Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 01-02 (93) - 2009

ТЕМА НОМЕРА:

"Мы - армия страны. Мы - армия народа"?


Сорокин - социолог, Сорокин - пророк


Так называют Питирима Александровича Сорокина, 120-летие со дня рождения которого мы отмечали в январе нынешнего года. К сожалению, отметили незаметно, а сама личность и ее вклад в развитие гуманитарного знания заслуживают гораздо большего. Значимость фигуры Питирима Сорокина(1889–1968 гг.) все еще адекватно не оценена ни в отечественной социологии, ни в американской. Что касается американцев, то они относят Сорокина к числу основателей американской социологии, оставляя за ним порой роль «заокеанского наставника», «страстного русского оратора». На исторической же родине, в России, имя ученого вплоть до недавнего времени попросту запрещалось произносить вслух. А сегодня никто уже не отрицает того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами.



СорокинСтановление ученого

Питирим Сорокин родился 23 января 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Республика Коми). Он рано осиротел. В 1914 г. он окончил юридический факультет Петербургского университета. Решающее влияние в тот период на его воззрения оказали идеи О. Конта и Г. Спенсера (сам Сорокин называл себя тогда «эмпирическим позитивистом»). В 1919 г. П. Сорокин основал социологический факультет, став первым его профессором и деканом. С юности он стал заниматься политикой, примкнув к партии социалистов­революционеров, за что был арестован. Стал лидером правого крыла партии эсеров. После февральской революции – секретарь А.Ф. Керенского, член Учредительного собрания, редактор газеты «Воля народа», а затем «Дело народа». В 1918 г. Сорокин отрекается от эсеровской программы и выходит из партии. На его открытое письмо, где он объявил о прекращении своей политической деятельности, В.И. Ленин отреагировал статьей «Ценные признания Питирима Сорокина». Однако все больше образ мыслей первого советского профессора социологии не устраивает власти. Именно политическая деятельность Сорокина была одной из причин того, что в 1922 г. он вместе с группой политических деятелей и ученых был выслан на известном корабле из России.
Вспомним, что говорил Сорокин. Октябрьский переворот, по признанию Сорокина, явился сильнейшим «фактором», приведшим его к своего рода «перерождению убеждений». «В 1918 г., – пишет он, – правители коммунистической России объявили на меня охоту. В конце концов я был брошен в тюрьму и приговорен к расстрелу. Ежедневно в течение шести недель я ожидал смерти и был свидетелем казни моих друзей и товарищей по заключению. В течение следующих четырех лет, пока я оставался в коммунистической России, мне довелось испытать многое; я был свидетелем беспредельного, душераздирающего ужаса от царящей повсюду жестокости, смерти и разрушения. И именно тогда я занес в свой дневник следующие строки:
«Что бы ни случилось со мной в будущем, я уверен, что три вещи навсегда останутся убеждениями моего сердца и ума. Жизнь, как бы ни тяжела она была, – это самая высшая, самая прекрасная, самая чудесная ценность в этом мире. Превратить ее в служение долгу – вот еще одно чудо, способное сделать жизнь счастливой. И, наконец, я убежден, что ненависть, жестокость и несправедливость не могут и никогда не смогут построить на земле Царство Божие
».
После высылки из России некоторое время он преподавал в Русском университете в Праге. Осенью 1923 г. по приглашению ряда американских социологов Сорокин навсегда перебирается в США. С 1924 г. он стал профессором университета Миннесоты и в последующие годы опубликовал ряд трудов, которые принесли ему мировое признание («Социальная мобильность», «Современная социологическая теория» и др.). В 1931 г. основал социологический факультет в Гарвардском университете и возглавлял его до 1942 г. В 1964 г., будучи уже пенсионером, Сорокин был избран президентом Американской социологической ассоциации. Последняя значительная работа ученого была посвящена России: «Основные черты русской нации в двадцатом столетии» (1967 г.). Умер Сорокин в Уинчестере (США) 11 февраля 1968 г.
Среди учеников Сорокина значатся крупнейшие американские социологи – Р. Мертон, Р. Миллз, Т. Парсонс и др.

