|
Архив
№ 01-02 (93) - 2009
ТЕМА НОМЕРА:
"Мы - армия страны. Мы - армия народа"?
|
|
Реформа армии - задача государства
С просьбой ответить на несколько вопросов, касающихся позиции Общественной палаты РФ и ее роли в решении социальных проблем, стоящих перед Вооруженными силами РФ, мы обратились к председателю Комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, председателю совета директоров Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных сил (Мегапир) Александру КАНЬШИНУ
– Александр Николаевич, учитывалось ли мнение Общественной палаты РФ (ОП РФ) при подготовке и планировании военной реформы? – Решение о проведении военной реформы было принято не сегодня и не вчера. Оно дважды, в 2001-м и 2005 году, рассматривалось Советом безопасности, а сегодня реформа вступила в фазу конкретных действий. Действия эти, безусловно, проводятся с учетом мнения и Общественной палаты, и общественности страны. Мы неоднократно встречались с министром обороны, его заместителями, командованием видов ВС и родов войск и в ОП РФ, и в общественном совете при Минобороны.
Кроме того, представители Комиссии Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей неоднократно выезжали на места – на Тихоокеанский и Северный флоты, в Северо-Кавказский, Московский, Ленинградский, Приволжско-Уральский и Дальневосточный военные округа. Совместно с представителями местной власти и командованием были разработаны и внесены конкретные предложения по проведению реформы. Ведь решения Совбеза по военной реформе носили больше концептуальный характер, определяли параметры, ставили стратегические задачи и определяли сроки ее проведения. Конкретные решения, связанные с сокращением в армии числа офицеров, ликвидацией института мичманов и прапорщиков, появлением мобильных частей постоянной готовности принимались с учетом нашего мнения.
По итогам слушаний и пленарного заседания ОП РФ «О повышении роли общества в решении проблем национальной безопасности страны», где выступал заместитель секретаря Совбеза Владимир Назаров, и были подняты конкретные вопросы, разработаны предложения, доложенные Верховному главнокомандующему, правительству, руководству силовых структур, Совету безопасности.
Также были учтены и прошлогодние предложения ОП РФ о создании коллегиального органа, призванного заниматься анализом хода реформ, а также их управлением, по типу Главного военного совета при Верховном главнокомандующем. В него могли бы войти министр обороны, начальник Генштаба, главнокомандующие, командующие войсками военных округов и флотами – те, на чьих плечах и лежит основной груз выполнения принимаемых решений. И хотя пока это наше предложение не реализовано, создание подобного органа, на наш взгляд, крайне важно.
– В связи с очередным сокращением числа офицерских должностей из армии будут уволены десятки тысяч человек. Какая судьба ждет их в стране, где кризис и без этого выбрасывает на улицу работоспособных граждан? Как при этом избежать усиления социальной напряженности в обществе? – Предстоящее масштабное сокращение офицерского корпуса на 200 тыс. человек и ликвидация института прапорщиков и мичманов в случае неподготовленности увольняемых к гражданской жизни могут негативно сказаться на состоянии российского общества.
Серьезные опасения общественности вызывает предстоящее сокращение офицерского состава, слабая готовность к замене прапорщиков и офицеров сержантами, а также недостаточная проработка нормативно-правовой базы самой реформы, сжатые сроки ее проведения.
В Общественной палате проводились слушания конкретно по проблеме сокращения численности ВС РФ и дальнейшей судьбе увольняемых военнослужащих. На них выступили статс-секретарь – заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай Панков, заместитель министра обороны по финансово-экономической работе Любовь Куделина, начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-полковник Василий Смирнов, начальник Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-лейтенант Анатолий Башлаков, другие руководители МО. Было найдено решение многих вопросов, но главная проблема в том, что увольнение офицеров, зачастую молодых, не должно быть компетенцией Минобороны. Если военное ведомство будет реформировать само себя, ни к чему хорошему это не приведет. Мировая практика показывает, что вопросами сокращения и увольнения офицеров должны заниматься государство и правительство.
ОП РФ предложила создать специальную правительственную комиссию под руководством одного из вице-премьеров, которая занималась бы вопросами сокращения ВС РФ. Это позволит более четко координировать действия силовых структур, местных органов власти, министерств и ведомств. К сожалению, на слушаниях не было представителей от Минздравсоцразвития, хотя эта проблема касается их в первую очередь.
В то же время есть и приятные новости – Федеральная служба судебных приставов предложила нам 20 000 должностей для увольняемых офицеров, многих из уволенных готовы также принять МВД и Минюст. – Какую роль Общественная палата может сыграть в улучшении системы профессиональной переподготовки увольняемых, их трудоустройстве? Кто, как и на основании чего будет это осуществлять?
– Практика адаптации уволенных военнослужащих к гражданской жизни у России уже есть. Существуют центры переподготовки военнослужащих запаса, опыт которых надо использовать в полной мере. Мы провели встречу с руководителями таких центров, по результатам которой обратились к руководству местных органов власти, губернаторам областей с предложением продумать систему переподготовки увольняемых военнослужащих для каждого региона. Ведь их опыт может быть востребован в экономике, политике, общественной работе, образовании, строительстве, юриспруденции.
Но хотя предпосылки к нормализации реабилитационного процесса есть, увольнение в течение трех лет более 100 000 человек остается серьезнейшей проблемой.
– Как Общественная палата намерена влиять на сложившуюся ситуацию? Что она в силах сделать для снятия остроты проблемы? – Главное – мы можем осуществлять гражданский общественный контроль за выполнением тех решений, которые приняты на уровне правительства и Минобороны. К сожалению, коррупционная составляющая в таких вопросах как финансирование проектов, строительство и распределение жилья достаточно велика. Поэтому для контроля мы пригласили к сотрудничеству Главную военную прокуратуру, руководство Минобороны, Счетную палату РФ, членов военной коллегии МО, командующих.
По инициативе Общественной палаты созданы общественные советы при Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ России и других федеральных силовых органах, взаимодействие с которыми является одним из приоритетов Комиссии.
Необходимо изучить на местах планы, разрабатываемые Министерством обороны и региональными властями, для чего в ближайшее время представители ОП РФ отправятся в Южный федеральный округ. Затем мы займемся анализом ситуации в Московской области, ведь именно она примет самое, пожалуй, большое количество уволенных военнослужащих.
Мы тесно контактируем с Федеральной службой по труду и занятости, стараемся подключить к решению проблемы все ветеранские организации России – а их более 90 000.
С 1 февраля в Общественной палате РФ открыта горячая линия по вопросам трудоустройства увольняемых военнослужащих. С 10 до 17 часов каждый может позвонить по телефону (495) 748-6913 и задать интересующий его вопрос.
И, пожалуй, одно из самых главных: Общественная палата РФ продолжает настаивать на том, чтобы программа увольнения и адаптации военнослужащих из узковедомственной получила бы статус федеральной целевой программы. Ведь, подчеркну, это задача не Министерства обороны, а государства и общества в целом.
Позиция гражданского общества в России предельно открыта – армия должна реформироваться для защиты национальных интересов России.
|