Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 6 (98) - 2009

ТЕМА НОМЕРА:

МЕДИЦИНА В РОССИИ


ЦЕНА ЗДОРОВЬЯ


До боли знакома картина, когда пенсионер, выкладывая последние деньги за жизненно необходимое лекарство, ходит потом полуголодным. Или, не найдя нужного специалиста в «своей» поликлинике, вынужден за его услугами идти в платную. Или, покупая в аптеке лекарство, серьезно сомневается в его подлинности. Да мало ли проблем и на бытовом, и на государственном уровне в нашей медицине?
Позицию Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по этим и другим столь же насущным вопросам высказал ее руководитель Николай ЮРГЕЛЬ.



Юргель– Николай Викторович, похоже, баланс между социальной и платной медициной медленно, но верно склоняется в пользу последней, причем Генпрокуратурой из года в год выявляются многочисленные нарушения и факты вымогательства именно в сфере оказания платных медуслуг. Как Росздравнадзор планирует упорядочение этой сферы, особенно контроль цен в ней?
– В соответствии со сведениями, представленными в докладе Минздравсоцразвития о ходе реализации Программы госгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2007 г., сумма расходов бюджетов всех уровней на нее превышала расходы граждан на платные услуги в 37 раз (369,5 млн руб. против 10 млн руб.). Поэтому говорить о преобладании у нас платных медицинских услуг сегодня не совсем корректно.
С другой стороны, в общем объеме финансирования здравоохранения все большую роль играют негосударственные источники: средства работодателей, добровольного медицинского страхования, личные средства граждан.
По состоянию на 22 января 2009 г. общее число частных медицинских организаций с лицензией на медицинскую деятельность составило 21 103, индивидуальных предпринимателей – 8 591. Их доля в сфере здравоохранения, социальных и протезно-ортопедических услуг не превышает 1%.
Анализ результатов социологического исследования, проведенного Росздравнадзором в 2008 г. во всех субъектах РФ, свидетельствует о том, что платными медуслугами пользовались 17,8% респондентов. При этом 84% респондентов наиболее оптимальной формой считают бесплатную помощь.
Для улучшения социально-экономической ситуации в стране необходима конкуренция, внедрение инноваций, развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере медицинских услуг. Ряд этих направлений изложен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Мероприятия предусмотрены и в Плане подготовки актов по реализации в 2009–2010 гг. основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. и соответствующем Плане мероприятий Минздравсоцразвития.
Наряду с медицинскими организациями частной системы здравоохранения, платные медицинские услуги могут оказывать государственные и муниципальные учреждения здравоохранения. Правила предоставления ими платных медуслуг населению (далее – Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. №27.
В 2008 г. Росздравнадзором в 24 субъектах РФ проверено соблюдение Правил государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения. Проверена деятельность 41 органа управления здравоохранения. Из них: 21 проверка – на уровне субъекта, 20 – на муниципальном. Также проверены 1 216 учреждений здравоохранения. В результате выявлены нарушения по всем положениям Правил.
В I полугодии 2009 г. мероприятия по контролю продолжились. Проведены проверки соблюдения Правил в рамках лицензионного контроля, в апреле состоялось заседание коллегии Росздравнадзора. В его ходе было отмечено отсутствие в сравнении с 2008 г. положительной динамики соблюдения Правил, прежде всего по следующим позициям:
предоставление за счет личных средств граждан услуг, входящих в Программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медпомощи;
недостаточный контроль в сфере предоставления платных медуслуг со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ;
отсутствие единых подходов к установлению цен на данные услуги в субъектах РФ;
недостаточное информирование населения о местонахождении учреждения, режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях их предоставления и получения;
предоставление платных медуслуг ненадлежащего качества и др.
В случае выявления грубых нарушений мы информируем Генеральную прокуратуру РФ. Росздравнадзор не имеет достаточных полномочий в этой сфере. Так, отсутствие права непосредственного наложения административных наказаний значительно ограничивает его влияние на ситуацию в сфере предоставления платных медуслуг.
Но мы провели и анализ ограничений, приводящих к нарушениям Правил. Его результаты и основные направления работы в этой сфере в ближайшее время будут направлены в Минздравсоцразвития.
Комплекс мер по регулированию процесса предоставления платных медицинских услуг должен включать:
меры по конкретизации государственных гарантий бесплатной медпомощи;
меры по совершенствованию подходов к организации медуслуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения за счет личных средств граждан, и упорядочению их цен с учетом региональных особенностей.
Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» определены перечни продукции и услуг, к которым применяется государственное регулирование цен. Платные медицинские услуги в перечни не включены.

