Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 01-02 (93) - 2009

ТЕМА НОМЕРА:

"Мы - армия страны. Мы - армия народа"?


Кавказ в 2009 году: тревоги и надежды


Андрей Арешев, эксперт аналитического центра «Фонд стратегической культуры», специально для журнала «Наша Власть»



АрешевВ 2009 г. исполняется 145 лет окончания Кавказской войны. Исторические реминисценции в этом регионе России, равно как и к югу от Большого Кавказского хребта, традиционно играли и продолжают играть особую роль в формировании и трансформации местных идентичностей. В наступившем году ситуация на Северном Кавказе, вероятно, будет продолжать пребывать в хрупком равновесии, однако негативные социально­экономические явления, провоцируемые как мировым кризисом, так и стагнацией в российской экономике, вполне вероятно, могут обострить существующие проблемы и создать новые, причем не только в социально­экономической сфере.
Трудностей этих могло быть гораздо меньше, если бы национальная политика Российского государства в таком сложном и потенциально конфликтогенном регионе, каким является Кавказ, имела комплексный характер, по возможности увязывала вопросы административно­тер­риториального разграничения, совершенствования системы государственного управления, социально­экономического и общественно­политического развития, промышленной политики, традиционных форм и способов ведения хозяйства, кадровые вопросы.
На сравнительно небольшой по российским масштабам территории сосредоточено около 12% населения страны, характеризуемого разнообразием этноконфессионального состава (более сотни народов, исповедующих все основные мировые религии!), хозяйственных укладов, ценностных и культурных ориентаций, форм политической самоорганизации, а также тесно связанного с сопредельными государствами Южного Кавказа. Географические и этнополитические особенности Северного Кавказа невозможно рассматривать в качестве некоей обузы, от которой нужно, по возможности, отгородиться «забором», как это еще недавно рекомендовалось в некоторых публикациях внешне респектабельных изданий. Положительных результатов можно достичь лишь посредством тонкой, умелой, сбалансированной политики, оперативно учитывающей внешние и внутренние вызовы, способной оперативно расставить соответствующие акценты.
В условиях обост­рения международных противоречий, в частности в КавказскоПричер­номорском регионе, повышается интерес к населяющим его народам со стороны внешних сил, в том числе тех, намерения которых по отношению к России никак нельзя назвать дружественными. В случае форсированного втягивания государств Южного Кавказа в НАТО существующие латентные конфликты на Северном Кавказе рано или поздно перейдут в открытую фазу. События 2008 г. в Ингушетии являются достаточно характерным примером того, как целенаправленная работа извне, нацеленная на подрыв социально­экономической стабильности, в сочетании с не всегда своевременными действиями прежнего руководства создали ситуацию, решать которую приходится буквально в пожарном порядке, включая замену высшего должностного лица республики.
Августовские события на Кавказе, офи­циальное признание Россией новых государств – Абхазии и Южной Осетии создают новые реалии и для Северного Кавказа, который в ночь с 7 на 8 августа 2008 г. стоял на грани масштабной дестабилизации. Четкие и своевременные действия российского руководства и армии предотвратили развитие событий по наихудшему сценарию. После обретения независимости Абхазия и особенно Южная Осетия встали перед необходимостью решения сложнейших социально­экономических проблем. Нет сомнений, что новую ситуацию к югу от Большого Кавказского хребта попытаются «развернуть» против интересов России. Некоторые тревожные сигналы уже поступали, и стоит надеяться, федеральными и региональными органами власти они в должной мере проанализированы.
Политизированная этничность, равно как и требования большего учета исламской специфики региона, получает все более артикулированное звучание. Озабоченность вызывает тот факт, что нежелательные тенденции в общественно­политической жизни получают все большее распространение на фоне серьезных трудностей в повседневной жизни большинства населения (хотя сказать, что за последние годы в этой сфере не сделано ничего, было бы в корне неверным). Так, для небольшой КабардиноБалкарии на 1 июля 2008 г. уровень общей безработицы составил 16,2% от количества экономически активного населения (59,5 тыс. человек). И это несмотря на то, что численность безработных с начала года снизилась на 15,4 тыс. человек, а многим республикам удалось в 2008 г. уменьшить свою зависимость от дотаций из центра.
