Архив:

Национальные интересы России

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 7-8, 2007 год
Тема номера:
"Авиация России"

Самолет

ТЕМА НОМЕРА. АВИАЦИЯ РОССИИ
ОБЪЕДИНЕННАЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ВЫРУЛИВАЕТ ИЗ АНГАРА

Конкуренция – прямая дорога к монополизму. «Золотой миллиард» давно это понял, и только демократическая Россия в коротких штанишках дикого капитализма, ругаясь ненормативными взрослыми словами, 15 лет пыталась идти этой дорогой, старательно избегая приближения к цели и теряя рынки.

«Все эти авиационные компании испытывали тяготы оттого, что конкурировали между собой… не на живот, а на смерть», – заметил глава Роспрома Борис Алешин, приветствуя создание Объединенной авиастроительной компании. Когда в феврале прошлого года после трехлетних мытарств она наконец появилась на свет, все, с болью в сердце наблюдавшие процесс сползания России в компанию стран, не способных производить гражданские (читай: и военные) самолеты, облегченно вздохнули. «Шаг запоздалый, создавать крупные интегрированные структуры надо было давно. Весь мир идет по этому пути», – прокомментировал тогда эту идею президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов и согласился: лучше поздно, чем никогда.
СамолетВ Объединенной авиастроительной корпорации слилась мощь таких знаменитых структур, как Авиационная холдинговая компания «Сухой», Внешнеэкономическое объединение «Авиаэкспорт», «Ильюшин Финанс Ко.», Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю. А. Гагарина, Межгосударственная авиастроительная компания «Ильюшин», Нижегородский авиастроительный завод «Сокол», Новосибирское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова, «Туполев», Финансовая лизинговая компания. Государству, по данным издания «РБК Daily», принадлежит 90,1 процента акций.
На Международном авиакосмическом салоне этого года с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) смогли познакомиться специалисты, зарубежные гости, зрители. Президент РФ В.В. Путин назвал ее экспозицию системообразующей и поставил задачу перед коллективом ОАК: не только активнее выходить на мировой рынок с конкурентоспособными пассажирскими транспортными самолетами, но и сохранить лидерство в производстве военной боевой авиатехники.
ТурбинаИ еще одно примечательное событие, связанное с ОАК, произошло на авиасалоне – возможности и проблемы интеграции профильных украинских предприятий в ОАК обсуждались на весьма высоком государственном уровне премьер-министром Украины Виктором Януковичем и первым вице-премьером России Сергеем Ивановым. Результат пока скромный – подписание меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между ОАК и аналогичной украинской структурой, госконцерном «Авиация Украины». Но все-таки есть надежда, что при продолжении этого процесса верх возьмут не горячие амбиции многочисленных политиков, сражающихся в «незалежной» за власть, а экономические интересы двух некогда глубоко интегрированных, а теперь суверенных государств. Не случайно и в других бывших республиках расчлененного Союза есть предприятия, стремящиеся наладить деловые связи с ОАК, в том же Узбекистане, например.
АвиазаводВпрочем, имидж экономического тяжеловеса не всегда приносит пользу его владельцу. Иные авиастроительные фирмы в России обижаются, а СМИ критикуют ОАК за чрезмерное лоббистское внимание к еще только вынашиваемому международному детищу «Суперджету-100». Подозревают гиганта в оттирании ТУ-334 и Ан-148 в ангары неудачников, проигравших конкурентную войну. Поводов для критики действительно хватает. Их тем больше, чем меньше информации о том, что происходит за многочисленными и закрытыми дверями корпорации. Мало кто даже из специалистов-авиаторов знает, что Межведомственная рабочая группа по развитию авиационной отрасли одобрила задание для ОАК, которая должна будет произвести в 2008–2012 годах 15 самолетов Ил-96, 84 самолета Ту-204/214, 236 «Суперджетов» и 96 Ан-148. А вот вопрос о Ту-334 не решен. Между тем, «тушки» год от года ветшают и требуют скорейшей замены! Вот только «Суперджет-100» и МС-21 еще не взлетели!
На авиасалоне в Жуковском Объединенная авиастроительная корпорация заключила контрактов на сумму около 1,5 млрд долларов – это чуть меньше половины от объема всех сделок, заключенных здесь в горячие августовские дни. Это и много и мало – с какой стороны посмотреть. Впрочем, время итогов пока не наступило. Ведь, согласитесь, полтора года – не срок даже для разворота такого гиганта, каким по воле государства стала ОАК.
Ирина Соколова

Авиазавод
Самолеты