Архив:

Национальные интересы России

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 6, 2007 год
Тема номера:
"Национальные интересы России"

Боголюбова

ТЕМА НОМЕРА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ. КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА: КТО УСЛЫШИТ СИГНАЛ SOS?

В последние годы все острее ощущается недофинансирование культуры. Между тем, духовному здоровью россиян в ряду других национальных интересов принадлежит одно из ведущих мест. И невнимание к духовно-нравственному здоровью нации чревато большими потрясениями. Эти животрепещущие темы мы обсуждаем с Галиной Боголюбовой, заместителем председателя комиссии Общественной палаты РФ по вопросам сохранения культурного и духовного наследия, президентом Славянского фонда России, заслуженным работником культуры Российской Федерации.

– Галина Васильевна, насколько, на ваш взгляд, современное состояние культуры и тенденции ее развития отвечают национальным интересам России?
– Культура является отражением духовного состояния общества, и от того, каково оно, зависит будущее страны. В эпоху глобальных экономических перемен особенно важно сохранить проявление творческих начал в человеке, способствующих развитию самоидентичности человека и определяющих его этническую принадлежность. В этом смысле культура является высшим достижением человеческой цивилизации. Нынешнее положение культуры в роли падчерицы экономики удручает. Прогрессивную российскую интеллигенцию тревожит то, что денег на духовное развитие нации и сохранение исторического наследия катастрофически не хватает. Я считаю, что культура должна занимать достойное место в государственной политике, показателем чего служит уровень финансирования.
– О проблемах культуры говорят достаточно много, но насколько эта обеспокоенность находит отклик во властных структурах?
– В стране действуют свыше 300 тыс. общественных организаций, более половины из них работают в сфере культуры, науки, образования и религиозной деятельности. Но, несмотря на это, наше влияние на власть ничтожно мало. С сожалением можно констатировать, что позиция общества в отношении важных событий в этой сфере практически незаметна на фоне обилия незначительных повседневных конфликтов, которым зачастую уделяется необъяснимо большее внимание в СМИ. В результате общественное мнение далеко не всегда доводится до тех властных структур, где принимаются судьбоносные решения. Кстати, Общественная палата РФ была создана для того, чтобы, объединив усилия гражданского общества, привлекать общественное внимание к наиболее актуальным проблемам развития государства и тем самым заставлять вялый бюрократический аппарат активно работать в новых правовых реалиях. Но что мы видим? Идет «саботаж» принятия закона о культуре, «мусолится» принятие поправок к закону о сохранении культурного наследия, где, между прочим, отсутствует само понятие «духовное наследие», принимается Федеральный закон 94-ФЗ, который приравнивает культуру к товарам и услугам. Больно сознавать, что в ближайшие годы вряд ли появятся выдающиеся произведения, положительные герои которых послужат образцом нравственных и духовных качеств для социальной ориентации молодежи. Причина этого кроется в отношении к культуре.
– Неужели все так безысходно?
– К счастью, мы перестали болтаться в лодке без руля и ветрил. Наконец четко намечен курс развития государства и заложены финансы для реализации планов. Однако этими же планами определено, что бюджетное финансирование культуры выйдет к 2010 г. на уровень 0,9% от ВВП, что ничтожно мало. При этом зарплата работников библиотек, архивов, культурно-просветительных учреждений поднимется максимум на 20% при нынешней средней зарплате 2500руб. (о поправке на инфляцию явно «забыли»). О каких кадрах и преемственности может идти речь? Иначе как насмешкой и извращением понятия «достойно жить» назвать это трудно. О каком самосовершенствовании может идти речь, когда человек постоянно должен думать о куске хлеба? И надо ли удивляться, что у нас за последние 15 лет из музеев похищено более 60 тыс. ценных экспонатов, что 65% памятников истории и культуры находятся в аварийном состоянии, а средств на их восстановление в ближайшее время не предвидится. Самозахват земель уникальных историко-заповедных зон под коттеджное строительство становится обыденной реальностью. В ряде регионов идет бойкая распродажа объектов культурного наследия, основанная на законе о местном самоуправлении.
Это стало возможным из-за того, что Государственная Дума нынешнего созыва не принимает уже давно подготовленные поправки к законам в области культуры, а разработка нормативных актов по приватизации объектов культурного наследия стоит на месте. Из-за несовершенства законов мы можем лишиться первых «маяков» рационального хозяйствования, таких как музей-усадьба «Ясная поляна» и 80 тыс. памятников истории и культуры, подлежащих приватизации. Некоторые уже утрачены безвозвратно. В первую очередь, это относится к памятникам деревянного зодчества. «Легче сжечь, чем вкладывать деньги в реставрацию». Разве не страшно и кощунственно звучат подобные слова?
В тяжелейшем состоянии находится архивная отрасль. После неудачной административной реформы все архивы, в т.ч. МИДа, ФСБ, Минобороны, технические и социальные архивы, попали под юрисдикцию Министерства культуры. И министерство, вместо того чтобы решать финансовые проблемы своей отрасли, вынуждено выпрашивать у правительства средства для архивов других отраслей. В то же время, несмотря на хорошую программу «Архивы России», решить вопросы модернизации и строительства ведомственных архивов невозможно. Так, продолжается тяжба с правительственными чиновниками по поводу строительства архивных зданий в Смоленске и Калуге. Речь идет о том, что без них могут быть утрачены социальные архивные данные на миллионы российских граждан. Подобное случилось в Чечне, когда из-за пожара 75% архивов было утрачено, и люди не могли подтвердить ни свое гражданство, ни стаж работы, ни право на пенсионное обеспечение. Вот что значит архивная отрасль, но этого не понимают чиновники из Минэкономразвития, поэтому не хотят включать в инвестиционную программу данные объекты. Нужна политическая воля, чтобы остановить разбазаривание культурного наследия России.
– Наметились ли какие-то положительные сдвиги?
– После послания Президента РФ Федеральному собранию в мае 2007 г., интеллигенция облегченно вздохнула. Впервые зашла речь о культуре в контексте создания Президентской библиотеки. Но что делать остальным – закрываться или идти по пути трансформации библиотек и превращения их в просветительско-досуговые центры? Второй вариант отвечал бы духу времени, но требует финансовой поддержки. С развитием компьютерной техники население, особенно молодое поколение, реже стало держать книгу в руках. И причин тому много: нет времени ходить в библиотеку, трудно найти нужную книгу. Централизованная библиотечная система в 90-е годы была разрушена. Раньше в любом районном центре можно было заказать книги, которые присылали даже из Москвы. Сегодня же районные и поселковые библиотеки ведут борьбу за выживание: цена книг возросла, стоимость доставки резко подскочила, средств из местных бюджетов практически не выделяется, а имеющийся книжный фонд зачитан до дыр. Именно поэтому встал вопрос о перепрофилировании библиотек в просветительско-досуговые центры, оснащенные компьютерами для чтения книг на электронных носителях. Но мы должны понимать: если ребенок пять-шесть часов просидит на уроках, а потом, например, вместо спортзала пойдет в библиотеку, то это пагубно отразится на его физическом здоровье. Неслучайно библиотеки в таких крупных городах, как Москва и Петербург, устанавливают у себя бесплатные тренажеры. Такие библиотеки становятся все более востребованными.
Елена Голубева