Архив:

Национальные интересы России

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 7-8, 2007 год
Тема номера:
"Авиация России"

Чуров

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. ВЫБОРЫ
ВЛАДИМИР ЧУРОВ ПОКЛЯЛСЯ БОРОДОЙ, ЧТО ВЫБОРЫ БУДУТ ЧЕСТНЫМИ

И хотя клятва эта, тиражированная журналистами, впечатлила электорат, он, электорат то есть, хорошо помнит, как клялись иные политики, даже на рельсы лечь собирались, а не то что «бороду сбрить», если что не так. Нет, клятвами наш электорат не убедишь. Да ведь всем понятно: от наличия или отсутствия одной честной бороды результат выборов не зависит. А зависит он от многих факторов, используемых механизмов и технологий. Ученые мужи не первый год их изучают и разрабатывают.

Пароли и явки
Вот, например, для того чтобы определить характер представительства в будущей Государственной Думе и функцию российских партий в выборах 2007 года, доктор политических наук, профессор РУДН и ГУ-ВШЭ Ю.А. Нисневич предложил следующую модель участия граждан в этих выборах.
Uо = Uирэ + {Uтрэ + [Uра + Uрм + Uф]}
Uо здесь – официальная явка на выборы, объявленная Центральной избирательной комиссией, а складывается она из идейного электорального участия в выборах Uирэ, административно организованного Uра, материально стимулированного Uрм и фиктивного участия Uф. Это и есть механизмы фальсификации явки и соответственно результатов выборов. «Учитывая тот факт, что на российских выборах применяются преимущественно избирательные технологии манипулятивного типа, в том числе и так называемые «черные» технологии, – считает представитель оппозиционной СПС Ю.А. Нисневич, – электоральное участие, обусловленное применением избирательных технологий Uтрэ, в большей степени способствует не реальному представительству интересов различных социальных слоев и групп граждан, а его целенаправленному искажению.
Реальное политическое представительство в Государственной Думе интересов различных социальных слоев и групп граждан может быть обеспечено только за счет свободного и максимально широкого идейного электорального участия в выборах Uирэ. Однако действующее сегодня в России партийное и избирательное законодательство ориентировано именно на то, чтобы максимально контролировать и административно ограничивать такое участие».
Действительно, число граждан, доверяющих политическим партиям, не столь уж велико. По результатам социологического опроса, проведенного Левада-Центром, только 7% российского электората считают, что политические партии вполне заслуживают доверия. Правда, Европейский банк реконструкции и развития предлагает другую картину: у него доверяют политическим партиям приблизительно 13% наших граждан. С такой печальной статистикой связана одна из самых острых проблем грядущих парламентских выборов – обеспечение явки. Это прекрасно понимает председатель Центральной избирательной комиссии РФ Владимир Чуров. «Мы не хотим манипуляций с численностью избирателей», – заверяет он. Но как их избежать?
Что говорить, использовать административный ресурс наши избиркомы научились еще при советской власти. Проблема конкуренции, впрочем, в те годы не была так остра, как сегодня. Чего стоит, к примеру, вырвавшаяся из-под ковра борьба «нанайских близнецов» в избирательной комиссии Ставрополья, где эсеры и единороссы сражались за каждое место в избиркоме с применением тяжелой артиллерии городского и краевого судов. Как известно, кончилось дело тем, что Центризбирком сам сформировал ставропольскую комиссию и назначил адвоката Бориса Дьякова ее председателем, не удовлетворив московские партийные страсти. Но что до них Гекубе, то есть электорату? Беспартийные граждане далеки от партийных функционеров, как народ от декабристов. Таковы они российские традиции. А как там за рубежом?

