НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 7-8, 2007 год Тема номера:
"Авиация России"
ТЕМА НОМЕРА. ФЛОТ РОССИИ
ХОДИЛИ МЫ ПОХОДАМИ...
В июле Россия по традиции широко отмечает День Военно-морского флота. Мы, естественно, не можем обойти стороной этот праздник, хотя, может быть, размышления автора и не совсем праздничные. Наверное, нет точки в мировом океане, где хотя бы однажды не побывали наши корабли. Да что там говорить, морякам России рукоплескал весь мир. Они покоряли его, конечно, в первую очередь, мужеством, добротой и щедростью русского сердца. Так было и в военные, и в мирные годы. Наш флот словно бы расправлял плечи: становился океанским, атомным. Грянули смутные времена. Тогда-то на устах россиян и возникла горькая поговорка о флоте: корабли стоят, офицеры лежат, а матросы бегут. Но и эту мертвую зыбь флот преодолел. Корабли, осененные андреевским стягом, вновь стали выходить в океанские просторы, заработали верфи… Какой же музыкой звучали в сердцах моряков слова Главнокомандующего ВМФ России адмирала флота Владимира Масорина о том, что андреевский флаг должен быть на самых ответственных направлениях мирового океана. Наверняка, в мечтах им виделись дальние походы и визиты дружбы, учения вдали от родных берегов.
Что же, проблемы флота России решены или решаются успешно? Очень хотелось бы сказать «да!» Только вот оснований к этому еще явно недостаточно. Почему? Остановимся лишь на некоторых вопросах, которые требуют к себе особого внимания.
Наших планов громадье В Санкт-Петербурге состоялся очередной Международный военно-морской салон (МВМС-2007). Участие в обширной экспозиции приняли 383 предприятия, причем 318 из них – российские. В соответствии с направлением салона две трети экспонатов составила военная продукция – вооружение, системы навигации, управления и др. К продаже были представлены также боевые корабли и катера. В работе нынешнего салона в отличие от предыдущих принял участие иностранный корабль – фрегат ВМС Испании.
МВМС-2007 посетили 50 делегаций из 44 государств мира. Во главе некоторых из них были министры обороны, другие возглавляли главнокомандующие, начальники штабов ВМС, командующие флотами. Состоялось подписание ряда контрактов на строительство кораблей и договоров о сотрудничестве в сфере военно-морской техники. И это, конечно же, не случайно. При всех потерях за последние годы оборонный потенциал удалось сохранить. По объемам производства и продаж кораблестроение у нас стоит на втором месте среди отраслей ВПК после авиационной. Всего же продажа кораблей и вооружений, средств навигации и пр. составляет примерно около 2 млрд долл.
Выполняя поручение Президента РФ, Министерство промышленности и энергетики разработало стратегию судостроительной промышленности на период до 2030 г., которая предполагает и значительные структурные изменения. Безусловно, важнейшим из них явится создание объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Значение этого шага особо подчеркивает руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. Он считает, что только такая мощная компания будет способна конкурировать на равных с иностранными судостроителями.
На первом этапе предполагается объединить активы всех вошедших в ОСК предприятий. При этом государственные унитарные предприятия будут акционированы со 100% собственностью государства. Сегодня государство контролирует 70 предприятий, а 60 находятся в частной собственности. В дальнейшем предполагается создать три центра судостроения: западный – в Санкт-Петербурге, северный – в Архангельске и дальневосточный – во Владивостоке. В доках установят краны грузоподъемностью в 500 т, в отличие от сегодняшних, поднимающих грузы до 100 т. И что примечательно, строить доки собираются на основе государственно-частного партнерства. Думается, все эти принимаемые сегодня меры помогут возродить наше, прежде всего, гражданское судостроение, которое на порядки отстало от своих иностранных коллег. Мы уже не можем строить суда водоизмещением свыше 80 тыс. т. Потому-то наши компании заказывают постройку судов за рубежом. На отечественные верфи приходится лишь 5% заказов. Иностранные судостроители выполняют заказы россиян на сумму примерно в 1 млрд долл. Что к этому добавить? Будем надеяться на возрождение российского судостроения. Еще не все потеряно. Но вот такая деталь. Первый вице-премьер правительства России Сергей Иванов, министр обороны РФ Анатолий Сердюков и полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов так и не нашли времени для посещения Международного военно-морского салона. Что уж говорить об искренней заинтересованности правительства видеть флот современным, океанским, а Россию – великой морской державой. Тут только планов громадьем явно не обойтись.
