НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 7-8, 2007 год Тема номера:
"Авиация России"
РЕГИОНЫ. ВОЛОГДА
ВОЛОГДА: ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ
Жители Вологды отмечают 860 лет со дня ее основания, со дня первого упоминания о городе, которому в истории государства Российского принадлежит особое место. Кто знает, сложись обстоятельства немногим иначе, и 860-летие столицы мы бы вполне могли встречать здесь, в северном краю. Наверняка, редко кто в современной России знает о том, что многие из православных святых, в земле российской воссиявших, принадлежат вологодчине. Такая вот она Вологда – прекрасный уголок нашего бескрайнего Отечества, вобравший в себя высокую российскую духовность и культуру, а также готовность вологжан защищать его, сил не жалея, украшать, трудами не считаясь. Иначе откуда бы он был, воспетый в песне тот знаменитый резной палисад… Обо всем этом, достижениях и проблемах областного центра накануне юбилея мы беседуем с мэром города Алексеем Якуничевым, который бессменно возглавляет его с 1995 года. Наш разговор проходит в аэропорту Внуково в ожидании самолета, которым А.С. Якуничев вернется домой к своим всегдашним делам и заботам. Впрочем, и теперь он говорит о них откровенно, не скрывая трудностей и даже просчетов, потому как полностью согласен с русской поговоркой о том, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Нужно заметить, внешностью он нисколько не похож на лощеного чиновника, а потому располагает именно к откровенности, к разговору по душам…
– Алексей Сергеевич, как вологжане празднуют свой коллективный день рождения – имею в виду не торжественные мероприятия, а прорывы в городском хозяйстве? – Вологжане так любят свой город, что подарки ему к юбилею делают прежде всего сами, не оглядываясь ни на какие высокие инстанции. Ведь даже когда средства выделяются «вышестоящими» бюджетами, горожане осваивают их своим умом и руками. К юбилею мы утвердили три инвестиционные программы, которые полностью обеспечены необходимыми средствами. Взять хотя бы реконструкцию теплоснабжения. Эта программа позволит заменить все ветхие сети и модернизировать все котельные, чтобы сделать их работу максимально экономичной. – Какова инвестиционная емкость этого направления? – Всего один миллиард рублей, из которых ежегодно на протяжении пяти лет областной бюджет будет выделять 150 миллионов рублей, городской бюджет – 60 миллионов и еще 50 миллионов фактически составят деньги самих вологжан, поскольку их выделяет предприятие «Тепловые сети».
Вторая программа касается водоснабжения. Она рассчитана на 12 лет и под гарантии областного и городского бюджетов финансируется Европейским банком реконструкции и развития в объеме 11 миллионов евро. Также поменяем ветхие сети, построим новые очистные сооружения и внедрим высокие технологии подготовки водопроводной воды. – Без хлорирования? – Практически, да. В Череповце такие технологии уже задействованы, так что никакого велосипеда мы не изобретаем.
Третья программа посвящена твердым бытовым отходам. Она рассчитана на четыре года, за которые предстоит освоить около одного миллиарда рублей из федерального и городского бюджетов, а также средства спецавтохозяйства. На строительство сортировочного завода мы объявили конкурс, и начало реализации программы не за горами. – Несомненно, все эти капиталовложения кардинально осовременят Вологду «изнутри». Как же изменится облик города? – Изменится, и очень существенно. Достаточно сказать, что благоустроим примерно шестьсот дворов, на что область выделила 250 миллионов рублей. Наиболее запущенные мы определили на основе предвыборных наказов кандидатам во все уровни власти. Хотя подобная форма работы с гражданами не прописана законодательно, она давно зарекомендовала себя с лучшей стороны. А в декабре будущего года сдадим большой спортивный комплекс с современным залом для игровых видов спорта – средства на этот комплекс выделены областью. – В таких комплексах тренируются обычно состоявшиеся спортсмены. А делается ли что-нибудь для массовых занятий физкультурой и спортом? – Губернатор активно развивает именно массовый спорт – это принципиальная позиция. Естественно, на это направлены и основные усилия городской администрации. В прошлом году мы построили два стадиона в микрорайонах, десять сдадим в нынешнем году и столько же – в будущем. Таким образом, собственными стадионами обзаведутся практически все тридцать вологодских микрорайонов. – Что представляют такие стадионы, и где они располагаются? – За основу стараемся брать школьные стадионы, которые приводим в порядок и оборудуем малыми формами, прежде всего баскетбольными щитами. Сейчас в областном центре настоящий баскетбольный бум, особенно развит женский вид. И ничего удивительного здесь нет. Ведь команда наших баскетболисток «Вологда-Чеваката» играет в премьер-лиге, и это само по себе поднимает популярность игры.
