Архив:

Национальные интересы России

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 7-8, 2007 год
Тема номера:
"Авиация России"

МАКС-2007

ТЕМА НОМЕРА. АВИАЦИЯ РОССИИ
РЕКОРДЫ В НЕБЕ, ПРОБЛЕМЫ НА ЗЕМЛЕ

МАКС-2007 стал праздником без сенсаций
С огромной скоростью истребители неслись навстречу друг другу: казалось, еще немного и они столкнутся, выдав столб огня и густого черного дыма. Слабонервные дамочки закричали так, что рев моторов не смог их заглушить. А самолеты плавно разошлись – расстояние между ними было равно метру, с земли невидимому. «Кричали женщины «ура!» и в воздух чепчики бросали».

Ура!
Впрочем, восторженно кричали не только женщины. Гордость за наших российских летчиков, «Витязей» и «Стрижей», «Соколов России» испытали на главном авиационном празднике нашей страны все, кто любит небо. Все-таки это здорово, когда девять истребителей, как один летающий объект, исполняют фигуру высшего пилотажа, прозаично названную «бочкой». И неважно, найдется ли этому чуду место в Книге рекордов Гиннесса, главное – оно есть. А колокол? Видели ли вы, как висит самолет в небе, будто игрушка на невидимой ниточке? Или летит вперед хвостом? Все эти «колокола» и «кобры» противоречат законам физики – так кажется тем, кто не владеет искусством полета.
В России же им владеют не только мужественные асы, но и женщины. Как не восхититься управляющей спортивным одноместным самолетом, первой в истории авиаспорта женщиной, опередившей на Чемпионате мира даже мужчин – Светланой Капаниной. Несравненная – действительно, с кем ее сравнить? Швейцарские, французские пилоты выполняли те же фигуры высшего пилотажа, что и она. От перегрузок – сделай-ка неуправляемый «штопор»! – у заморских асов, словно в кривом зеркале, перекашивались лица – это было видно на огромных экранах, установленных прямо на летном поле. А Светлана при любый нагрузках – красавица!
Конечно, феерическое шоу летчиков-артистов из «Патруль де Франс» под музыку с разноцветьем тающей в небе радуги не может не восхищать. Наши «работали» только под рев моторов, но, согласитесь, есть ведь разница между Леграном и Шостаковичем. Фигуры высшего пилотажа уверенно демонстрировали и американские летчики, но наших зрителей больше заинтересовал легендарный стратегический бомбардировщик В-52, который крайне редко можно увидеть на авиасалонах. Эта «летающая крепость» Нового Света и русский «Медведь» (Ту-95) пятидесятых годов рождения – старички, но как летают!
«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» – сказал гетевский Мефистофель, и теперь вся планета останавливает мгновенье за мгновеньем, бесконечно фотографируя и фотографируясь. Наши зрители – не исключение. Улыбались с французскими пилотами, со швейцарскими, с тридцатидвухзубыми американскими. Летающие небожители позировали охотно, с сознанием важности собственной миссии, а наши – ну прямо как неродные, смущались и неумело пытались улыбнуться. Таких в Книгу Гиннесса могут и не занести, несмотря на то, что нет им равных.
«Не хвались, идучи на рати…»
Итак, в работе МАКСа-2007 приняли участие 787 предприятий и фирм, в том числе 540 из России и 247 зарубежных. Участники салона из 39 стран мира представили на своих экспозициях самые передовые технологии и изделия. Ну а Россия?
От нас ждали сенсации – какой он, наисовременный среднемагистральный гражданский самолет «Суперджет-100»? Руководитель Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян еще до авиасалона в Ле Бурже обещал акулам пера, что они увидят самолет в воздухе уже в этом году. В небо Франции, однако, он не взлетел. На стенде «Суперджет-100» снова демонстрировались фрагменты салона и пилотской кабины. Специалисты видели их два года назад. Не появился этот горячо ожидаемый конкурент зарубежным аналогам и в небе МАКСа. На тренажере «Суперджета» пытался выполнить посадку наш президент, которого вместе с общественностью вроде бы успокоили: первый экземпляр долгожданного будет предъявлен миру где-то после октября-ноября, да и вообще все замечательно – солидный портфель заказов на этот лайнер уже набрали, будущее обеспечили. Однако стоит ли радоваться?
