НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 9, 2007 год Тема номера:
"Образовательная политика в России"
ТЕМА НОМЕРА. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
УЧРЕДИТЕЛЬ НОВОГО РОДА ПОДДАННЫХ
Биография Ивана Ивановича Бецкого, русского просветителя и государственного деятеля XVIII века, сплошная загадка. От отца, русского генерала князя Ивана Юрьевича Трубецкого, незаконнорожденному наследнику достались имя Иван, часть родовой фамилии – Бецкой, неплохое европейское образование и прекрасные «стартовые» возможности в карьере. Первую половину своей жизни Иван Иванович провел преимущественно за границей, будучи на русской дипломатической службе. Историческое предание записывает его… в родные отцы императрицы Екатерины Великой. Сама Екатерина эту «сказку» о своем происхождении не подтверждала, но и не опровергала. Однако Бецкой в зрелые годы всегда был при дворе, в ближайшем окружении венценосной преобразовательницы. По моде своего времени Иван Иванович увлекался идеями просвещения и был большим почитателем Жан-Жака Руссо. Отбросить предрассудки прошлого и вывести новую породу людей, лишенную закоренелых человеческих пороков,– такую цель жизни поставил этот удивительный человек.
«Генеральное учреждение» «Корень всему злу и добру – воспитание... Украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина, но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях», – с чего начинать Бецкой представлял себе ясно. Так же, как его кумир Руссо: «нет врожденных пороков и злодейств, но дурные примеры их внушают». Человек от природы добр, а если несмышленого ребенка с малолетства ограждать от пороков, свойственных взрослым, ничего кроме сущего ангела из него не вырастет. Поэтому сначала надо воспитать воспитателей, «новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и так следуя из родов в роды, в будущие веки». А как быть со старым поколением «зверообразным и неистовым в словах и поступках»? Очень просто – изолировать. Детям и юношам до 18–20 лет «даруется новое бытие и производится новый род подданных» в закрытых интернатах, под присмотром ограниченного числа просвещенных наставников.
А после интерната? Тут течение мыслей Бецкого иначе как революционным не назовешь. В России «два чина установлены: дворяне и крестьяне… В чужих государствах, третий чин народа, заведенный уже за несколько веков, продолжается из рода в род: но как здесь сей чин еще не находится, то мнится, в оном и нужда состоит». В этих словах смысл всей эпохи Просвещения – будущее за третьим сословием! Высочайшая покровительница Бецкого решила главный вопрос столетия одним махом, не без женского изящества. Подписала учреждение о городах и произвела на свет сословие мещан, записав в него население всех российских городов. А так как городов оказалось маловато, повелела именовать таковыми крупные села. Но Бецкого такое поверхностное решение вопроса не устроило.
Будучи с императрицей в дружеских, можно сказать, семейных отношениях, Иван Иванович мог бы исхлопотать какой-нибудь ключевой в деле просвещения государственный пост. Но на беду такого поста в российском государстве еще не было. Не то что министерства образования – никакой завалящей комиссии или канцелярии. Вот тут точно все пришлось создавать с нуля. Бецкой пишет императрице пространное послание, называвшееся «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Текст этот являлся по сути полноценным стандартом образования для всей России. Императрица, ознакомившись, начертала на письме: «Быть по сему». «Генеральное учреждение» стало законом.
Благодетель Бецкой – это он предписал телесные наказания запретить, а воспитывать одним лишь «увещеванием»! Обучение по Бецкому должно было происходить непрерывно до достижения питомцами двадцатилетнего возраста и разделялось на общее и специальное. В общеобразовательных классах должно было преподавать вероучение, рисование, чтение, письмо, арифметику, географию, бухгалтерский учет, правила поведения, основы законодательства. Отдельные предметы – «мануфактуры, фабрики, коммерция, садовничество и прочие искусства, до экономии принадлежащие; изящные художества тем, кои к сему способны, рукоделия, женскому полу принадлежащие»… «По прошествии 14 или 15 лет, должны как мужеска, так и женска пола дети приготовляться к совершенному окончанию разных мастерств; и так, мальчиков отдавать учиться мастерствам, какие они по склонности выберут. На обучение ж всего времени в простых мастерствах четыре или пять лет полагается» – это уже программа специального образования. Даже на современный взгляд – впечатляющий документ.