Промышленность расправляет крылья – По-видимому, у самих школ средств на стадионы не хватает? – Материальная база школ и детских садов представляет собой серьезную проблему. Требования к учебным заведениям очень высокие, в том числе и по безопасности детей. Ушло время, когда мы «договаривались» с пожарным надзором при помощи административного ресурса. В нынешнем году израсходуем на пожарную безопасность школ около 10 миллионов рублей, детсадов – 6 миллионов. На подготовку школ к учебному году потратим 40 миллионов рублей, причем мы постепенно отказываемся от косметических ремонтов в пользу ремонтов капитальных – с заменой всей столярки и кровли. – Невозможно не вспомнить о соответствующем национальном проекте. Как в Вологде обстоят дела с интернетизацией, без которой школа в принципе не может соответствовать требованиям информационного общества? – Интернетизация у нас составляет 100%. Из 42 вологодских школ 22 подключены к Интернету за счет бюджетных средств, двенадцати школам обеспечивает доступ в Интернет местный филиал РАН, а восьми школам – предприниматели, чья деятельность связана с IT-технологиями. Малому бизнесу это выгодно, поскольку подразумевает определенные льготы и возможность расширения. – Фактически у вас задействован механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), о котором активно заговорили в последние годы? – Нет, не совсем так. Партнерство вологодской мэрии с бизнесом началась гораздо раньше, девять лет назад. Сразу после дефолта всем пришлось очень туго – и чиновникам, и работодателям, на наши плечи давила ответственность за судьбу горожан. Решающие переговоры у меня состоялись с руководителями машиностроительного комплекса Вологды на борту теплохода, на котором мы вышли в Кубенское озеро. Откровенно проговорили почти пять часов, пытаясь понять, какие совместные усилия помогут преодолеть кризис. В итоге подписали соглашение: предприятия на три года освобождаются от налогов, а сэкономленные средства идут на прибавки к зарплатам, модернизацию имеющегося производства и новые проекты. – Соглашение оправдало ожидания городских властей и промышленников? – Хотя поначалу нас критиковали за «послабления», эксперимент полностью удался. Сегодня все предприятия отрасли работают с прибылью – подшипниковый, оптико-механический и станкостроительный заводы, завод дорожных машин и другие. С тех пор мы ежегодно заключаем трехсторонние соглашения между мэром, городскими профсоюзами, а также теми или иными работодателями. – То есть вы распространили опыт на другие отрасли? – Да, например, в 2000 году освобождение от налогов получили предприятия пищевой промышленности. Лучше позволить предприятию расправить крылья, чем постоянно их подрезать. За два года действия льготы молочный комбинат построил современную линию по производству сырков, а хлебокомбинат открыл прекрасный кондитерский цех. Три года назад дело дошло и до подъема малого бизнеса: о том, как это работает в области информационных технологий, я уже рассказал.
Диверсификация всей страны – А как отражаются налоговые льготы на доходной части бюджета? – Исключительно позитивно: за последние семь лет мы увеличили налогооблагаемую базу с около 900 миллионов рублей до нынешних почти 3,5 миллиарда. Благодаря льготам предприятия оживают, после чего с лихвой возмещают те средства, которые бюджет в свое время недополучил. – Рядовые горожане ощущают на себе столь стремительный рост городской казны? – Конечно, именно бюджетные средства позволили нам сгладить последствия перехода на стопроцентную оплату услуг ЖКХ, да и перешли мы на нее лишь в прошлом году. Всем семьям, у которых эти услуги «отъедают» более 5–10% совокупного дохода (в зависимости от категории населения), мы выплачиваем субсидии, хотя в целом по России они положены лишь тем, у кого услуги составляют выше 22% совокупного дохода. Да и «офис врача общей практики», который мы запустили летом, стал возможен только благодаря бюджету. – Врач общей практики – пока диковинка для России. Что представляет его офис? – Он включает в себя стационар на четверых пациентов, малую операционную, аптеку, физиокабинет, возможность предоставления широкого набора медицинских услуг, а также три квартиры для персонала. Особо подчеркну, что спроектирован и изготовлен офис на Вологодском заводе дорожных машин. Также в нынешнем году мы сдадим в эксплуатацию самое современное заведение здравоохранения Вологодчины – центральную поликлинику, включающую травмопункт и диагностический центр. Затраты на этот проект составили