НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 7-8, 2007 год Тема номера:
"Авиация России"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации ФС РФ:
«МЫ ДАВНО ТАК НЕ РАБОТАЛИ»
Совет Федерации: Проведено16 заседаний, рассмотрено 5 федеральных конституционных законов и 226 федеральных законов, принят 221 закон. Отклонено всего 10 законов... Так ударно Совет Федерации РФ, как палата регионов, поработал весной 2007 года. Среди ключевых направлений – работа над бюджетом и принятие трехлетнего бюджета на 2008–2010 гг. (за полгода до начала нового финансового года), законодательная деятельность в сфере обеспечения безопасности и правопорядка (решение о создании Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ), мониторинг законодательства и правоприменительной практики в Российской Федерации. Как известно, 11 июля нынешнего года завершилось 208-е заседание Совета Федерации. На рассмотрение последнего перед летними каникулами заседания верхней палаты Федерального Собрания были представлены конституционный закон об образовании Забайкальского края и федеральные законодательные акты, поправки к действующему законодательству. Парламентарии рассмотрели закон о федеральном бюджете на следующий год и плановый период 2009 и 2010 гг., а также бюджеты социальных фондов России. На заседании одобрены один федеральный конституционный (об объединении Читинской области с Агинским Бурятским АО) и 72 федеральных закона. Два закона сенаторы отклонили. Некоторые фрагменты последнего заседания предлагаем нашим читателям.
Забайкальский край Одобрен Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа». Этот правовой акт был подготовлен во исполнение решений, принятых населением двух регионов на референдумах 11 марта 2007 года.
Закон устанавливает основные условия, процедуры и срок образования нового субъекта РФ, его наименование, статус и границы. Согласно закону, новый российский регион будет именоваться Забайкальским краем.
В его составе будет образована административно-территориальная единица с особым статусом — Агинский Бурятский округ. Край появится на картах страны с 1 марта 2008 года.
С этой же даты прекращается существование Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Установленный законодателями переходный период образования Забайкальского края — с момента вступления закона в силу до 1 января 2010 года. Бюджет и нераспределенные расходы Сенаторы поддержали федеральный закон о бюджете на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг.
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008–2010 гг.» определяет доходы федерального бюджета на 2008 г. в размере 6 трлн 644,4 млрд руб., что составляет 19% ВВП. «Соответственно на 2009 и 2010 гг. доходы составят 7 трлн 465,4 млрд руб., или 18,8% ВВП, и 8,1 трлн руб., соответственно 18,1% ВВП»,– сообщил Е. Бушмин.
Комитет по бюджету Совета Федерации рекомендовал палате одобрить федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008–2010 гг.», сообщил Евгений Бушмин. Он подчеркнул, что впервые в федеральном бюджете предусматриваются нераспределенные расходы, которые условно утверждаются в объеме не менее 2,5% от общего объема расходов на 2009–2010 гг. «Данный резерв должен позволить планировать новые расходные обязательства и увеличивать финансирование соответствующих обязательств в плановом периоде»,– пояснил Евгений Бушмин. По его словам, объем данных средств в 2009 г. составит 186 млрд руб., а в 2010 г. – 405 млрд руб. Особенностью формирования доходов федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г. является новая структура доходов, включающая «нефтегазовые» и «ненефтегазовые» доходы. В среднесрочном периоде прогнозируется снижение нефтегазовых доходов на 34,8 млрд руб. (на 1,5%) и увеличение ненефтегазовых доходов на 1 трлн 480 млрд руб. (на 34,7%). Также предлагается Стабилизационный фонд разделить на Резервный фонд и Фонд будущих поколений (или Национального благосостояния). Фонд будущих поколений составит в 2008 году 471 млрд руб. и будет ежегодно увеличиваться. Пенсия составит четверть зарплаты Сенаторы рассмотрели 3-летние бюджеты сразу нескольких фондов, ответственных за создание благоприятной социальной обстановки в стране. Речь идет о финансировании пенсионной системы, обязательного медицинского и социального страхования. Председатель Комитета по социальной политике Валентина Петренко отметила, что, несмотря на рост госфинансирования Пенсионного фонда, разница между средним показателем зарплат и пенсий в стране остается огромной. Неработающие люди будут получать через три года лишь 24,4% от ежемесячной оплаты труда тех, кто задействован «у станка».
