Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 01-02 (93) - 2009

ТЕМА НОМЕРА:

"Мы - армия страны. Мы - армия народа"?


Кадетство возрождается


Путь к офицерскому званию начинается со школы. Наряду с Суворовскими и Нахимовским училищами, готовящими юношей к поступлению в военные вузы, в стране появились кадетские корпуса. И если для новой России они пока еще все-таки отчасти экзотика, то это вовсе не значит, что интерес к ним случаен. История кадетства, начавшаяся еще при императрице Анне Иоанновне в 1731 г., сегодня возрождается.
Гость «НВ» – директор Первого Московского кадетского корпуса Владимир КИРСАНОВ.



КирсановИстория современного кадетства началась в 1992 г., когда в Россию приехали русские воспитанники кадетских корпусов из Франции, Великобритании, Канады, США и других стран. Одним из результатов этого визита и стало решение о возрождении в России кадетского движения.
И Первый Московский кадетский корпус является действительно (наряду с Новочеркасским, Сибирским и Воронежским, появившимися в стране в 1993 г.) первым – и по названию, и по сути. Начав свой путь как негосударственная образовательная структура, 1-й МКК после выхода распоряжения президента о возрождении в России системы кадетского образования в 1997 г., в том же году стал первым государственным кадетским корпусом.
Сейчас в Москве насчитывается 18 кадетских корпусов. В 1-м МКК учатся 210 воспитанников. Конкурс составляет 30 человек на место.
Во многом нынешнее кадетское образование продолжает исторические традиции 300-летней давности. Правда, в те годы внимания ему уделялось гораздо больше. Попечителем всех российских кадетских корпусов был Великий князь Константин Константинович, а первый корпус возглавлял сам Михаил Кутузов, будущий фельдмаршал. В указе императрицы было определено, что кадеты должны готовиться «не токмо к военному служению, к которому натура не каждого склонна, но сиречь к государственной службе». Выпускники 1-го МКК, получив прекрасное образование, продолжают учебу не только в высших военных училищах.
Динамика такова, что если из первого выпуска в военные вузы поступили 90% кадетов, из второго – 80%, третьего – 60%, то уже несколько лет их число стабильно – 48–50%.
«В этом году в 1-м МКК состоится юбилейный десятый выпуск. Мы внимательно следим за судьбой всех наших ребят. В корпусе создана и работает ассоциация его выпускников, где они делятся друг с другом и с молодежью опытом, проводятся конференции. Наши выпускники – это уже определенная социальная прослойка, братство, члены которого, я уверен, не бросят друг друга в беде и станут достойными гражданами страны», – говорит Владимир Кирсанов.
И продолжает: «Общая беда всех военных училищ и нашей армии в целом – это то, что очень многие, только получив диплом и первое офицерское звание, уходят из Вооруженных сил на гражданку. Насколько мне известно, подобных случаев среди наших выпускников не было.
Московское содружество суворовцев провело исследование, в результате которого выяснилось, что сегодня из Суворовских училищ в военные вузы идут всего… 2% выпускников
».
Суворовцы учатся в училище 3 года, проходя за это время один полевой сбор и 60 часов военной подготовки. В 1-МКК за 7 лет учебы кадеты выезжают на пять(!) полевых сборов и изучают военное дело более 600 часов. Неудивительно, что в какое бы училище выпускники 1-го МКК ни поступали, их везде встречают как дорогих гостей – и общевойсковых училищах, и в Рязанском училище ВДВ, и в Академии РВСН, и в учебных заведениях ФСБ и МВД.
Не совсем понятна позиция Минобороны, в ведении которого находятся Суворовские училища. Несмотря на высокую эффективность (именно для ВС РФ) кадетского образования, оно кадетским корпусам абсолютно не помогает. Причина – межведомственные (Минобороны и Минобразования) разногласия. Не так давно встал вопрос об объединении Суворовских и Нахимовского училищ и кадетских корпусов в единую образовательную систему. Но он так и не решен окончательно – спор идет о том, под чьей эгидой это будет осуществлено: ни одно, ни другое министерство не хочет отдавать своих «чужакам». Даже рекомендации председателя Совета Федерации Сергея Миронова, посещавшего 1-й МКК, оставлены без внимания чиновниками министерств. У властей другие заботы – им подавай глобальные проекты. В итоге страдает дело.