около 700 миллионов рублей, из которых половину выделила область, а остальную – город. – Скажите, а вам приходилось жалеть о том, что вологодская промышленность представлена не слишком крупными предприятиями? В Череповце, например, «Северсталь» в состоянии в одиночку наполнить городской бюджет своими отчислениями... – Действительно, такой гигант, как «Северсталь», дает 70% всех налогов Череповца. Однако я не думаю, что это однозначно хорошо. Знаете, сверхзадачу городской власти можно сформулировать так: обеспечение всесторонней безопасности горожан. Вологда не зависит от одного-двух предприятий, что оборачивается высокой устойчивостью муниципальных финансов. У нас налоги распределены по городской экономике равномерно: тут и банки, и заводы, и торговля, и другие сегменты. Это позволяет маневрировать бюджетными ресурсами, чтобы, к примеру, помочь убыточному предприятию встать благодаря льготам на ноги. – Возможно, именно подобная диверсификация требуется экономике России в целом. Однако не испытывает ли город кадрового голода, ведь требуется широчайший спектр специалистов? – Современный рынок труда очень капризен, мы постоянно ведем его мониторинг и коррекцию в тесном сотрудничестве с ректорами вузов. Так, еще недавно беспредельным казался спрос на экономистов и юристов, а сегодня они в избытке, поскольку их готовят сразу пять вологодских вузов. И мы попросили одного ректора набрать вместо группы из 25 будущих экономистов такую же по численности группу менеджеров по туризму с условием, что расходы на обучение половины этой группы возьмет на себя город.
Немилость градоначальника – И здесь вы вновь-таки задействуете механизм ГЧП? – Естественно! В 1990-х мы столкнулись с острейшим дефицитом программистов и заключили десятилетнее соглашение с одним университетом. Тот, в свою очередь, подключил преподавателей МГУ, и в итоге мы получили подряд два очень сильных выпуска. Сейчас обострилась кадровая проблема в быстрорастущем машиностроении, и мы начинаем готовить нужных специалистов силами сразу двух вузов. – С рынком труда понятно. А как вы узнаете о конкретных проблемах горожан, каков механизм обратной связи? – Не следует думать, будто глава города живет на каком-то особом положении и знакомится с городскими проблемами лишь по «письмам трудящихся». Мой рабочий день начинается в 7.30 с объезда, в ходе которого проверяю выполнение обязательств дорожниками, строителями, коммунальщиками, энергетиками и т.д. Раз в неделю веду личный прием, и люди напрямую рассказывают о своих трудностях, хотя некоторым важно всего лишь выговориться... – Психотерапия – одна из ипостасей главы города? – Для одиноких людей это важнее, чем вы думаете! По «горячей» телефонной линии мы оперативно узнаем от вологжан, скажем, о том, что рабочие где-то кладут асфальт прямо в лужу. Вопросы главе города можно задавать через Интернет и даже посредством SMS, о чем мы договорились с ведущими операторами связи (МТС, «Вымпелком», «Мегафон»). Есть еще и активисты-общественники, среди которых самые известные – две внучки городского головы Волкова, управлявшего Вологдой еще до революции. Они указывают мне на «безобразия» в разных микрорайонах – где траву косить, где старое дерево спилить. – Вологжане в один голос признают, что город похорошел за последние годы: он чистый, зеленый, ухоженный. Что для этого потребовалось? – Вы помните, что в 1990-х многие улицы представляли собой сплошные торговые ряды, которые далеко не всегда украшали город. Мы последовательно прощаемся с «малыми торговыми формами» на тротуарах, предлагая предпринимателям перебираться в капитальные сооружения. В городе окрепли прекрасные сети магазинов, которые улучшили его облик и вносят серьезный вклад в его бюджет. Продавцы, правда, еще редко улыбаются, но уже хотя бы и не грубят. Поверьте, отучить людей от хамства важнее, чем благоустроить улицы с дворами. Самое страшное наказание у меня уготовано тому сотруднику мэрии, который хотя бы однажды нагрубил посетителю. Несмотря на все мое природное добродушие, это как минимум лишение премии. С другой стороны, нам удалось поднять уровень услуг ЖКХ – пускай пока и не намного. А ведь еще три года назад и в это никто не верил. Дворники, сантехники, электрики одеты, наконец, в аккуратную униформу со «знаками различия». – Алексей Сергеевич, на улицах вас узнают? – Даже поджидают по утрам возле мэрии, она у нас в очень людном месте. Да и сам бываю на различных мероприятиях. Всем, конечно, мил не будешь, главное – быть открытым для горожан. Вячеслав Изотов