Архив:

Национальные интересы России

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 7-8, 2007 год
Тема номера:
"Авиация России"

Дальний Восток

РЕГИОНЫ. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
ЧТО ЖДЕТ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК?

В конце 40-х – середине 50-х годов действовала государственная дальневосточная программа. В соответствии с этим документом планировалось довести долю продуктов глубокой переработки местного сырья до 70% (в общем товарном ассортименте регионов ДВ). Планировалось построить «Заполярный Транссиб» – железную дорогу Лабытнанги–Салехард–Надым–Игарка–Норильск с ответвлениями на Якутск–Транссиб, Магадан и Анадырь; а также паромный комплекс Магадан–Южнокурильск, Сахалин соединить стальной магистралью с портом Николаевск-на-Амуре в Хабаровском крае. Но затем, уже в конце 50-х годов, эту программу отменили.
В 60-е годы по инициативе Алексея Косыгина была предложена программа комплексного развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Но в конце 70-х годов программу опять отменили. А проблемы только усугубились...

По разным оценкам, российский Дальний Восток рискует уже в скором времени превратиться в постоянный сырьевой придаток и рынок сбыта продукции соседних государств. Самый яркий пример – продукты питания. Кто бывал на Дальнем Востоке, тот знает, что практически все фрукты и многое из овощей поставляется из соседнего Китая.
Важно и то, что Восточная Сибирь и Дальний Восток с конца 80-х годов лидируют в стране по темпам убыли населения, особенно русского. Соответственно, убыль замещается оседлыми иностранцами.

Сегодня
Дальний Восток– Только две железные дороги соединяют Дальний Восток с остальной Россией (Транссиб и БАМ). Кстати, они расположены на юге региона, вблизи границ с Монголией, Китаем и Северной Кореей.
– Пока отсутствует трубопроводная система, соединяющая регион с другими территориями страны.
– Электроэнергетика Дальнего Востока во многом изолирована от общероссийской. Кстати, система на островах Сахалин и Курилах не состыкована по ряду принципиальных вопросов с региональной (континентальной). Это произошло в конце 80-х – начале 90-х годов.
– Более 70% объема производимого разнообразного сырья экспортируется в соседние страны. К сведению: более 50% такого экспорта – контрабанда, а дефицит самой переработки в регионе достигает 70%.
– До 75% ежегодно добываемых на Дальнем Востоке морских биоресурсов и около 60% лесного сырья перерабатывается в КНР, Японии, на Тайване и даже в Монголии и Северной Корее.
– Кстати, за счет поставок российского сырья и полуфабрикатов из соседних регионов Российской Федерации на 35–40% обеспечены высокие темпы промышленного и промышленно-экспортного роста соседней китайской Маньчжурии.
Ишаев– Тарифы на железнодорожные перевозки между Дальним Востоком и остальной Россией стали притчей во языцех, что постоянно муссируется в избирательных кампаниях, но положительного результата не дает.
– Среди населения региона более 35% приезжих из соседних стран, число которых в ближайшее время достигнет 45%.
– За последние 10 лет Дальний Восток и Забайкалье потеряли в целом 1 млн 250 тыс. человек – более 12% совокупной численности жителей этих регионов.

Один из активных и, надо отдать ему должное, последовательных пропагандистов роли дальневосточного региона, губернатор Хабаровского края, руководитель Ассоциации экономического взаимодействия регионов Дальнего Востока и Забайкалья Виктор Ишаев заявляет: «Сегодня Дальний Восток, в том числе Хабаровский край, практически вытеснен из единого экономического пространства России. Если раньше 75% продукции Дальний Восток поставлял на внутренний рынок всей страны, то сегодня – только 10%. Но и эта доля снижается».
А только Дальний Восток – это 40% территории нашей страны, это 10 регионов (сейчас 9 – объединенный Камчатский край) с богатейшими запасами природных ресурсов – почти вся таблица Менделеева, с уникальной флорой и фауной.
Дальний ВостокПо оценкам наших властей, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке сосредоточено почти 35% совокупных промышленных запасов нефти и газа страны, 70% – гидроэнергетического потенциала, около 65% – руд цветных и черных металлов, почти 60% – лесного, до 40% – химического сырья, порядка 65% – морского биосырья. Уровень же промышленного освоения этих видов сырья едва превышает 20%. А по темпам роста сырьевого, в том числе и нелегального, экспорта эти регионы впереди.
Ситуация действительно выглядит удручающе. В последнее время забили тревогу представители Федерального собрания. Так, в 2005 году, не без президентских указаний в Послании Федеральному собранию (где Дальний Восток, Калининградская область и Юг России были названы «стратегически важными регионами»), был проведен по инициативе Совета Федерации первый Дальневосточный международный экономический форум в Хабаровске (сентябрь). Кстати, наш журнал не остался в стороне от этого события, подготовив спецвыпуск «Здесь начинается Россия» на русском, английском и китайском языках. Вы бы видели, с каким интересом представители бизнеса и региональных властей читали этот журнал. Это убедительно говорит и о разорванности информационного пространства единой страны... Справедливости ради следует сказать, что инициатива Совета Федерации была подхвачена и Госдумой, и теперь две палаты соревнуются между собой в части поддержки и сопровождения Дальневосточных экономических встреч.
Дальний ВостокИ эти «состязания» привели к обсуждению проблематики Дальнего Востока на заседании Правительства РФ в начале августа.