Согласно расчетам, заложенным в бюджете фонда, размер пенсий по стране к 2010 г. вырастет почти на 2000 руб., или на 67,7%. В ходе работы над законом он был дополнен статьей, определяющей расходы на программы, финансирование которых предусмотрено не было. Они связаны с укреплением материально-технической базы системы социальных учреждений, с оказанием адресной помощи пенсионерам по старости и инвалидности, а также в случае стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Земельные разногласия Заметные разногласия вызвал закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности». Согласно этому закону устанавливается предельная выкупная цена на земельные участки под приватизированными зданиями, строениями и сооружениями – 20% кадастровой стоимости для городов с населением свыше 3 млн (т.е. Москвы и Петербурга) и 2,5% для остальных территорий. Так называемая «антиспекулятивная поправка» гласит, что в случае перепрофилирования объекта собственник должен доплатить еще 80%, т.е. в столицах – до 100% кадастровой стоимости. Да – «частным армиям» Из числа одобренных законов наибольшее количество голосов «против» получил закон, разрешающий «Газпрому» и «Транснефти» создание корпоративных вооруженных формирований. Против принятия закона возражали Николай Рыжков и Сергей Лисовский. Последний заявил, что у крестьян не меньше оснований для обзаведения вооруженной охраной, но это, по его мнению, функция МВД, а не каких-то «частных армий». Закон был одобрен 120 голосами при 13 против и 8 воздержавшихся. О противодействии экстремизму Комитет СФ по правовым и судебным вопросам рассмотрел закон и принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму».
Федеральный закон вносит изменения в статью 4 ФЗ «О средствах массовой информации», запрещающие СМИ распространять информацию об организациях, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете их деятельности за экстремизм, без указания на этот факт.
Федеральный закон допускает прослушивание телефонных переговоров при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести (сегодня это разрешено только при обвинении в тяжких преступлениях). Также допускается проведение оперативного эксперимента для выявления, предупреждения, пресечения или раскрытия преступлений экстремистского характера. Законом предусмотрены новые отягчающие обстоятельства совершения преступления: по мотивам политической, идеологической ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. В УК РФ установлен самостоятельный квалифицирующий признак убийства: «по мотиву кровной мести».
За массовое распространение экстремистских материалов и их производство либо хранение в целях массового распространения устанавливается наказание в виде административного штрафа в размере от одной до трех тысяч рублей. Следует отметить, что определение «массового распространения» Кодексом РФ об административных правонарушениях не установлено, что, по мнению сенаторов, потребует соответствующего толкования Пленумом Верховного Суда РФ с учетом наработанной практики. Кстати, на заседании Владимир Слуцкер и Максим Кавджарадзе высказали сомнение в целесообразности закона и отдельных его положений – о прослушивании телефонных разговоров, о наступлении ответственности за экстремистскую деятельность с 14 лет. «Сегодня актуально не ужесточение законодательной базы, а повышение готовности к ее применению на практике»,– заметил Владимир Слуцкер. Отчитается министр Первое заседание осенней сессии состоится 19 сентября. Совет Федерации поддержал единогласно (133 голоса) предложение спикера о проведении 19 сентября и «правительственного часа» по теме: «О мерах по развитию пенсионной системы» с приглашением для доклада министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова.
Сам же Сергей Миронов подчеркнул, что «мы давно так не работали» — с конца 2003 г., потому что в течение четвертого созыва Госдумы Совет Федерации всегда был занят только до обеда.
Всего же за весеннюю сессию Совет Федерации провел 16 заседаний, рассмотрел 5 федеральных конституционных законов и 226 федеральных законов, принял 221 закон, в т.ч. один, который внесен в порядке законодательной инициативы Советом Федерации. Отклонено 10 законов, по 9 из них созданы согласительные комиссии.
Кстати, постановление Совета Федерации по направлению 5% бюджета на развитие сельского хозяйства так и не было услышано. В то же время именно Совет Федерации занял принципиальную позицию по Знамени Победы. Михаил Скворцов