Однако в действительности между законом и его исполнением возникала, зачастую, непреодолимая пропасть. Воспитательный дом Первым учебным заведением, в котором идеи Бецкого были воплощены в жизнь, стал Императорский воспитательный дом в Москве. Он был открыт в 1764 году. В подкидышах и незаконнорожденных, – Бецкой велел называть их «несчастнорожденными» – представился идеальный материал для селекции «нового рода». К городским обывателям обратились с рекомендацией при обнаружении всякого младенца неизвестного происхождения «приносить оного в воспитательный дом, где его примут, ничего у приносящего не спрашивая», да еще выдадут за хлопоты 2 рубля. Пустовало новое заведение очень недолго. Чуть позже в Воспитательном доме открыли «родильный госпиталь», в котором беременных женщин принимали «тотчас и ничего не спрашивая…как днем, так и ночью… в тайности». Роженице разрешалось не называть имени и прятать лицо. Содержался Воспитательный дом исключительно на пожертвования благотворителей, первыми из которых были императрица и сам Бецкой. Позже к ним присоединились несколько знатнейших вельмож, некоторые царицыны родственники, а также жившие в Москве греки, татары, армяне, голландские и немецкие купцы. Больше спонсоров у главного попечителя Воспитательного дома Ивана Ивановича Бецкого поначалу не было.
Вскоре обнаружились и другие проблемы. Детям не хватало грудного молока специально нанятых кормилиц. Неутомимый Бецкой построил целую молочную ферму у Дорогомиловской заставы. Иван Иванович также не рассчитал число своих питомцев: в палатах на сорок человек пришлось помещать вдвое больше. Из-за скученности настоящим бичом стали заразные болезни. Справиться удалось только с эпидемией оспы. Это именно Бецкой в свое время уговорил Екатерину II сделать прививку самой, а затем привить и всю Россию. Московские сироты, конечно, оказались одними из первых. После чудовищных потерь в личном составе «нового рода» Бецкой пришел к выводу, что единственный способ сохранить жизнь подопечным младенцам – это отдать их в крестьянские семьи на вскармливание хотя бы до четырехлетнего возраста. Что и было, в конце концов, сделано.
Тем, кто выжил в свои первые годы пребывания в Воспитательном доме, повезло дважды. Их выучили в точном соответствии с «Генеральным учреждением». В 1772 году на средства мецената П.А. Демидова при московском Воспитательном доме было открыто коммерческое училище. Особо одаренных выпускников посылали в Университет и Академию художеств, некоторых даже за границу. Тогда же из учеников Воспитательного дома организовали театральную, танцевальную и хоровую самодеятельные труппы: на концерты ходила вся просвещенная Москва. Прошедшие полный курс обучения получали паспорта. Они и их потомки «в вечные роды» могли быть только вольными. В крепостные их записывать запрещалось. «Третий чин» И все же Фауста из Бецкого не получилось. Вырастить совершенного человека-гомункулуса в пробирке эпохи Просвещения не удалось. Сословия, даже третье, не создаются ни высочайшими указами, ни премудрыми проектами. Но то, что Бецкой сделал для людей, которые без его участия ни при каких обстоятельствах не получили бы никакого образования, – эту несомненную заслугу просветителя переоценить нельзя.
Именно Бецкому поручила Екатерина составить новый устав и штаты Академии художеств. Бецкой разделил Академию на три отделения: живописи, скульптуры и архитектуры. Конечно же, при ней Иван Иванович учредил и воспитательное училище для пятилетних детишек, чего раньше не было. Для них Бецкой не пожалел собственных денег. За его счет 60 человек разных сословий получили художественное образование!
По новому уставу воспитанники Академии становились людьми «свободных профессий». Их даже судить было нельзя без согласия Академии. Это с легкой руки Ивана Ивановича пошло выражение «свободный художник». Наиболее успешных академистов отправляли совершенствовать свое искусство за границу целыми группами. Результатом этих нововведений стало классическое русское искусство. Чтобы понять, что это был за прорыв, достаточно перечислить фамилии выпускников того времени. Художники Лосенко, Соколов, Левицкий, Боровиковский, Рокотов; скульпторы Гордеев, Шубин, Козловский, Мартос.
И это еще не все, что сделал Бецкой на ниве просвещения. Он основал Общество благородных девиц, знаменитый Смольный институт. При нем, конечно, училище для «мещанок». Бецкого назначили заведовать Сухопутным шляхетским кадетским корпусом – он учредил корпус и для «неблагородных». И московский Воспитательный дом был не единственным в России. Бецкой выхлопотал такой же для Петербурга и иных городов.
В 1773 году Сенат присудил И.И. Бецкому специально для него учрежденную награду. На именной золотой медали – три фасада: Академия художеств, Смольный институт, Воспитательный дом. Незадолго до смерти своей в 1795 году Иван Иванович составил завещание. В числе наследников –Академия художеств, Смольный институт, Воспитательный дом.
Целеустремленный был человек. Андрей Розанов