Архив:

Национальные интересы России

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 9, 2007 год
Тема номера:
"Образовательная политика в России
"

Зинаида Драгункина

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
Зинаида Драгункина, член Совета Федерации ФС РФ:
«СТРОИМ ШКОЛУ БУДУЩЕГО»

Главным в столичном образовании было, есть и остается его содержание. Основное в нем – развитие вариативного образования. В столице много различных педагогических школ, доказавших за долгие годы право на существование, на творческую работу. В последние годы появилось и большое число интересных молодых педагогов, директоров школ, учителей, которые вносят свой вклад в развитие столичного образования.

В прошлом году Москва приняла участие в одном из новых конкурсов в рамках нацпроекта «Образование» – конкурсе программ модернизации региональных образовательных систем. Если в 2006 году основной акцент был сделан на поддержке творчества лучших учителей и инновационных школ, то в дальнейшем проект касался уже не отдельного учителя и не отдельного образовательного учреждения, а целой системы, складывающейся непосредственно в субъекте Российской Федерации. Москва была признана регионом-лидером, чей опыт было предложено изучать, распространять и использовать всем регионам России.
Насколько сегодня московская школа готова и способна сделать образовательное пространство пространством детского саморазвития, самореализации каждого ребенка? Безусловно, попыткой системно оценить возможности московской школы в этом направлении стала реализация образовательного проекта «Школа будущего», который был инициирован мэром Москвы Ю.М. Лужковым.
В этом учебном году 41 московская школа начала экспериментальную работу по проекту «Строим школу будущего». У каждой – свое направление работы, поскольку нельзя просто построить школу, привести туда детей и сказать, что это «школа будущего». Школа № 2030, которая открылась 1 сентября, станет центром этого эксперимента. Там учатся обычные дети, а вот преподаватели необычные – многие из них стали победителями конкурса «Учитель года».
Система профессионального образования основной целью ставит подготовку высококлассных специалистов для различных отраслей производства. Однако в Москве сложился перекос в сторону высшего звена. По образному сравнению Ю.М. Лужкова, кадровое обеспечение должно выглядеть в виде пирамиды: на одного инженера должно приходиться 3 технолога и 10 квалифицированных рабочих. Сегодня же эта пирамида поставлена с ног на голову. Фактически на одного квалифицированного рабочего приходится до 10 специалистов с высшим образованием. В Москве действует около 400 вузов и лишь 76 колледжей.
Ежегодно промышленность Москвы требует 132000 квалифицированных выпускников, а учреждения профтехобразования готовят только 31000. Мы знаем, что подобные проблемы есть практически во всех субъектах Российской Федерации.
Москва первой отреагировала на эту ситуацию. В течение 8 лет я со своими коллегами из Московской городской думы, правительства Москвы занималась проблемами профессионального образования. В лихой период 90-х годов главная задача состояла в том, чтобы уберечь систему профтехобразования от развала, сохранить базу профтехучилищ, доказать, что именно квалифицированные кадры начального и среднего звена должны обеспечить эффективное развитие производства, приумножение экономического потенциала столицы.
Впервые в Российской Федерации Московской городской думой был принят закон «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве». Разработана городская целевая программа «Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005–2007 годы».
Тем не менее, эти меры не помогли в значительной степени решить проблему высококвалифицированных кадров для Москвы. В чем причина такого положения дел? Прежде всего, в материально-технической базе учреждений профессионального образования. Сегодня износ основных фондов составляет 80%. За 15 лет появилось только одно новое здание профтехобразования. 56 зданий и учреждений находятся в ветхом и аварийном состоянии. Наполняемость аудиторий не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Сказывается и то, что в условиях рыночных отношений нормативная правовая база системы профтехобразования не обеспечивает ее устойчивого развития. Отсутствует заинтересованность работодателей в инвестициях в эту систему. Острой остается проблема кадрового обеспечения учебно-производственного процесса.
Именно поэтому правительство Москвы, мэр Юрий Михайлович Лужков принимают самые решительные меры по коренному изменению ситуации с высококвалифицированными рабочими кадрами. 18 сентября на расширенном заседании правительства Москвы был рассмотрен вопрос «Об утверждении городской целевой программы «Рабочие кадры» (Развитие начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2008–2010 годы)».