Картонная «Булава» Объявлено о решении начать серийное производство морской баллистической ракеты «Булава–М», причем еще до завершения летных испытаний. Возникает вопрос: что, предыдущие были так успешны, и это позволило, забегая вперед, бодро отрапортовать о готовности изделия? Как раз все обстоит с точностью до наоборот. С момента первого запуска «Булавы» в сентябре 2005 г. состоялось семь летных испытаний ракеты. Пять из них закончились то ли взрывами после старта, то ли самоуничтожением в ходе полета или сбоями систем управления на финальной стадии полета. Два же пуска, считающихся удачными,– 27 сентября 2005 г. и 29 июня нынешнего – завешены такой густой пеленой секретности, что это позволяет усомниться в полной искренности всех причастных к испытаниям. Это прослеживается даже в заявлении адмирала В. Масорина после пуска «Булавы» 29 июня с подводного крейсера «Дмитрий Донской» из акватории Белого моря по полигону на Камчатке. Он отметил, что в производство будут запущены те блоки, которые показали свою надежность. Другие, похоже, будут совершенствоваться. До конца года должны состояться еще два пуска «Булавы». При этом адмирал не сомневается, что конечный результат будет вполне успешным. Как он подчеркнул, другой дороги нет, в создание комплекса вложено колоссальное количество интеллектуального труда и финансовых средств. Но если только это принимать за меру надежности, да еще вооружения, то результат окажется вполне плачевным. «Булава» из грозного оружия возмездия (сдерживания) может быть и будет справедливо признана нашими противниками всего лишь картонной игрушкой, которой по-настоящему и размахнуться-то не удастся. Не удастся не только потому, что ракета еще далека от совершенства, но и носитель – подводный крейсер «Юрий Долгорукий» еще не прошел всех испытаний, а где-то поговаривают, что так и не спущен на воду. Хотя официально торжество с положенной по такому случаю бутылкой шампанского в Северодвинске на «Севмаше» состоялось. Ходовые испытания должны начаться в октябре. Потому экипажу предстоит почти сразу участвовать в испытательных пусках «Булавы». Едва приняв корабль, морякам предстоит решать весьма непростую задачу, тем более с учетом прошлых неудач. Говоря о них, генеральный конструктор «Булавы» отмечал, что они связаны прежде всего со снижением качества материалов и комплектующих, утратой критически важных технологий в ВПК, нарастающей деградацией и разгильдяйством. Что же тогда можно гарантировать в будущем?! И все же генеральному конструктору удалось убедить, что 10 пусков будет вполне достаточно, чтобы поставить ракету в арсенал ВМФ. Словом, как говорят дикторы телевидения, как будут развиваться события, вновь покажет время. Время-то, может быть, и покажет, даже отрицательные результаты. Не было бы поздно…
И вспомогательному флоту нужно помогать В победных реляциях, в рапортах об успешно проведенных учениях, походах об этих скромных морских тружениках если и упоминают, то очень редко. А ведь без тральщиков, танкеров, буксиров и барж, десантных кораблей – вспомогательных судов ни один океанский поход, ни одни учения и стрельбы не обходятся. На сегодняшний день в составе вспомогательного флота ВМФ России более 450 судов, в том числе свыше 230 морских и 220 рейдовых. Они выполняют важнейшие задачи по тыловому обеспечению флотов в морской зоне, на рейдах, в гаванях и пунктах базирования, а также по завозу зимовочных запасов в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Суда вспомогательного флота – основное звено пополнения запасов, восстановления технической готовности боевых кораблей. Они выполняют важные задачи по погрузке (выгрузке) и доставке различных видов боеприпасов, вооружения и военной техники не только в море или пунктах маневренного базирования, но и в равной степени в местах их постоянной дислокации. Кроме того, они обеспечивают и экологическую безопасность сил флота.
Ежегодно судами вспомогательного флота перевозится более миллиона тонн грузов и свыше 70 000 чел., выполняется более 12 тыс. буксировок, обеспечивается жизнедеятельность многих пунктов дислокации сил флота, около 160 пунктов арктического и зимовочного завоза. И значение его все более возрастает. Это связано с насыщенностью вооруженных сил различными видами вооружений, значительным расходов боеприпасов и топлива, многими другими причинами. Ясно, что без современного вспомогательного флота морские силы сегодня не смогут существовать и выполнять боевые задачи. Неясно только, как этому флоту существовать самому. Ему ведь тоже нужна помощь.
Назовем несколько цифр. За последний десяток лет его состав пополнило лишь одно судно размагничивания. Между тем почти 805 судов находятся в эксплуатации более двадцати лет. С 1993 г. плановые заводские ремонты судов обеспечения вообще не проводятся.
Сложившаяся в последние годы система финансирования судоремонта привела к тому, что основным источником поддержания технической готовности вспомогательного флота стали внебюджетные средства – оплата транспортных услуг различными организациями, естественно, с силами флотов не связанными. Практически он и выживает за счет того, что сдает суда в аренду. И когда в них возникает острая необходимость, они могут быть вдалеке от родных берегов.
Другая проблема – даже от полученных средств на поддержание судов вспомогательного флота выделяется не более 14–20% от потребности. Ситуация еще более усложнилась, когда после 2005 г. законодательство практически исключило возможность получения и использования средств от платных транспортных услуг судами обеспечения.
В настоящее время ведется работа по созданию федерального унитарного предприятия на базе вспомогательного флота ВМФ. Предполагается, что это позволит и зарабатывать средства на ремонт, поддержание технической готовности судов обеспечения. Но сделать здесь предстоит очень и очень много. Ведь только на содержание находящихся вне эксплуатационной готовности судов тратятся значительные средства – примерно 1 млрд руб. в год. А укомплектованность специалистами? Она тоже желает лучшего. Как правило, здесь трудятся опытные специалисты, но их средний возраст приближается к 50 годам. Это следствие низкой оплаты труда, а также более высокой престижности службы на боевых кораблях.
Как видим, вспомогательному флоту нужна незамедлительная помощь. Если положение здесь не улучшится, то, как считают специалисты, к 2010 г. более 95% его судов не будут соответствовать требованиям Морского регистра России. О каком эффективном обеспечении Военно-морского флота тогда можно будет вести речь, а вместе с ним и национальной безопасности страны и надежной защите ее интересов?
Мы коснулись всего лишь нескольких проблем ВМФ России. Их же значительно больше. Одними планами, заверениями дело здесь не поправить Нужны конкретные дела, а не благие пожелания. Владимир Смирнов