Архив:

Национальные интересы России

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 9, 2007 год
Тема номера:
"Образовательная политика в России
"

Студенты

ТЕМА НОМЕРА. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
МАЛЬЧИК, ЗАЧЕМ ТЕБЕ ГОЛОВА?

Рerpetum mobile
«…Души прекрасные порывы!» посвятить отчизне призывал юный Пушкин, а в нашей советской школе мы (не на уроках, естественно) над этими строчками потешались: поэт, мол, призывает душить прекрасные порывы! И хохотали. А напрасно. Похоже, в современной школе их все-таки додушили или вот-вот додушат. Я имею в виду ту «любовь» к русской литературе, которую испытывают сегодняшние чиновники из Минобразования, последовательно сокращая часы на этот устаревший, по-видимому, с их точки зрения, предмет.
Конечно, мне могут возразить, «прекрасные порывы души» способны породить и математика, наука строгая и красивая, и физика, и история. Не буду спорить, но все же берусь утверждать, что именно русская литература с ее проклятыми вопросами, думами о божественном промысле, смысле жизни и судьбе России, Европы, мира, вселенной, о бесценности человека и жертвенности любви способна сформировать личность высокого полета. Только кому такая личность сегодня нужна? Власти, уж точно, ни к чему.
Цель реформ российской образовательной системы, озвученная министром образования РФ Андреем Фурсенко, – сформировать потребителя… знаний и технологий. Вопрос, «зачем» нужны молодому потребителю эти знания и технологии, не стоит. Средства подменили цель. Вот он, perpetum mobile, национальная идея современной российской жизни – потреблять, чтобы потреблять. И чем больше, тем лучше. «Мальчик, зачем тебе голова?» – «Я ею кушаю знания и технологии». Убого, но честно, по крайней мере.
В этой ситуации цель семьи и лучших педагогов нашей школы – изо всех сил противостоять идеологии реформы, подавляющей духовность в человеке. Таким должен быть целеполагающий вывод. Но беда в том, что реформа эта – не случайна, она часть государственного механизма, системы, которая выстраивается на развалинах России, в очередной раз переломанной революцией. И, как и прежде, при большевиках, проект, который реализуется на ее просторах, скопирован с западных образцов. Только теперь он прагматичен: завиральные идеи мировой революции и коммунизма – само собой, по боку. Общество потребления – вот наш идеал. То, что на Западе – это вчерашний день, мы не замечаем. То, что никто не примет Россию в «золотой миллиард» потребляющих,– что за беда? Из правил всегда есть исключения для долларовых миллионеров. Вот и копируем «американскую мечту» в ценностных ориентациях и, соответственно, в экономике, здравоохранении, образовании.
Некоторые успехи уже достигнуты. В докладе «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты», подготовленном Институтом социологии РАН, зафиксировано: 64% молодых жизнь в стране нравится! Больше славы и власти они ценят деньги. «Большое количество опрошенных высказало готовность переступить через устаревшие моральные нормы и принципы, чтобы добиться успеха в жизни». Но самое знаковое явление в молодежной среде – охлаждение к профессиям адвоката, бухгалтера, экономиста: в 1997-м их считали престижными 89%, ныне только 63%. Зато «подорожал» в глазах молодежи чиновник, государственный служащий, руководитель – такой статус считают престижным уже не 10%, а 17% опрошенных. Оно и понятно: даже ДЭЗовский руководитель ездит у нас теперь на крутом личном автотранспорте, и у любых министерств, в том числе образования и науки, выставка иномарок.
Наш чиновник пухнет от денег и важности. Он благодетель государства, патриот, член партии «Единая Россия или «Справедливая Россия». Но независимо от сегодняшней партийной принадлежности, страшно похож он на того низкорослого коренастого функционера, который гнул партийно-ведомственную линию в советские времена и всегда находил свою выгоду, имитируя государственные реформы. Он всегда в партии власти. Он – плавучая батарея «не тронь меня!» Гений взятки или отката. Порода эта была выведена еще в царской России, она превосходно описана Гоголем и Сухово-Кобылиным. В советской России селекция была успешно продолжена, порода усовершенствована, закалена, как сталь, несмотря на всяких там Павок Корчагиных. Нет, наш чиновник не глуп, он всегда знает, как сымитировать деятельность, где найти прообраз российских реформ.
Как в Америке
Вот и теперь государственные средства должны у нас следовать за учеником в школы, за будущим студентом в вузы. Просто увеличить, к примеру, финансирование школ, точно рассчитав их потребности, удовлетворение которых сможет обеспечить высокое качество преподавания, это как-то несовременно и сложно. Да и денег не хватит. Их хватает только на то, чтобы поддерживать себя и частично американскую экономику. Она, хоть и хромает, но передовая. Так почему бы там не взять передовую модель финансирования – «чек за образование»? Не смущает, что в Америке она впервые была опробована в начале 80-х (!) годов и результаты не слишком радужны: «С одной стороны, произошел отбор наиболее способных учеников и концентрация лучших педагогов в немногих школах. Но именно за счет такого оттока общий уровень образования снизился. На слушаниях в конгрессе, посвященных оценке системы «чек на образование», сложилось мнение, что конкуренция между частными и государственными школами проходит в неравных условиях, и рынок образования, вводимый ваучерной системой, не решит проблем».
