Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 5 (97) - 2009

ТЕМА НОМЕРА:

КАКОЙ БЫТЬ РОССИИ?


РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ


Несмотря на кризис, строительство в Москве не замирает ни днем ни ночью. Но, несомненно, финансовые проблемы мирового масштаба не могут не сказываться и на этой важной отрасли городского хозяйства – вопрос в том, насколько серьезно они на ней уже отразились и как ударят по ней в дальнейшем. Наш собеседник – начальник ГУП «Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов» Правительства Москвы, член экспертной группы Комиссии при Президенте РФ по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления Андрей БАРКАНОВ.



Барканов– Андрей Сергеевич, как вы оцениваете то, что сегодня происходит со строительной отраслью в Москве?
– Конечно, кризис на строительстве в городе сказался. Хотя бы потому, что количество продаж коммерческого жилья упало уже вдвое. Многие инвесторы или приостановили, или вовсе свернули свою деятельность. Банки с большой неохотой кредитуют реальный сектор экономики, именно к которому и относится строительство. Кредиты даются под высокий процент и на короткий период, что для строительства как для отрасли неприемлемо. Поэтому многие компании приостановили работу над своими проектами. Кто-то успел «заморозить» их до выхода на стройплощадку, а кто-то уже начал работу, и теперь мы видим на улицах немало «замороженных» до лучших времен строительных объектов.
Что касается строительства на деньги, выделяемые из бюджета, то на сегодня кризис затронул нас в меньшей степени, и мы пока продолжаем все программы.

– Всех волнует, как долго может продлиться такая ситуация?
– Я не берусь делать прогнозы, потому что это дело неблагодарное. Думаю, что дна кризиса мы достигнем осенью. Следующий год будет тяжелее. Если сейчас городские программы продолжают реализовываться, то в 2010 году скажется дефицит бюджета.
Ситуация будет хуже, потому что строительство достаточно инертный рынок, ведь тут производство и реализация продукции – дело не одного дня. Сегодня «длинных» денег на рынке очень мало, как мало и возможностей достать их. Поэтому, думаю, на следующий год нас ждет еще большее сокращение строительного производства.

– Как вы уже упомянули, городские строительные программы в Москве, несмотря на кризис, реализуются. Какие их них наиболее крупные?
– Буду говорить о том, что находится в ведомстве нашего управления. Мы реконструируем в центре города два квартала: в Таганском районе (Нижегородская и Абельмановская улицы, Ковров переулок) и в Замоскворечье (Люсиновская улица). Полностью избавляемся от старой застройки и строим новые корпуса, прокладываем новые инженерные коммуникации, Программа рассчитана на семь лет. Мы реализовываем ее уже три года, и думаю, успеем сделать за пять лет.

– Подземное строительство называют одним из самых перспективных в Москве. Как обстоят дела в этом направлении?
– Безусловно, оно перспективно. И причина этого в том, что проехать по улицам уже невозможно из-за припаркованных автомобилей. Надо уходить под землю – это единственный выход. Знаковые проекты подземного строительства – Пушкинская и Ходынская площади. Конечно, они достаточно затратны, и, думаю, сроки их реализации растянутся до момента выхода экономики в целом из кризиса. Но то, что они непременно будут реализованы, сомнений нет.

– Если говорить о подземном строительстве, нельзя не упомянуть проект реконструкции площади Тверской заставы у Белорусского вокзала.
– Это масштабный проект, включающий в себя сооружение целого подземного города с паркингами, торговыми площадями, административной частью. На площади будет организовано бессветофорное движение, часть улицы уйдет под землю. После этого если там и возникнет пробка, то только потому, что часть людей продолжит парковать машины наверху, а не в подземном гараже – у нас люди почему-то никак к ним не привыкнут. Проект очень интересен с точки зрения инженерной реализации – там применят сложную технологию, позволяющую перенести невероятное количество коммуникаций.

– На площади Тверской заставы работает финансово-промышленный холдинг «Фратон-1». Он знаком вам по другим проектам?
– Да, «Фратон-1» работает с нами довольно плотно. Они сделали дорогу и переложили коммуникации в Гольяново, построили детские сады в Кунцево, школу на Фестивальной улице, жилые дома в Люберцах и Химках. Эта компания успешно справляется, пожалуй, с самым сложным участком строительства – инженерными коммуникациями и подземными работами.

– Почему московское правительство выбрало для сотрудничества «Фратон-1»?
– Ответ на этот вопрос лежит на поверхности: именно потому, что у них богатый опыт в работе с подземными инженерными коммуникациями. Кадровый состав во «Фратоне-1» сильный, можно сказать, уникальный – там трудятся выходцы из «Мосводоканалстроя», который все время своей деятельности специализировался именно на подземных коммуникациях. Это позволяет холдингу успешно организовывать работу и выполнять ее в установленный срок. Наше с ними сотрудничество недавнее, но уже ясно, что складывается оно весьма удачно. Я пожелаю «Фратону-1» развиваться и дальше, потому что работать с профессионалами не только легко и приятно, но и особенно эффективно и взаимовыгодно.

– «Фратон-1» активно занимается благотворительной деятельностью, в частности, организовал выезд на отдых в Египет трехсот женщин и детей – членов семей военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга.
– Я слышал об этом, и первое время был серьезно удивлен тем размахом, с которым холдинг несет добро людям. Пока я не столкнулся с масштабами их благотворительной деятельности, я даже не представлял, что можно так много внимания и финансов уделять этому благородному делу. С такой компанией, которая не забывает в круговерти нелегкой строительной работы о благотворительности, о тех, кто реально нуждается в помощи, работать приятно вдвойне.

Беседовала Лидия Громека