– Как, на ваш взгляд, обстоит дело с реализацией приоритетного нацпроекта «Здоровье»?
– Национальный проект – это серьезный шаг в модернизации системы российского здравоохранения. Благодаря ему удалось достичь существенных успехов в повышении качества медицинской помощи.
Однако в ходе проверок Росздравнадзора в субъектах РФ выявлялись системные нарушения в реализации нацпроекта, принять меры к устранению которых было предписано органам управления здравоохранения регионов.
В 2009 г. ситуация с реализацией нацпроекта в субъектах РФ улучшилась. Повысилась укомплектованность медработниками первичного звена, улучшилось оснащение оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений, обновлен парк автомобилей скорой медпомощи, уже есть первые результаты дополнительной диспансеризации работающего населения по выявлению заболеваний на ранних стадиях, большую эффективность показала система родовых сертификатов.

– Планирует ли Росздравнадзор усиление контроля за фармацевтической деятельностью и соблюдением госстандартов социального обслуживания в области обеспечения медикаментами?
– По состоянию на 12.05.2009 г. в целом поставлено лекарственных средств (ЛС) на 34 347 898 тыс. руб., что на 18% больше, чем в 2008 г. Отпущено ЛС на 23 196 515 тыс. руб., что на 42% больше, чем в 2008 г.
Результатом работы по лекарственному обеспечению является количество принятых на отсроченное обеспечение рецептов – их число на май 2009 г. составило 21 165, что в 7,5 раз меньше, чем в этот же период 2008 г.
Росздравнадзором проводится ежемесячный мониторинг размеров остатков ЛС и сроков годности на препараты. Результаты его доводятся до руководителей органов исполнительной власти регионов и руководства органов управления здравоохранения.
Государственное регулирование цен на медикаменты осуществляется только в отношении жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. №782 Росздравнадзор проводит государственную регистрацию предельных отпускных цен производителей на ЛС, включенные в перечень ЖНВЛС как на федеральном, так и на региональном уровне.
В Постановлении не предусмотрена ответственность за уклонение от государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на ЛС. Планируется запрет обращения ЖНВЛС, не имеющих регистрации предельной цены.
Также отсутствуют четкие правила расчета себестоимости ЛС, не определена допустимость включения в их себестоимость затрат (и их величины), не связанных с непосредственным производством ЛС. Нет единого подхода к формированию предельных оптовых и розничных надбавок. Так, в ряде регионов введена дифференцированная надбавка к дорогим и дешевым ЛС, к ЛС отечественного и зарубежного производства. Федеральная служба по тарифам разрабатывает по данным вопросам методические указания и единую систему расчета.
Нет действенных мер воздействия на участников товаропроводящей сети, цены которых превышают предельные опускные. В новой редакции Постановления будут прописаны требования к участникам товаропроводящей сети о предоставлении контрагентам сведений о фактической отпускной цене производителя, что позволит снизить цены на ряд ЖНВЛС (за счет исключения лишних посредников) на 50–70%.
Вызывает сомнение избирательность регистрации цен только на ЖНВЛС: по нашему мнению, любой лекарственный препарат является необходимым, позволяет предотвратить, вылечить заболевание или, устранив его симптомы, улучшить качество жизни. Не отвечающий этим требованиям препарат не должен регистрироваться в качестве лекарства. Для больного нет разницы, включен препарат в список ЖНВЛС либо нет.
Иными словами, принцип государственного регулирования цен должен быть распространен на все ЛС.
В каждой аптеке должна быть доступная информация (справочники, журналы, информационные стенды, сайты) о государственной регистрации цены на лекарства.