Во-первых, «не хвались, идучи на рати», а во-вторых, хорошо, конечно, что оживает наш авиапром, но… Если ТУ-104, переделанный из бомбардировщика ТУ-16 в конце пятидесятых годов прошлого советского века, «был отечественным до последней гайки», то «Суперджет-100» российским продуктом по сути не является. Он дитя более чем десяти отцов, матерей, нянек. «Боинг» поставляет детали и консультирует по вопросам проектирования, производства, маркетинга, продаж и сертификации по стандартам США и Евросоюза. Французская «Талес» делает авионику и логистику, «Паркер» – гидравлику, «Хамильтон Сандстренд» – электрику и т.д. и т.п. Да здравствует дружба народов, кооперация, глобализация! Но это означает, что многого в авиапроме сами мы сделать уже не можем.
Вот это неправда. Российские предприятия, конечно, участвовали в тендерах по всем частям проекта «Суперджета», поскольку в состоянии выполнить свою работу на мировом уровне, свидетельствуют специалисты, но предпочтение вместе с большими деньгами в подавляющем большинстве случаев было отдано иностранцам.
«Всюду деньги, господа!»
Ждали на МАКСе-2007 еще одну сенсацию – первый демонстрационный полет универсального боевого самолета СУ-35. Летал. Диктор даже пошутил: просьба, мол, не фотографировать, наисекретнейшая наша разработка. Такая секретная, что десять лет назад мы сами предлагали Южной Корее наладить производство этого истребителя. Корея отказалась. Теперь китайцы хотели бы наладить его серийное производство у себя по лицензии. А сами-то мы что ж? Растеряли заводские кадры, не хватает высококвалифицированных конструкторов. Авиационные вузы, по мнению специалистов, помнящих их былую силу, за 15 доблестных лет опущены «ниже плинтуса». Правда, министр образования и науки Андрей Фурсенко, посетивший на МАКСе-2007 павильон, демонстрирующий «смычку» вузовской науки с аэрокосмической отраслью, однозначно заявил корреспонденту «Аргументов неделi»: «Налицо тенденции, благодаря которым будет наконец ликвидирован кадровый провал и молодежь пойдет поднимать авиацию и космонавтику». Этими министерскими устами да мед бы пить! Пока же выпускников МАИ последнего десятилетия, даже закончивших этот сильнейший вуз с красным дипломом, можно встретить отнюдь не на предприятиях авиапрома и не в отечественных КБ, а там, где платят деньги, а не гроши. И хотя власть уже поняла пагубность такой политики и в отдельных ОКБ, ОАК и ООО появились нелишние средства, лед безденежья еще только трогается.
На МАКСе-2007 Россия представила в основном самолеты, рожденные в СССР и модернизированные уже в нашем веке. Причины такого безрадостного положения дел хорошо известны. Не раз аналитики писали в прессе о недостаточности финансирования авиационного двигателестроения да и всей отрасли в целом. (Где найти отечественного Уго Чавеса, желающего для своей страны купить 98 самых современных «илов»? Спасибо, что на разработку многоцелевой авиационно-космической системы «МАКС» для выведения на околоземные орбиты и возврат из космоса полезных грузов различного назначения львиную часть средств из необходимых пяти с половиной млрд долларов дали два российских олигарха). Известно, какую негативную роль сыграла и играет коррупция, как ржавчиной, разъевшая отрасль системой откатов при закупке авиаиномарок или временной отменой таможенных пошлин на ввоз купленной за рубежом авиатехники. По-прежнему, еще с советских времен, разъединены у нас авиационная и ракетостроительная отрасли. Почему-то даже такой успешный аэрокосмический гигант, как «Боинг», нас своим примером не вдохновляет. Все это лишь малая толика больших проблем. Радоваться празднику, гордиться мастерством наших пилотов и не замечать «глубину рукотворного кризиса», в котором пока пребывает авиапром, значит принять ложнопатриотическую риторику за сладкую истину и через лет пять-шесть потерять свою авиацию, причем как гражданскую, так и военную. Они ведь друг без друга не ходят, не летают.
Ирина Карпенко