Архив:

Национальные интересы России

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 7-8, 2007 год
Тема номера:
"Авиация России"

Глазьев

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. ПОЗИЦИЯ
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Сергей Глазьев

Хотя представленный правительством бюджет учитывает многие критические замечания и предложения, сделанные нами в концепции альтернативной бюджетной политики, эффективность их реализации вызывает сомнения. Несмотря на увеличение непроцентных расходов бюджета с 15,3% ВВП до 17,8% в текущем году и до 18,2% в будущем, прогнозируемые темпы экономического роста снижаются с 6,7% прироста ВВП в прошлом году до, соответственно, 6,5% и 6,1%. Снижаются и темпы прироста инвестиций в основной капитал – с 13,7% до 12,8% и 11,9%. Несмотря на впервые предпринимаемые меры промышленной политики, подкрепленные существенными ассигнованиями, прогнозируемый прирост промышленного производства остается невысоким, достигая 5,2% в текущем году и снижаясь до 4,8% к 2009 г.

Иными словами, несмотря на усилия по «созданию условий для перехода от энергосырьевой модели экономического роста на инновационный тип экономического развития и опережающее развитие обрабатывающих производств, прежде всего машиностроения», правительство прогнозирует замедление экономического роста. Объясняется это снижением фактора внешнеэкономической конъюнктуры с 2,7% прироста ВВП в 2004 году до 1% в 2008 г., связанного с более чем трехкратным снижением темпа прироста экспорта. Как констатируется в прогнозе,  «доля внешних факторов будет обеспечивать лишь 17–21% в приросте ВВП – в отличие от предыдущих лет достижение прогнозируемых показателей будет обусловлено в основном внутренними факторами развития, важнейшим из которых является улучшение инвестиционного климата». При этом, согласно инерционному  варианту прогноза, темп прироста ВВП снижается к 2010 году до 5,2%. А все запланированные правительством меры по повышению эффективности и конкурентоспособности экономики и стимулированию инвестиционной активности дадут лишь 1% прироста ВВП. При этом «общий рост объемов инвестиций, направляемых на увеличение объемов экспорта и производства отечественной продукции, а также на устранение инфраструктурных ограничений, обеспечат от 0,16 до 0,53 п.п. дополнительного прироста ВВП в год» – то есть не выйдут за пределы статистической погрешности. Это означает, что либо прогноз прироста ВВП занижен, либо правительство заранее считает свою политику малоэффективной.
Очевидно, что увеличение бюджетных непроцентных расходов на 3% ВВП по сравнению с прошлым годом за счет прекращения замораживания налоговых поступлений в Стабфонде должно привести к соответствующему увеличению конечного спроса, который направляется государством в основном на приобретение отечественных товаров. При этом увеличение расходов на развитие экономики на 1% ВВП, львиную долю в которых составляют целевые инвестиции, согласно принципу софинансирования и мультипликативному эффекту, должно было бы дать прирост ВВП на 2–5% в зависимости от их эффективности. Это означает, что прирост ВВП в 2008 году должен составить не менее 10% и поддерживаться на этом уровне до 2010 года. При эффективном использовании средств, выделяемых на жилищное строительство, стимулирование инвестиций в наукоемкие и высокотехнологические отрасли промышленности, активной работе институтов развития, темп прироста ВВП, при прочих равных, мог бы достичь 12%.
Определенное торможение экономического роста вызывается политикой партии власти по ненужному в условиях профицита бюджета наращиванию госдолга в интересах финансовых спекулянтов. Без какой-либо необходимости правительство планирует занять на финансовом рынке в 2008 году 463 млрд руб., в 2009 году – 497 млрд руб., в 2010 – 671 млрд руб. Это означает, что на эту же сумму уменьшатся ресурсы финансирования частных инвестиций. От этих займов можно было бы отказаться за счет профицита федерального бюджета, который искусственно скрывается путем разделения доходов на нефтяные и ненефтяные.