Над чем работаем
Да, исполнительная власть крайне озабочена остротой имеющихся проблем на восточных наших территориях. Во многом деградация региона очевидна: население страдает от бедности и безработицы (трагедия в Невельске воочию показала, в каких запущенных условиях жили люди – и эти примеры не единичны), повышенных, а точнее, завышенных цен на все и вся, убогого состояния инфраструктуры. Люди во многом растеряны и в большинстве своем скептически оценивают свои надежды на федеральный центр. Дальневосточники надеются в основном только на себя. И это ли не укор нашей власти!
Во многом и поэтому Правительство рассмотрело проект новой редакции федерально-целевой программы (ФЦП) социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года. Разумеется, все помнят и участившиеся визиты, зачастую не инициативные, за последние год-два членов Правительства РФ. Да и сам премьер Михаил Фрадков весной совершил обширную поездку, посетив Камчатку, Приморье, Чукотку и Магаданскую область.
Абрамович и ФрадковВспомним, что федеральная целевая программа существует у Дальнего Востока (действует с 1996 года), однако сегодня при активном личном участии полпреда Президента РФ в ДФО Камиля Исхакова очевидны новые подходы по реанимации дальневосточных возможностей, которые не всеми на местах воспринимаются с энтузиазмом. Да и Минэкономразвития призывало сами регионы участвовать в различных конкурсах, в том числе на создание особых промышленно-производственных и технико-внедренческих зон. К сожалению, призывы и обещания поддержки не были услышаны на нашем Востоке. Ни одной заявки не было, хотя в Забайкалье и Бурятия, и Иркутская область выиграли конкурс на создание туристско-рекреационной зоны. Теперь порт Восточный в Находке собирается подавать заявку на портовую зону. Конечно, и в предыдущие годы правительство не оставляло без внимания наши восточные территории. Выделялись средства в рамках государственных инвестиционных программ, хотя их объем был достаточно мал и не соответствовал реальным потребностям субъектов.
Сегодня, когда есть финансовые ресурсы у государства, пришло время и реально помочь Дальнему Востоку. Всего на равитие Дальнего Востока в рамках ФЦП выделено 426 млрд рублей. И есть стремление привлечь от бизнеса еще порядка 130 млрд рублей, тем самым общий объем вложений должен реально превысить 500 млрд рублей. Сюда не входят те средства, которые будут выделяться на крупные инфраструктурные проекты из инвестиционного фонда. Объем софинансирования из инвестфонда должен составить порядка 170 млрд рублей, а уже выбраны 10 проектов общей стоимостью 700 млрд рублей. Эти деньги пойдут на развитие Южной Якутии, где планируется развивать новые угольные разрезы и строить химические производства, на проект в Магаданской области, где будет разрабатываться Яно-Колымская золоторудная провинция, на Чукотке – в развитие Анадырского промышленного узла. В Бурятии намечено строительство гидроэлектрокаскада, в Читинской области начнется освоение месторождений полиметаллических руд и урана. В столичном регионе – Хабаровском крае – будет построен ЦБК.
Дальний ВостокНамечено повысить пропускную способность самого БАМа. Кстати, решается вопрос и о строительстве железной дороги в самой Якутии. Сейчас пока пассажирское сообщение есть только до угольного Нерюнгри.
Серьезного внимания требует и полномасштабное строительство экспортного нефтепровода. Кстати, проблема нефтепереработки крайне актуальна для Востока. В столь большом регионе (2,5 зарубежной Европы) всего лишь три нефтеперерабатывающих завода, которые работают, как правило, на местном сырье. Сами жители прекрасно знают, что порой нефтепродукты как в Восточную Сибирь, так и на Дальний Восток зачастую приходится завозить из соседних стран, а большинство этих нефтепродуктов изготовлено из восточносибирской и дальневосточной нефти. Нет в регионе ни одного сквозного нефтепровода, газопровода, как нет там и нефтепродуктопроводной сети, хотя спрос как на топливо, так и на продукты его переработки в этой части страны остается максимальным в России.
Дальний ВостокРазумеется, на принятие нового формата ФЦП сказывается и тот факт, что в 2012 году Владивосток должен стать столицей саммита Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). И, конечно, российские власти крайне заинтересованы в максимальном использовании этого события как с точки зрения инвестиционной привлекательности субъектов Дальнего Востока, так и с точки зрения репутационных возможностей власти и бизнеса, а также с точки зрения создания комфортной инфраструктуры самой территории форума. Только на строительство Центра международного сотрудничества, в котором будут проходить основные встречи и мероприятия, намечено израсходовать более 147 млрд рублей.
Куратором всей этой программы сегодня назначен вице-премьер Сергей Нарышкин, которому создаются тем самым колоссальные возможности для эффективного использования как своих собственных сил, так и потенциала всевозможных экспертов, в том числе бизнес-сообщества.
Жизнь там не простая, и люди уезжают. Поэтому нужно в первую очередь удержать людей, для этого и выделяются деньги, считает сам Михаил Фрадков. Очень хочется верить, что выделяемые деньги пойдут по прямому назначению и действительно помогут возродить Дальний Восток. А пока многие наши вип-персоны ездят туда туристами. Фрадков же не без иронии считает, что ездить нужно не только туристами, но и поработать на благо страны.
Михаил Сидоров