Дагестан же, имеющий развитую промышленную инфраструктуру и серьезные запасы энергоресурсов, стал дотационной республикой изза разрушения оборонки. Практически все крупные города республики имели оборонные заводы, являвшиеся градообразующими. А сельское хозяйство и консервная промышленность не выдерживают напора дешевой импортной продукции, пусть и гораздо худшего качества. Поэтому важной задачей является приведение в порядок существующей и создание новой промышленной инфраструктуры. Определенные шаги в этом направлении предпринимаются. В частности, был разработан ряд весьма амбициозных программ и проектов по расширению дорожной сети и модернизации аэропортов, что позволило бы снизить остроту проблем, связанных с транспортно­экономической разобщенностью, однако их судьба в новых условиях представляется достаточно неопределенной.
Уровень жизни населения попрежнему невысок, а социальное расслоение между подавляющим большинством и «элитным» меньшинством провоцирует всплеск криминальной напряженности. Население, ими­тируя внешнюю лояльность, все более отчуждается от власти (как федеральной, так и региональной) и ищет решения насущных проблем иными способами. В этой ситуации разговоры о демократии, толерантности и западных стандартах потребления приводят скорее к дестабилизирующему эффекту. При отсутствии четких моральных ориентиров религиозноориентированная модель поведения представляется наиболее привлекательной, в том числе для наиболее активной части населения.
Тема административно­территориальных переделов, результатом которых стало бы образование новых субъектов Федерации, объединяющих этнически родственные народы, заняла достаточно прочное место в риторике некоторых национальных движений. И надежды на то, что эта риторика сама по себе «рассосется», вряд ли оправданы. Представители некоторых групп населения, прежде всего русских и русскоязычных жителей, чувствуют себя в этой ситуации весьма неуютно. Отток славянского населения с территорий некоторых субъектов ЮФО оформился в долгосрочную демографическую тенденцию еще в 1990е годы. К сожалению, не прекратился он и в последнее десятилетие, несмотря на некоторую стабилизацию общественно­политической и социально­экономической жизни региона, связанную, прежде всего, с решением чеченской проблемы (как бы кто ни критиковал отдельные аспекты мер, принятых федеральным центром).
Изменения этнодемографического баланса в отдельных районах, вызванные ими социально­экономические сдвиги приобретают характер латентного взаим­ного отчуждения различных групп населения. Этот процесс особенно заметен в Ставропольском крае, сопредельных районах Дагестана, КарачаевоЧеркесии и КабардиноБалкарии. При этом представители местных и федеральных властей зачастую оказываются не на высоте положения.
Особенно тревожит ослабление общероссийской идентичности, утрата чувства общности судеб различных народов, что способствует дальнейшему взаимному отчуждению, замыканию в национальных «квартирах»анклавах и чревато малопредсказуемыми, но крайне негативными последствиями. Несоответствие ценностных ориентаций может стать серьезной помехой действиям по укреплению территориального и государственного единства России. К агитаторам, предлагающим готовое и внешне логичное разрешение проблем, из которых люди не видят выхода, неизменно будут прислушиваться, и задача власти – формировать адекватные ответы. Благодушие, утверждения о том, что на юге России ничего особенного не происходит, вряд ли уместны.
Меры по оздоровлению экономической ситуации невозможны без твердой государственной власти, способной контролировать выполнение принимаемых ею решений, которые не должны отставать от динамично меняющейся обстановки. Несмотря на кризис, необходимо предпринимать все меры по стимулированию экономического развития региона с учетом его потенциала, созданию необходимых условий для самореализации человека и гражданина.
Северный Кавказ имеет для России не только геополитическое и геостратеги­ческое, но и важнейшее экономическое значение. Без создания механизмов, обеспечивающих долговременную стабильность и поступательное экономическое развитие, трудно говорить о внутриполитической стабильности нашей страны не только в 2009 г., но и в более длительной перспективе.