И даже в родном Минобразования кадеты находятся на положении пасынков. Корпус по статусу приравнен к… обычным интернатам, только с «военными прибамбасами». Правда, и то время, когда Любовь Кезина (тогдашний руководитель Московского департамента образования) заявляла: «Я не позволю, чтобы в моей школе грохотали солдатские сапоги!», прошло. Сейчас, когда результаты работы 1-го МКК очевидны и неоспоримы, а «спрос» на места в нем среди мальчишек и их родителей очень велик, Московское правительство (единственное!) оказывает ему серьезную помощь.
Понимая значимость вопроса, в Московском департаменте образования создали орган управления кадетским образованием, реализована 5-летняя программа его развития и совершенствования.
«Мы писали письма о необходимости создания кадетских образовательных учреждений под эгидой президента России, – рассказывает Владимир Кирсанов. – Ведь нам звонят и пишут из Прибалтики, Средней Азии, Сахалина, Колымы, Кавказа с просьбами принять детей, которые остались без родителей, которые мечтают служить Родине. И столько боли порой в этих звонках и письмах: «Не дайте ребенку скатиться на дно!» А мы ничего не имеем права сделать – 1-й МКК является муниципальным образовательным учреждением. А если бы кадетские корпуса были переданы в подчинение Администрации Президента и замыкались на федеральные округа, сколько проблем, в том числе и с детской беспризорностью, удалось бы решить!
К тому же, в президентские кадетские корпуса можно было бы (независимо от места жительства) принимать тех мальчишек, отцы которых погибли в боях, выполняя приказ Верховного главнокомандующего по защите страны
».
Первый Московский кадетский корпус, несмотря на очевидные успехи, не собирается почивать на лаврах. Правительством Москвы по ходатайству руководства 1-го МКК принято несколько постановлений, главным итогом которых стало начало серьезного строительства на территории корпуса. После его завершения на базе 1-го МКК планируется создание первого в стране кадетского корпуса, спроектированного специально для нужд и задач кадетского воспитания, этакого центра образования, включающего в себя 5–6 подразделений. (Сейчас кадеты занимают помещения по остаточному принципу – те, которые остались после расформирования интернатов). Это будет базой для создания подобных корпусов по всей стране.
На макете будущего центра, который стоит в кабинете директора, запланировано даже место, где будет стоять памятник Дмитрию Донскому. Имя святого князя корпус носил до 1997 г., до принятия под эгиду Минобразования. Сейчас вновь готовится ходатайство о присвоении корпусу этого дорогого сердцу каждого россиянина имени великого полководца, московского князя, русского святого.
Но все-таки проблем в обучении и воспитании мальчишек куда больше, чем хотелось бы. И опять слово директору Владимиру Кирсанову:
«Введение ЕГЭ вынуждает кадетов с 8-го класса определяться, какое направление они выберут – военное, гуманитарное, естественно-научное или физико-математическое. И делается это, к сожалению, в ущерб «непрофильным» предметам. ЕГЭ сегодня – не оценка работы учителей и ученика за 11 лет, а «индульгенция», пропуск в вуз. У детей пропала мотивация к обучению. Это, к великому сожалению, печальная особенность нынешнего времени.
Умные, ответственные, опытные преподаватели резонно задают вопрос: «А зачем мы нужны этой школе?». Еще Ленин сказал, что «школа определяется составом лекторов». А в нынешней коммерциализированной школе нет денег на мотивацию учителей – подушевое финансирование на 210 учеников не позволяет как-то их поддержать, а иногда и удержать… Спасибо правительству Москвы – оно хотя бы доплачивает 50% к мизерному окладу офицеров-воспитателей.
Когда смотришь на весь комплекс новаций в системе образования, берет оторопь. К чему придет наша школа? Она быстро теряет свою уникальность, самобытность и многолетний авторитет. Из нее вымываются чуткость и душевность, которые заменяются голым прагматизмом, имеющим под собой коммерческую основу. В итоге, я боюсь, два-три поколения детей будут просто потеряны.
Образование – основа нашего будущего, и «кормить» его по остаточному принципу – самое настоящее преступление перед этим самым будущим!
».
А пока остается надеяться на энтузиазм преподавателей и воспитателей, отдающих себя любимому делу без остатка. Да на Бога, благо на территории 1-го МКК стоит часовня в честь Дмитрия Донского, освятил которую сам Алексий II.

Андрей Набатов