главное – на фактах и объективных законах жизни. В дневнике за июль 1892 г. В.О. Ключевский отметил: «Предмет истории – то в прошедшем, что не проходит как наследство, урок, неоконченный процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаем внуков, т.е., изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться; механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, а ломаются по чьему-то детскому капризу». (Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. М., Мысль, 1993, с.18).



Царь-пушкаМежду тем, благодаря активизму большевиков и их зеркального отражения – демократов – мы остались, по сути, без знания и понимания собственной истории. Конечно, в объективном смысле история состоялась, но достоверного субъективного отражения она до сих пор не имеет. В результате получилось, что у постоянно сменяющихся «начальников» во властных структурах, академиях, университетах, институтах, фондах и пр. свои представления об истории, которые они доступными им способами навязывают другим. Но за всякий даже сугубо интеллектуальный произвол, волюнтаризм и иную «изобретательность» приходится расплачиваться долго и втридорога.
История – это непрерывно текущая большая река, которая впитывает в себя, содержит в себе, перемалывает и усваивает все, что привносилось и привносится ушедшими и живущими поколениями. История – цепь неразрывных звеньев. И любое поколение, которое не знает, не понимает и не ценит своей истории, не сможет сформировать в своей среде отношений достоинства и чести, взаимоуважения и гордости.
При подготовке к 65-летию Великой Победы возникло отчетливое понимание того, что за время, прошедшее после окончания Второй мировой войны, мы получили фундаментальную фальсификацию ее истории, причем (и это непростительно!) по собственной инициативе. Когда союзники по антигитлеровской коалиции имеют свою интерпретацию прошедших событий, то это понятно. Мы же к тому, что привело к Победе и нынешнему нашему существованию, относимся избирательно и оскорбительно. И это не поддается здравому объяснению. Прав был А.С. Пушкин:
«… Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно…».
Действительно: что нам история, мысли и поступки наших предшественников! Мы сейчас властвуем, значит, все знаем, ни к чему нам чей-то опыт. Только мы все оцениваем и расставляем «по полочкам». Больший антиисторизм трудно представить! Россия лишилась цельности, логики, последовательности и многого другого в своем движении во времени, пространстве и родовой человеческой (национальной) жизни. А без отслеживания определенных параметров, без их учета и соблюдения невозможно вернуться к правде.
И если мы стремимся понять суть Победы, то надо обратиться к ее истокам и факторам, вписать ее в канву событий всего XX века. Ведь ей что-то предшествовало, что-то ее готовило, предопределяло. Что? Думаю, пора разобраться с такими парными явлениями, как русско-японская война 1904–1905 гг. и первая русская революция 1905–1907 гг., а также Первая мировая война и две революции 1917 г. И не с позиций правых, левых, монархистов, большевиков, правящей элиты или трудящихся масс, а под углом единства, неразрывности и противоречивости исторического потока. Нам необходима целостная, выстроенная на фактах, а не на чьих-то вкусовых предпочтениях история.
Разве богатейшие материалы, собранные в начале ХХ в. и изданные в 1912 г. Н.А. Рубакиным, не представляют интерес для анализа состояния России в канун Первой мировой? А выводы (обратите внимание!): «… мы видели, как сотни и тысячи миллионов распределяются по рукам… Мы видели ту ношу, которую несут на себе классы производительные… Эта ноша становится для многих тяжелее и тяжелее… Цифры, собранные в этой книжке, достаточно показывают, несмотря на их относительную неполноту, до какой степени расходятся и прямо противоположны друг другу интересы и стремления, даже само бытие различных общественных групп». (Рубакин Н.А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы (опыт статистической характеристики сословно-классового состава населения русского государства). Суринов А.Е. Сто лет спустя. М. РАГС, 2008, с.269–270). Неужели реальное социально-экономическое положение и судьбы миллионов людей и тогда, и теперь безразличны элитным либерал-демократам, которые любят говорить о правах человека и свободе, проецируя их лишь на себя?