БомжЛекарство от фальсификаций
Побывав во Франции, Владимир Чуров восхитился: недавние президентские выборы дали рекордную за 16 лет явку избирателей – 87%! И объяснил этот феномен так: «Сказалось высокое доверие избирателей к местному самоуправлению, на которое опираются выборы президента во Франции. Именно оно формирует и организует работу избирательных участков, а мэр отвечает за то, чтобы каждый житель коммуны получил карточку избирателя». Эта карточка особенно впечатлила рискующего бородой благородного Владимира Евгеньевича. Она дает возможность проголосовать каждому гражданину, независимо от того, где он в данный момент находится, на родине или за рубежом, есть у человека паспорт или только справка из полицейского участка об утрате документов. Главное – предъяви карточку избирателя, проголосуй, и на обратной ее стороне тебе поставят штампик: гражданский долг исполнен, и никакого подлога быть не может. Все равно – миллионер ты или клошар. Не то с нашими бомжами. «Гражданин, предъявите паспорт по месту прописки». Или «где ваш открепительный талон?» Или «а ты куда прешь?!»
Тут, конечно, подобает восхититься торжеством французской демократии и посетовать на ее несовершенство в России. Однако въедливый физик (а Чуров по профессии является таковым) приметил, что «по ряду объективных и субъективных обстоятельств Россия не может себе позволить такую систему организации выборов, при которой, как, например, во Франции, этим занимается Министерство внутренних дел, а министр, пусть и ушедший в отставку на время выборов, баллотируется в президенты, и это ни у кого даже не вызывает тени сомнения». Если бы такое случилось в России (директор ФСБ В.В. Путин, например, ушел бы в отставку и баллотировался в президенты, а выборы бы организовывало ФСБ), можно представить, что возопила бы просвещенная Европа и демократический жандарм дядюшка Сэм! Вот что такое репутация и… политика двойных стандартов, не к выборам будет помянута.
Впрочем, заимствовать разумное – опору на местное самоуправление, например, – не грех. Грех – включать в протоколы избирательных комиссий мертвые души или голоса не явившихся на избирательные участки избирателей. Грех – осуществлять неконтролируемый ввод данных в систему ГАС «Выборы», подкладывать бюллетени в стационарные и выносные урны. «Лекарством» от фальсификаций, по мнению петербургского интеллигента Чурова, станет «открытие примерно ста тысяч избирательных участков, на которых будут работать около полутора миллионов сотрудников плюс полтора миллиона наблюдателей от партий. А еще представители СМИ. Вот и попробуйте обмануть три миллиона человек», – восклицает глава Центризбиркома. И пробовать не надо, потупив глазки, заметят памятливые представители электората. В 1996 году обманули всю страну под аплодисменты мировой демократической общественности.
Интересно, что профессор Нисневич вычислил: если при реальном участии 25% избирателей официальную явку увеличить за счет фиктивных голосов и мертвых душ до 30%, то можно получить и распределить затем 75 депутатских мандатов или 17% от общего их количества. Есть за что сражаться.

Чуров60 рублей на каждого
О какой явке мечтает председатель ЦИКа? Мечтает и надеется, что голосовать придут 60% избирателей. Он хоть и добродушный романтик, не пьющий и не ругающийся матом, но мыслит трезво и понимает – достичь того, чтобы избиркомы находились только под влиянием закона, а не каких бы то ни было авторитетов, в жизни трудно. По этому поводу заметил: «Я с председателем каждого избиркома познакомился лично и каждому сказал: в случае попытки нажать, надавить – звоните прямо мне. Чтобы выйти на связь, достаточно набрать три цифры». Оно, конечно, так. Но ставропольские бои двух партий власти (что уж говорить об оппозиции) подсказывают: тремя цифрами, как и тремя буквами, жаждущих сытой жизни со счетами в швейцарских банках не успокоишь. Если же в ход пойдут черный пиар и грязные технологии, в чем столичные и провинциальные политтехнологи равно преуспели, то ждать высокой явки уж точно не стоит. Лучше в зоопарк с ребенком пойти, чем к избирательным урнам.
Какой же образ собираются придать выборам? Говорят, есть такой проект: выборы – праздник! Музыка играет, на участках цветы, нарядные женщины и мужчины улыбаются, в буфеты завезли сырокопченую… Ностальгично. Только никого уж этим не вдохновишь. Другой проект: выборы – тотализатор. На эту партию поставить или на ту – какая лошадка придет первой? В общем-то, это не имеет большого значения для рядовых граждан. Только вот мы не американцы, использовать политический маятник в качестве политрулетки не приучены, и слава Богу!
Выборы сегодня – выбор пути России, народа, каждого человека. Выборы – завтра моего ребенка. Если этой связи нет, то и 60 рублей на каждого избирателя из казны тратить не надо – победят Березовские, разыграв «в меру» кровавую карту межнациональной вражды. Не сегодня, так завтра. У них на это средства найдутся.
Главной интригой декабрьских выборов в России станет конкуренция двух партий власти, говорят одни политтехнологи. Нет, единороссов и коммунистов, утверждают другие. Что решит избиратель? До поры, до времени он позволяет манипулировать у себя за спиной. Но лишь до поры.

***
Кроме герба Российской Федерации на стене, географической карты России, большого экрана, на который выводится информация системы «Выборы», напольных часов с боем, в кабинете Владимира Евгеньевича Чурова висят две гипсовые копии из известной серии барельефов Федора Толстого, посвященных победам русской армии в Отечественной войне 1812 года. На щите или под щитом окажется председатель Центральной избирательной комиссии, а вместе с ним и мы, после выборов? Что они изменят в нашей жизни? Отсутствие бороды на лице Владимира Евгеньевича Чурова было бы, конечно, печальным знаком, но не самой большой потерей для страны.
Ирина Карпенко