Архив:

Национальные интересы России

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 6, 2007 год
Тема номера:
"Национальные интересы России"

Рошаль

ТЕМА НОМЕРА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ НУЖНО РЕАНИМИРОВАТЬ

Одним из самых значимых национальных интересов, несомненно, является здоровье нации. Можно сколько угодно тщательно разрабатывать стратегию развития страны, но она так и останется на бумаге, если некому, по сути, будет осуществлять грандиозные планы, если во главу угла в ней не будет поставлен человек. Настало время действовать. Промедление смерти подобно. К сожалению, в России это теперь уже не лозунг, а требование самой жизни. О том, какие неотложные меры необходимо принимать для оздоровления здравоохранения, рассказывает председатель комиссии Общественной палаты по вопросам здравоохранения, президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор Леонид Рошаль.

– Леонид Михайлович, Министерство здравоохранения и социального развития в последние годы находится в центре общественного внимания. В его адрес постоянно звучат нарекания. В правильном ли направлении, на ваш взгляд, развивается здравоохранение?
– Свое отношение Общественная палата РФ выразила, приняв постановление, в котором состояние здравоохранения в Российской Федерации признается неудовлетворительным, не соответствующим Конституции РФ. В работе Минздравсоцразвития были выявлены многочисленные системные ошибки. Общественная палата вынесла свой вердикт: необходимо разделить Минздравсоцразвития на два министерства – министерство здравоохранения и медицинской промышленности и министерство социального развития. Материально-техническая база здравоохранения не выдерживает никакой критики.
– Достаточно ли средств выделяется из бюджета на улучшение здравоохранения?
– Следует увеличить финансирование здравоохранения в целом как минимум в два раза. По данным Всемирной организации здравоохранения, только для нормального функционирования данной системы (без учета ее развития) необходимо ежегодно выделять 5–6% ВВП, у нас же на это расходуется около 3%. Очевидно, что невозможно на великана надеть костюм лилипута. То же самое и в медицине: все принимаемые меры не дадут положительного эффекта, если не будет нормального финансирования. Без осознания этого ни о какой серьезной реформе здравоохранения говорить не приходится. Мы никогда не сделаем его качественным и доступным, если будем так финансировать. Естественно, нужно создать условия, чтобы те деньги, которые выделяются на здравоохранение, правильно и разумно использовались, чтобы они работали на конечный результат.
– Что вы подразумеваете под конечным результатом?
– Увеличение продолжительности жизни человека, снижение уровня заболеваемости, смертности, инвалидности населения, а также улучшение психологического климата в обществе и т.д.
– Насколько полно приоритетный национальный проект «Здоровье» решает те задачи, которые вы перечислили?
– Трудно переоценить его значение, но он не может решить все накопившиеся проблемы. Сегодня в рамках национального проекта решается только одна из них, связанная с оказанием первичной медицинской помощи населению в поликлиниках, амбулаториях, «скорой помощью» и т.д. Безусловно, это направление было абсолютно правильно выбрано: без усиления первичного звена вообще сложно что-то сделать в здравоохранении. Задумка очень хорошая. Президент России В.В. Путин поручил выделить на это средства, но то, как потом распределили деньги и на что их направили, достаточно спорно.
–Что Вы имеете в виду?
– Невозможно усилить первичное звено в отрыве от узкоспециализированной помощи больным в тех же поликлиниках, потому что потребность в узких специалистах на сегодняшний день огромна. Предполагалось, что оказание такой помощи ляжет на плечи врачей общей практики, однако в России и за рубежом в понятие «врач общей практики» вкладывается разный смысл. На Западе врач общей практики одновременно «ведет» и детей, и взрослых. У нас попытались сломать отечественную педиатрическую систему (кстати, лучшую в мире), чтобы пойти по пути, который принят в других странах. Мы не позволили это сделать и отстояли российскую педиатрию. Теперь под термином «врач общей практики» в Минздравсоцразвитии подразумевают терапевта, работающего в поликлинике, который овладел несколькими узкими специальностями. Пусть его назовут терапевтом высшей категории и соответственно оплачивают его труд, но терапевт не является врачом общей практики в общемировом понимании этого слова. Врач общей практики хорош на селе, в небольшом поселке. Он неприемлем в крупных населенных пунктах. Пациент должен получать специализированную квалифицированную медицинскую помощь. Терапевт даже высшей категории не может полностью заменить собой узкого специалиста. В поликлиниках работают такие специалисты, но их зарплата в отличие от участковых осталась на прежнем уровне. Например, окулист или отоларинголог в детской поликлинике получает порядка 6 тысяч рублей в месяц (вдвое меньше, чем участковый). Это приводит к возникновению конфликтов в коллективе. Кроме того, наблюдается отток узких специалистов: кто-то вообще уходит из медицины, часть меняет направление своей деятельности, переходя в участковые терапевты и педиатры. Уходят в участковые заведующие отделениями поликлиник, что, несомненно, ухудшает качество оказания медицинской помощи в целом в поликлиниках.