Еще одним фактором торможения экономического роста является стерилизация денежной массы, проводимая Центробанком путем размещения собственных облигаций и привлечения на депозиты средств коммерческих банков. В условиях сохраняющейся вплоть до 2010 года демонетизации российской экономики (отношение М2 к ВВП увеличивается с 28,1% в прошлом году до 44–46% в 2010, что остается вдвое ниже нормального уровня), эта политика ведет к искусственному ограничению кредитных ресурсов, провоцируя их удорожание и выталкивая российских заемщиков за рубеж.
Продолжение сложившейся политики денежной эмиссии, жестко привязанной к приросту валютных резервов, в условиях прогнозируемого снижения положительного сальдо платежного баланса создает угрозу резкого торможения экономического роста. Если к 2010 году мы получим дефицит по счету текущих операций в размере $20–30 млрд, то проводимая сегодня денежная политика вырождается до обслуживания иностранных инвесторов, которые только и могут претендовать на доступ к дополнительным кредитным ресурсам. По-видимому, именно этим объясняется прогнозируемое замедление прироста денежной массы до 17-19% к 2010 году. В ситуации, когда доля внешних факторов в обеспечении экономического роста снижается до 17–21%, денежное предложение должно направляться внутренним спросом на деньги.
ДеньгиТаким образом, главным фактором торможения экономического роста остается ограничительная денежная политика. При этом, в условиях привязки эмиссии рублей к приросту валютных резервов, чем меньше сальдо платежного баланса, тем меньше становится денежная эмиссия и тем меньше возможностей кредитования роста производства. Собственно это мы и наблюдаем в прогнозе правительства. Рост производства замедляется, несмотря на опережающий рост бюджетных расходов, денежных доходов и расходов населения, инвестиций и розничной торговли. Единственным снижающимся макроэкономическим показателем является прирост денежной массы, который падает с 49% в прошлом году до 17–19% в 2010г. Сдерживание денежного предложения ухудшает условия кредитования и затрудняет расширение производства, являясь главной причиной денежного предложения, ухудшает условия кредитования и затрудняет расширение производства, являясь главной причиной прогнозируемого замедления экономического роста.
Пользуясь терминологией теории игр, можно сказать, что правительство реализует смешанную стратегию бюджетной и экономической политики, которая состоит из двух составляющих. Первая из них – продолжение прежней монетаристской политики количественного ограничения денежной массы и привязки денежной эмиссии к приросту валютных резервов, либерализации валютного регулирования и самоустранения государства от ответственности за социально-экономическое развитие страны. Вторая – предлагаемая нами программа социального партнерства и опережающего экономического роста на основе НТП, предусматривающая удвоение финансирования социальной сферы на основе сбалансированной бюджетной политики и кардинальное повышение инновационной и инвестиционной активности на основе институтов развития и гибкой денежно-кредитной политики. Без последней возможности второй стратегии ограничены весьма жесткими пределами перераспределения текущих бюджетных доходов. В представленном правительством проекте бюджета они не превышают 1% ВВП. В то же время величина изымаемых из экономики денег в Резервный фонд и государственные долговые обязательства стабилизируется на уровне около 10% ВВП. Соотношение этих величин и определяет десятикратное превышение веса первой стратегии над второй.
Иными словами, несмотря на громкие декларации о необходимости перехода на инновационный путь развития и существенное увеличение бюджетных ассигнований на развитие и модернизацию экономики, планируемая на ближайшие три года политика продолжает оставаться на 90% прежней. Все потуги правительства выполнить указания Президента о повышении конкурентоспособности экономики, инвестиционной и инновационной активности тянут не более чем на 1% ВВП.  Ожидать серьезных изменений в динамике социально-экономического развития при такой политике не приходится – поданный Президентом сигнал о переходе на новый курс сконструированная им государственная машина не услышала, продолжая движение по прежней колее.