 

О самой социологии

В историко-социологической литературе традиционно, хотя, видимо, не совсем справедливо, принято разграничивать два периода в творчестве Сорокина – русский и американский. Вместе с тем, интегральная сущность всех сорокинских работ всегда оставалась неизменной, несмотря на непохожесть анализируемых проблем, характер использования материала, степень зрелости и самостоятельности создаваемых теорий. Все его мировозрение было пронизано философией интегрального синтеза. Пожалуй, в глобализме – главное отличие между молодым и зрелым Сорокиным.
Центральным понятием для творчества Сорокина становится ценность. Разумеется, многие мыслители и до него размышляли о природе ценностей, но, пожалуй, никому до него не удалось показать систематизирующую и методологическую значимость ценностной теории в социологии.
С точки зрения Сорокина, предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе.
Практическая социология, по Сорокину, есть социальная политика, она, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально­психическими болезнями.
Предметом социологии Сорокин всегда считал взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах.
Социолог, по мысли Сорокина, призван описывать только внешние факторы, то есть, не всю социальную жизнь. Отсюда он констатирует три основые формы актов поведения людей – дозволенные, должные и рекомендуемые...
Социолог решает задачу определения причин разных типов социального поведения и должен учитывать самые различные мотивации, влияния, реакции. Согласно развитой Сорокиным теории «социальной мобильности», любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется (разделяется) по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность). Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В закрытом обществе динамика социальной жизни минимизирована, что неизбежно приводит его к кризису.
Социальная стратификация и социальная мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, потребностям. И кроме того, самим фактом совместной деятельности, которая невозможна без наличия определенной организации. Организация же немыслима без руководителей и подчиненных, следовательно, неравенство – родовая черта общества, но оно должно быть разумным. Его смягчение возможно только при помощи реформ.
К мысли о трех фазах любой великой революции, впервые поднятой в статье «Россия после НЭПа» и развитая в «Социологии и революции», Сорокин возвращается в 1963 г. в автобиографическом романе «Долгий путь». В нем он характеризует динамику революционного процесса. Среди его известных книг: «Система социологии» (1920), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), «Социальная и культурная динамика» (1937–41), «Общество, культура и личность» (1947) и многие другие. В 1960 г. он публикует свое культурно­конвергенциальное кредо­эссе «Взаимная конвергенция Соединенных Штатов и СССР по смешанному социокультурному типу» (1960), написанное в атмосфере довольно напряженных советскоамериканских отношений.
Как известно, Сорокин был одним из родоначальников концепции конвергенции. А сама теория конвергенции, сформированная во многом Сорокиным в 60х годах прошлого века, достаточно жестко отвергалась в бывшем СССР.
В историческом процессе, считал Сорокин, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно­историческим стилем, неповторимой системой ценностей. История же представляет собой социокультурный процесс, константами которого являются динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых целей.
Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, т.е. веры в Бога, и нацеленной на чувственное услаждение и потребительство, Сорокин связывает с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки в ущерб духовным ценностям, что довольно четко ощущается многими людьми в сегодняшнем мире.

 

Путь к лучшему будущему

Как социолог, искавший в фактах общественной жизни объяснения явлениям культуры, Сорокин был одним из создателей теорий «социальной мобильности» и «социальной стратификации». Согласно первой, в высокоразвитом обществе постоянно происходит движение отдельных людей и групп с низшего социального уровня на высший и наоборот. Но есть и мобильность горизонтальная, т.е. передвижение индивидуумов на одном и том же социальном уровне, например, при смене места жительства или характера работы. Уровень социальной мобильности характеризует степень цивилизованности, открытости или закрытости, свободы и демократизма того или иного общества и является важным показателем уровня его культуры.
Теория «социальной стратификации» рассматривает общество в отличие от марксистов не как антагонистическую классовую структуру, а как живую систему многочисленных взаимопроникающих общественных слоев, выделяемых по признакам образования, обеспеченности, психологии, бытовых условий, возраста, пола и находящихся в состоянии определенного равновесия и сотрудничества.
И та и другая теории по существу противостоят марксистскому пониманию процессов, происходящих в обществе, а посему яростно отвергаются историческим материализмом. Не менее жестко до последнего времени отвергалась и сформулированная Сорокиным в 60х гг. прошлого века теория конвергенции между капитализмом и социализмом, в результате которой должно появиться новое, более совершенное общество.
Сорокин принадлежал к той редкой породе мыслителей и ученых, которые объективно, не пребывая в плену политикоидеологических и национальных пристрастий, осмысливали путь человечества к лучшему будущему. Он был не совсем похож на академического университетского ученого – был больше Сорокинымсоциологом, Сорокинымпророком, на долгие годы запомнившимся своим соратникам и ученикам.

Подготовил Александр Пронин