Очень сложная ситуация складывается в школах и дошкольных учреждениях. Врачам, работающим в образовательных учреждениях, также не положены доплаты в соответствии с нацпроектом, и они уходят. Оголяется важнейший участок, ведь именно здесь проводятся основные профилактические мероприятия, включая иммунизацию детей и подростков. Неужели это все нельзя было предвидеть?!
– Есть ли выход?
– Я бы сделал предметом приоритетного нацпроекта все здравоохранение, а не только первичную помощь. Тогда был бы толк.
– Какие болевые точки отечественного здравоохранения требуют особого внимания?
– Очень остро стоит вопрос кадров. Конечно, сегодня наблюдается некоторый прилив специалистов, в первую очередь, в первичное звено здравоохранения. Но в целом на быстрое решение этой проблемы не приходится рассчитывать.
– Как Вы относитесь к одноканальной системе финансирования?
– В настоящее время в 14 регионах реализуются «пилотные» проекты, где используется такая схема. Надо честно сказать, что одноканальное финансирование ни в коей мере не улучшает качество и доступность медицинской помощи. Все мысли чиновников от здравоохранения крутятся вокруг вопроса, как распределить деньги и по какому пути их направить. Им некогда задуматься над тем, как повысить качество оказания медицинской помощи россиянам. Ощущение, что у Минздравсоцразвития на уме только деньги, а по идее на первом месте должен быть человек и лишь потом – рубль. Но для этого нужно изменить ментальность.
– В последнее время наблюдается омоложение ряда заболеваний. Раньше многие из них вообще не встречались у детей. Как снизить заболеваемость?
– Действительно, резко помолодел туберкулез, гепатит, СПИД, венерические заболевания. Необходимо более активно работать в этом направлении: разработать конкретные комплексные планы и начать их реализовывать, но в любом случае на это потребуется время.
Проблема роста заболевания бронхиальной астмой среди детей актуальна для всего мира. Не только в Москве и Московской области работают астма-школы. Хорошие условия для лечения таких детей созданы также в Нижнем Новгороде, Ярославле, Мурманске, Смоленске, Краснодарском крае и на Дальнем Востоке. Но все опять упирается в кадры и финансирование. Мир еще не нашел конкретных способов профилактики этого заболевания, но со всей ответственностью можно утверждать: одним из обязательных условий снижения уровня заболеваемости бронхиальной астмой является обеспечение населения качественными продуктами питания. Чистый воздух – это второе условие. Как известно, там, где в атмосферу выбрасывается огромное количество вредных веществ, бронхиальная астма регистрируется чаще, чем в среднем по стране. К сожалению, пока очень много разговоров об экологии, но мало делается для реального улучшения окружающей среды. Именно этим вопросом должно заняться государство, если оно действительно заботится о здоровье населения, в т.ч. и детей.
– Материнский капитал способен несколько улучшить демографическую ситуацию в России, но вряд ли это будет носить долгосрочный характер. Какие меры, на ваш взгляд, способны кардинально изменить положение с рождаемостью в стране?
– Я поддерживаю все меры государства, направленные на решение демографической проблемы, однако огромного прироста населения не будет никогда. Даже в европейских странах, где социальный статус женщины выше, чем в России, эта проблема стоит очень остро, особенно в Великобритании, Германии и Франции. С ростом благосостояния рождаемость автоматически не растет. Наоборот, практика показывает: чем беднее страны (например, Афганистан и Монголия), тем выше рождаемость. У нас социальный фактор повышения рождаемости еще не полностью выработал свой ресурс, поэтому женщину можно мотивировать на рождение ребенка, но только при условии, что она и ее малыш будут социально защищены. Принимая решение, женщина должна быть уверена, что сможет прокормить, воспитать и дать образование ребенку, а если он заболеет, то ему будет оказана качественная медицинская помощь. Только в этом случае женщина будет рожать.
– Как соотносятся национальные интересы России с улучшением демографической ситуации и здоровья нации?
– Страна ежегодно теряет 600–800 тыс. человек, причем не в военное время. Через 15 лет население России может сократиться до 100 млн. человек, а это уже угроза национальной безопасности. Эта проблема выходит за рамки проблемы здравоохранения. Нужны взвешенные продуманные решения, рассчитанные на долгосрочную перспективу и направленные, в первую очередь, на создание благоприятных условий для подрастающего поколения. Необходимо организовать регулярное проведение профилактических осмотров, которые должны осуществляться на высоком профессиональном уровне, а не формально, для галочки. Самое серьезное внимание следует уделить лечению и реабилитации детей с выявленными в ходе диспансеризации заболеваниями. Но нельзя забывать и о взрослом населении. Диспансеризация людей трудоспособного возраста позволила бы снизить смертность и уровень инвалидизации населения. Президент страны наметил основные вехи по решению демографической проблемы. Здравоохранение может и должно внести весомый вклад в народосбережение России.
Марина Скворцова