Программа определяет основные приоритеты в развитии системы профессионального образования города Москвы. Прежде всего, это развитие материально-технической и учебно-производственной базы учреждений профтехобразования; формирование условий для инновационного развития учебных заведений, адресной поддержки проектов развития образовательных программ и повышения качества профессиональной подготовки; модернизация нормативной правовой базы системы профтехобразования, создание условий для привлечения инвестиций работодателей в учреждения профессионального образования; комплектование учреждений профобразования инженерно-педагогическими кадрами современного уровня.
Интересно, что заседание правительства Москвы проводилось совместно со студенческим правительством дублеров. И это не было простой формальностью. Юные управленцы показали такое глубокое знание дела, внесли такие грамотные и существенные предложения, что Ю.М. Лужков просил все их детально проработать и учесть в окончательном варианте программы.
ШколаСледует отметить, что городская целевая программа «Столичное образование-4» практически выполнена. Почти все московские школы имеют компьютерные классы, подключены к Интернету, активно развиваются различные виды образовательных учреждений: лицеи, гимназии, кадетские школы-интернаты. В образовательный процесс внедрены технологии, сберегающие здоровье детей.
Для разработки программы «Столичное образование-5», а также для поддержки инновационности московского образования, ужесточения контроля его качества со стороны общественности по инициативе мэра Ю.М. Лужкова создана Общественная палата по образованию. В нее вошли представители различных общественных организаций города, отстаивающих интересы детей, родителей, семей, педагогов и других людей, которые занимаются проблемами образования. Члены Общественной палаты будут иметь возможность присутствовать на всех заседаниях правительства Москвы и Московской городской Думы при обсуждении вопросов, связанных с образованием, коллегиях Департамента образования, экспертировать законопроекты и решения власти, которые касаются образования и интересов детей.
2007 год в России объявлен Годом русского языка. Именно русский язык все московские выпускники сдавали в форме ЕГЭ как обязательный государственный экзамен. По остальным предметам выпускникам была предоставлена возможность в едином государственном экзамене на добровольной основе. Положительные оценки за экзамен в форме ЕГЭ получили 94% от общего числа участников. 150 столичных выпускников на экзамене набрали 100 баллов из 100. Нас радуют эти показатели, они лучше, чем в большинстве регионов России.
В Москве 2007 год объявлен Годом ребенка. 23 сентября в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась презентация программы «2007 – Год ребенка в Москве», в которой мне довелось участвовать. Вопреки всем сомнениям Год ребенка в Москве не стал формальной акцией, разовой кампанией. Он по-настоящему повернул все управленческие структуры столицы, префектуры города лицом к ребенку.
2008 год объявлен Годом семьи, который станет продолжением Года ребенка. Готовится серьезная городская программа по поддержке семей. Это не просто перечень мероприятий – это перелом в детской и молодежной политике и переходе ее на новый качественный уровень.
Нам нужно чаще собираться вместе и обсуждать наболевшие вопросы. Как себя чувствуют дети в неполных и многодетных семьях? Как себя чувствуют дети в семьях с асоциальным укладом жизни? Как им помочь преодолеть проблемы, конфликтные ситуации? Это большая и кропотливая работа. Но ее нужно проводить методично, не отступая от трудностей, ни в коем случае не замалчивать тревожные сигналы. Нужно системно проводить родительские собрания на разных уровнях и находить пути решения проблем. Порой же классное собрание не может решить задач школьного или более высокого уровня.
К сожалению, некоторые руководители не только не привлекают родителей к совместной работе, но и стараются оградить себя от родительской общественности, без которой ни один педколлектив не справится с решением поставленных задач. Нужны открытость и прозрачность работы образовательных учреждений.
В последние годы в Москве изменилось социально-экономическое положение семьи. Многие женщины получили возможность вернуться на работу, увеличилась рождаемость, возросла степень доверия со стороны родителей к дошкольному образованию. В результате возникла проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях. Правительством Москвы оперативно было принято решение о резком увеличении строительства детских садов. За 2 года в столице будут построены 195 новых дошкольных учреждений. Уже выделены дополнительные средства на увеличение количества мест в действующих дошкольных учреждениях за счет перепрофилирования групп, активно ведется работа по возврату ведомственных детских садов, используемых не по назначению. В этой связи встала задача по подготовке необходимого количества квалифицированных кадров. Было принято решение максимально сориентировать педагогические колледжи на подготовку педагогических работников для детских садов. Уже в этом году не менее 80% студентов, вновь поступивших в педагогические колледжи, будут готовиться к работе в дошкольных учреждениях.