История не ведает сослагательного наклонения – что было, то было! И она знает, что революции не делаются искусственно, по воле лишь отдельных лидеров. Они всегда массовое движение. И может быть, стоит задуматься над суждениями А.В. Тырновой-Вильямс, члена ЦК партии кадетов, о том, что «за февральскую революцию несут ответственность верхи: интеллигенция, профессора, адвокаты, писатели, даже генералы…Они обязаны были не допустить перерыва власти. С этой обязанностью русская интеллигенция не справилась. Не в наказание ли за это история превратила ее в пыль?» (Известия, 2009 г., № 83, 15.05.). Кстати, когда осуждается явление Октября, не мешало бы помнить, что первое советское правительство считалось чуть ли не самым интеллигентным в истории. Почти все были мыслители-публицисты, что не мешало им поступать так, как они поступали.
Не за горами столетие октябрьских событий 1917 г., которые только в 1927 г. получили наименование Великой Октябрьской социалистической революции. Это было не одномоментное деяние, а длительный и масштабный процесс, глубоко повлиявший на все мировое сообщество.
250-летию Французской революции, которая тоже прославилась и казнями, и войнами, и разрушениями (одно величие Наполеона обошлось французам в 2,5 млн человеческих жизней), было посвящено множество публикаций, в том числе в «Курьере ЮНЕСКО» (июль–август 1989 г.). В интервью этому журналу президент Франции Ф. Миттеран сказал: «Идеи сами по себе историю не делают. Нужна совокупность экономических, социальных и политических условий, благоприятствующих переменам. И, конечно, индивидуальная и коллективная воля людей. Только они – подлинная движущая сила истории» (с.4). И там же: «…не вижу противоречия между прошлым и настоящим; я верю в силу тех обществ, которые в состоянии использовать свое прошлое, чтобы двигаться вперед» (с.6). Почему бы нам не пользоваться данным методологическим принципом при освещении своего пройденного пути? Убежден, у нас нет оснований из-за прошлого посыпать свои головы пеплом.
Игнорирование фактов истории, «выбрасывание» из нее неугодных кому-то звеньев, дискредитация каких-то периодов и событий порождают тяжелые и далеко идущие последствия не только в мировоззренческом, но и в конкретном политико-правовом отношении. Мы разрушаем нормативную и организационную основу современной жизнедеятельности, делаем ее шаткой и неопределенной. Советская власть была признана мировым сообществом, она не только участвовала во множестве планетарных процессов, но их пробуждала и стимулировала. Без нее архитектура и состояние современного мира были бы другими. Но, дискредитируя то, что было, мы ставим под сомнение очень важное. А желающие воспользоваться этим всегда найдутся. Борьбу за самоутверждение народов и государств никто не отменял. Думаю, каждый, кто видит, что происходит на постсоветском пространстве, поймет мою мысль и приведет массу примеров в ее подтверждение.
Нельзя не сознавать, что нигилистическое восприятие прошлого лишает нас предпосылок и ресурсов для созидания будущего. Если наши предшественники ничего не понимали, ошибались, творили только преступления (в один период – правые, в другой – левые), то откуда возникали великие результаты, на которых и сегодня немало основано, вызывающие уважение и восхищение? И еще: если в прошлом беспрерывно вершились недобрые дела, то где гарантии того, что именно сегодня нами творятся дела добрые? Откуда такая самонадеянность? В подобных координатах жить нельзя!
Следует считаться с тем, что история не есть нечто отчужденное и оставшееся в каком-то отрезке времени. Она живет внутри нас – и отдельного человека, и общества в целом.
История – это своего рода генетический код социальных систем. И из истории нельзя выйти, как нельзя выйти из собственного тела. Поэтому мне кажется, что мы подошли к пониманию того, что и из прошлого, и из творящегося сегодня нам нужна правда, а еще лучше истина – объективированная правда. Только на ее базе, при опоре на нее можно вырабатывать и практически реализовывать стратегию государственного управления. А для этого у нас имеется богатейший тысячелетний исторический опыт – мы должны им гордиться, используя в полном объеме для созидания новой жизни. Той, которую сами наметили и к которой идем.

Григорий Атаманчук, профессор