В Америке «не решит», зато в Англии решил, возразит наш чиновник. Как с ним не согласиться? В туманном Альбионе ваучерная система была введена в 1988 году. Ваучерными школами здесь стали руководить попечительские советы, в которые вошли родители, учителя, представители местной власти, коммерции и бизнеса. В их компетенции оказались бюджет и все аспекты внутренней жизни школы. То есть именно родители и местное население, а не районное образовательное начальство, стали руководить здесь процессом обучения. Первые 18 ваучерных школ были открыты в сентябре 1989 года, и уже к 1991 году они продемонстрировали большие успехи, связанные с разумным использованием полученной свободы. К тому же родителям был предоставлен выбор: если они не хотели, чтобы дети учились в ваучерной школе, могли перевести их в общеобразовательную.
ПервоклассникиТак в России
Ничего похожего у нас нет, прежде всего, потому что не развита система местного самоуправления, и, похоже, никто, несмотря на призывы Солженицына и энтузиастов этой идеи, не собирается ее развивать. А зачем чиновнику подпиливать ножки своего дорогого и вполне комфортного кресла? Скалькировали пару западных идей, вписались, с большим опозданием, правда, в мировой процесс, кое-как приспособили к российскому климату модный фасончик и загордились реформами.
Правда, бывают и неприятности. В прошлом году, например, Минобрнауки провело конкурс на поставку учебного оборудования в школы четырех федеральных округов. Победителю – московской компании «НТПЭкспертцентр» перевели 400 млн рублей еще до окончания поставок. А когда настал вожделенный миг и в школы, наконец, поступили учебные пособия, оказалось, что из упаковки макетов якобы «заспиртованных» человеческих органов вытекла половина жидкости, а химические таблицы, выполненные китайскими «знатоками» русского языка, пестрят такими терминами (типа «углсрод»), которые без той самой жидкости не прочтешь. Контрабанда, понимаешь, уголовное дело, неприятность, одним словом. Кому-то, видно, в лучших чичиковских традициях придется «пострадать за правду». Впрочем, про традиции эти сегодня мало кто помнит, потому что Гоголя не читал. А и то сказать, зачем?
Недавно Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике обсуждал эти самые проекты, в том числе и образовательный. Подробно рассмотрели государственные мужи проблемы финансирования школ и вузов, механизмы оснащения их, в который раз поставили проблемы качества преподавания и разработки профессиональных стандартов, задумались о механизмах интеграции науки и образования, не забыли и об огоньках, загоревшихся в глазах преподавателей не то школ, не то вузов, а может, тех и других. Вспомнили, что у нас в стране то ли 1млн (по оценке Общественной палаты), то ли 1млн 900 тыс. (по оценке Зюганова), а может, и 2,5 млн детей (по данным ООН) вообще не учатся. Но зато «российское высшее образование переживает сейчас не самое плохое время. Если не бум, то развитие ощущается. По числу студентов – а их у нас около пятисот на десять тысяч человек – мы одни из первых в мире. И почти в два раза опережаем такие страны, как Германия, Великобритания и Япония». Это, конечно, приятно, вот только весь мир стремится к бесплатному образованию, а мы успешно увеличиваем число платных мест в наших вузах. В общем, всего коснулись, только ради чего все эти хлопоты – не сказали. Ведь не ради же того, чтобы Россия великой страной была. «Нечего ей корячиться».
Нечего и отчизне посвящать. Разве что манифесты властью организованных молодежных движений: «Смена нами формата развития страны будет означать, по сути, революцию в ее развитии, – заявляют сладкоголосые «Наши». – Революцию по содержанию, но не по форме. Наша задача — добиться динамичных изменений, встать во главе модернизации страны…» В то время как новые революционеры готовят новую то ли Февральскую, то ли Октябрьскую и побивают «Исповедью бунтаря» ее автора – кудрявого Немцова на презентации в книжном магазине, молодогвардейцы с резиновой бабой рвутся на праймериз «Другой России», дружно и раскатисто скандируя: «Россия – не бизнес, Россия – страна, «Другая Россия», иди-ка ты на…!»
Но это в столицах, а в глубинке России? Вот одно из множества свидетельств: «В 2007 году преступность несовершеннолетних увеличилась на 65%. Дети более чем прежде участвуют в драках, грабят и крадут», – свидетельствует старший помощник Печорского межрайонного прокурора Елизавета Ярандина и утверждает, что «большинство из несовершеннолетних преступников – дети из благополучных семей. Чего им не хватает? Видимо, развлечений. Украденные телефоны подростки по дешевке продают таксистам и идут в развлекательные клубы, кои множатся, как грибы после дождя. Свою лепту в рост детской преступности вносят и телевидение с его пропагандой агрессии, и слишком мягкое законодательство». Но все эти мелочи на Совете по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике не обсуждались.
Ирина Карпенко