Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 5 (97) - 2009

ТЕМА НОМЕРА:

КАКОЙ БЫТЬ РОССИИ?


РЕФОРМА ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ?


Одним из важных аспектов формирования новой России безусловно является интеллектуальный потенциал страны, квалификация кадров, которым и предстоит строить будущее. Готова ли наша система образования к воспитанию нового человека, отвечающего требованиям XXI века?
Редакция попросила ответить на несколько вопросов, касающихся российского образования, первого заместителя директора Федерального института развития образования, генерального директора Национального агентства развития квалификаций РСПП, доктора педагогических наук, профессора Александра ЛЕЙБОВИЧА.



Лейбович– Александр Наумович, каковы, на ваш взгляд, перспективы той реформы, которая идет сегодня в российском образовании? Сможет ли оно, реформированное, стать «кузницей кадров» для политики, экономики, культуры будущей России?
– Рассматривая изменения в системе образования России, вряд ли можно говорить о реформе, объединенной единой концепцией. Скорее, это отдельные изменения, разработки, которые внедряются в тех или иных секторах образования и которые не всегда тесно связаны между собой.
Второй существенный момент – это то, что изменения эти проводятся прежде всего силами самой системы образования. Вся страна наблюдает за продолжающимся в течение многих лет экспериментом, который должен показать, в состоянии ли система реформировать сама себя. Полной уверенности в эффективности этого – немного. К сожалению, остается очень низким влияние на реформы внешних по отношению к системе образования институтов. Несмотря на то, что существуют различные площадки, где происходит обсуждение образовательных реформ с участием общественных сил и структур, они во многом отстранены от выработки образовательной политики.
Новым шагом, способствующим включению внешних сил, является принятый в декабре 2008 г. федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования», а также постановление правительства от 24 декабря 2008 г. №1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». Но конкретных механизмов реализации возможностей, заложенных в этих документах, пока не создано, и преждевременно говорить об их эффективности. Имеет смысл проанализировать наиболее важные и существенные изменения, которые производит сама система образования.
Например, делается попытка переосмыслить целевую подсистему общего образования. Это происходит, с одной стороны, на основе изменения понятия образовательного стандарта, которое относится ко всем уровням образования, в том числе и к общему. Здесь необходимо вывести на первый план вопросы определения и формулировки результатов. Также можно приветствовать попытку реализовать компетентностный подход к формированию и развитию системы общего образования. Важно, чтобы требования к результатам все-таки задавались со стороны потребителей, а не самой системы образования.
Очень важно вовлекать учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений, семьи, общественные организации, политические силы в процесс формирования образовательного стандарта, требований к результатам. Сейчас в основном формирование нового взгляда на задачи образования происходит внутри самой системы образования.
Сегодня организация работы школы меняется мало. Ключевой вопрос для системы общего образования состоит в следующем: сможет ли система управления образованием сделать опыт наиболее передовых, известных своими инновациями школ достоянием большей части системы общего образования и адаптировать нормативно-правовую базу, экономические механизмы, организационные процессы для широкого внедрения этих инноваций.
Наиболее важные изменения, которые происходят в высшей школе. Первое – это фактически состоявшийся переход на двухуровневую систему высшего образования. Второе – это выделение в достаточно аморфной массе вузов, сформировавшихся за годы бесконтрольного роста этой системы, группы ведущих вузов, для которых главным станет действительно современный уровень качества подготовки кадров.
Эти направления реформы высшего образования вызывают, пожалуй, больше оптимизма за счет того, что уже сегодня видно, что в процесс вовлечены внешние партнеры. Поэтому предпосылки для повышения качества высшего образования в принципе существуют. Вопрос в том, насколько эффективно они будут реализованы.
Очень важно обеспечить прозрачность и открытость системы образовательных программ, которые формируются в высшей школе, прежде всего для студентов, потенциальных работодателей, внешних партнеров, в том числе зарубежных. Это во многом зависит от того, выработает ли высшая школа адекватные форматы представления образовательных программ, их результатов. Есть целый ряд признаков, которые говорят о том, что наиболее продвинутая часть высшей школы готова к этим изменениям.

– А что можно сказать о секторе, вызывающем, пожалуй, наибольшие опасения в обществе – подготовке среднего технического персонала для промышленности?
– Сложно идут преобразования в системе начального, среднего профессионального образования, то есть в системе, готовящей квалифицированных исполнителей для внедряемых во многих секторах российской экономики технологий. Здесь также, казалось бы, созданы необходимые предпосылки для положительных изменений. Тем не менее, основа системы остается прежней. Организация учебного процесса, система оплаты труда педагогов, система оценки результатов во многом пока остаются старыми. Сможет ли новое содержание без кардинального изменения соответствующих механизмов дать нужные результаты? Сомнительно.
Таким образом, отвечая на вопрос, сможет ли реформированное образование в среднесрочной перспективе стать «кузницей кадров» для политики, экономики и культуры будущей России, следует отметить, что созданы только предпосылки для решения этой задачи. Насколько они будут эффективно реализованы, покажет время и готовность системы образования поделиться полномочиями с обществом в вопросах управления системой, включая прежде всего оценку результатов ее деятельности.

– Какое, по вашему мнению, образование необходимо для успешного развития страны в XXI веке – узкоспециализированное или универсальное, политехническое?
– На самом деле ответ лежит на поверхности. Любому современному человеку требуется серьезная база, основывающаяся на достаточно широком политехническом образовании. С другой стороны, нужны конкретные профессиональные компетенции, которые делают человека конкурентоспособным на рынке труда, позволяют устроиться на работу и эффективно выполнять те или иные функции.
Поэтому неудивительно, что сейчас все чаще можно встретить специалистов, которые имеют два диплома. В наш век соотношение между общим, универсальным образованием, с одной стороны, и специализированными курсами, с другой, должно стать более гибким. На достижение такой гибкости направлено, например, новое поколение образовательных стандартов. В высшей школе это двухуровневые стандарты, где бакалавриат представляет собой общие образовательные программы, магистратура – эффективные, сложные, узкоспециализированные программы. Все больше людей получают ученые степени, которые предполагают еще более углубленную подготовку в той или иной области. Главное на сегодня отличие в том, что соотношение между общим и специализированным образованием меняется на протяжении всей жизни в рамках концепции «образование через всю жизнь». Соответственно и общая, и специализированная части образования могут наращиваться на протяжении всей жизни человека.
Российская система образования должна создать условия для того, чтобы наши специалисты могли эффективно достраивать свои образовательные траектории, как в сфере общего образования, так и начального, среднего, высшего и послевузовского профобразования, особенно – в области своей специализации.
Последнее требует серьезных усилий со стороны всех участников реформы образования, как государственных структур, так и частного сектора, так как система специализированных современных коротких образовательных программ, к сожалению, у нас развита очень слабо. На это необходимо направлять больше ресурсов, что вполне отвечает основным задачам, стоящим в сфере развития образования.
Таким образом, в России по-прежнему остается актуальным как вопрос развития общей, фундаментальной составляющей образования на различных квалификационных уровнях, так и специализированного образования.
Пожалуй, общей проблемой остается вопрос качества образования в России, которое в последние годы оставляет желать лучшего, и здесь многое зависит от того, насколько эффективно будет сформирована система оценки качества образования.