НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 6, 2007 год Тема номера:
"Национальные интересы России"
ТЕМА НОМЕРА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ. БИЗНЕС
ДЕЛОВОЙ НАСТРОЙ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА
Бизнес является локомотивом развития экономики страны. Только экономически сильная Россия способна отстоять свои национальные интересы и занять достойное место в мировом сообществе. О перспективах российского бизнеса и проблемах мы беседуем с председателем Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», членом Общественной палаты РФ Борисом Титовым.
– Как это ни звучит парадоксально, но, пожалуй, мы больше знаем о национальных интересах других стран, прежде всего, США. А каковы, на ваш взгляд, национальные интересы России? – Национальные интересы России заключаются в реализации модели социально-ориентированного рынка, основанной не на использовании дешевой рабочей силы, а базирующейся на высоком уровне жизни населения – развитии внутреннего спроса как главного фактора роста национального производства. Основополагающая цель развития страны состоит в улучшении качества жизни населения, развитии социальных программ и институтов и создании социальной рыночной системы. Модель социально-ориентированного рынка успешно реализована с определенной спецификой в ряде европейских стран, Японии и частично в США. Благодаря ей государства добились впечатляющего роста экономики и вышли на передовые позиции в мире по уровню жизни. – Что в сложившихся условиях, на ваш взгляд, нужно делать нам? – По нашему глубокому убеждению, у России имеется гораздо больший потенциал роста, чем считает экономический блок правительства. Заключается он в развитии отечественного производства, перерабатывающего сектора и массового конкурентного рынка.
Доказательством тому является пример из нашей собственной истории. Период 1998–2002 гг. показал, что если в России создать благоприятные экономические условия для развития бизнеса, позволяющие снизить издержки, то экономика, даже в условиях низкой конъюнктуры рынка сырья, может расти с темпами более 10% в год за счет роста инвестиций именно в обрабатывающие производства. И это в условиях административного давления, коррупции и отсутствия нормальной судебной системы.
Сегодня для быстрого и качественного роста сложились уникальная ситуация: рост внутреннего спроса за счет увеличивающихся доходов от продажи сырья при стабильности финансовой ситуации и благоприятной конъюнктуре мировых товарных рынков, возможность оперативного принятия государственных решений как следствие политической консолидации в стране – все это создает беспрецедентные возможности для роста экономики. И мы обязаны их использовать и на основе выбора правильной, соответствующей национальным особенностям, «экономической модели» достичь кардинального улучшения качества жизни в стране, диверсификации экономики – развития несырьевого сектора, создания массового конкурентного рынка. Мы полагаем, что необходимо к 2020 г. утроить доходы населения страны и превзойти среднеевропейский уровень (ЕС-25) ВВП на душу населения, а для этого добиться, чтобы темпы роста ВВП составляли не менее 10–12% в год. Но это возможно только в случае, если решить главную задачу – переориентировать значительную часть внутреннего спроса с растущего импорта на продукцию отечественного перерабатывающего сектора, снять барьеры на пути несырьевого бизнеса, который должен развиваться на базе динамичного роста массового конкурентного рынка. – Какая проблема должна решаться в первоочередном порядке? – Россия развивается как страна сверхкрупного и, в основном, сырьевого бизнеса, причем монополизация нарастает. Если в 2000 г. 80% ВВП производили 1200 компаний, то в 2006 г. уже только 500. По данным исследования «Эксперт-РА», малый бизнес в прошлом году произвел около 17% ВВП и создал порядка 25% рабочих мест в стране.
До сих пор не получил достаточного развития конкурентный рынок, который должен состоять из сотен тысяч малых, средних и крупных компаний, являющихся основой любой развитой рыночной экономики. Но, как показали исследования, 20,2% российских фирм вообще не ощущали конкуренции на внутреннем рынке, а 13% – только со стороны зарубежных компаний
Любое государство, если оно хочет иметь сбалансированную экономическую систему, должно уйти от рисков моноэкономики и создавать систему приоритетов, которые не могут сводиться только к налоговым приоритетам. Например, серьезной проблемой бизнеса является доступ к инвестиционному капиталу. В США сегодня существуют более 1500 специальных государственных инвестиционных агентств и фондов, которые помогают бизнесу реализовывать свои проекты, а у нас с этим – беда. Сегодня отечественный бизнес вынужден брать кредиты под 15–20% годовых, когда у конкурентов из других стран – 5%.
Поскольку в наших условиях слабый, неразвитый рынок и мало что сможет его отрегулировать, ему надо помочь – стимулировать его развитие, а потом он сам, почти самостоятельно, сможет развиваться. Поэтому сегодня нам очень нужна разумная промышленная политика, которую мы понимаем как составную часть государственной экономической политики, направленной на стимулирование развития отраслей и проектов, способных оказать кумулятивное воздействие на другие секторы экономики и вести к росту предложения отечественных товаров и услуг, диверсификации экономики и быстрой модернизации основных фондов, решению социальных проблем. Она должна быть направлена на капитализацию сравнительных конкурентных преимуществ российской экономики, при этом иметь инновационную направленность, т.е. быть инновационно-промышленной политикой. – Пошла ли на убыль волна рейдерских захватов? Насколько, на ваш взгляд, велика коррупционная составляющая в организации рейдерских захватов? – Сегодня после некоторого затишья рейдерские атаки опять стали похожи на военные действия. Разница состоит только в том, что если раньше в корпоративных войнах участвовали крупные компании, то сегодня в результате твердой политики Президента они поутихли, и все спустилось вниз, на уровень средних компаний. Сегодня основные проблемные точки – корпоративная недвижимость, причем часто государственная (здания НИИ, небольших заводов и других организаций). Рейдеры хорошо понимают, что цены на землю, которая еще чуть-чуть и будет приватизирована, возрастут в разы.
Еще одна особенность рейдерства. Сейчас все смешалось – и частное, и государственное, нет различия между рейдером-частником и рейдером-чиновником. И при общем небольшом, по нашему мнению, улучшении ситуации с коррупцией в этой сфере царит просто вакханалия чиновничьего беспредела.
Так что необходимо сделать еще очень много для урегулирования этого вопроса. – Существует мнение, что Россия сильна своими регионами. Насколько могут быть увязаны интересы крупных национальных и транснациональных компаний и регионального бизнеса? – Региональная политика – одна из тем, которые нас волнуют. В июле мы проводим 3-й Форум национального бизнеса, где обсудим вместе с ТПП, «ОПОРОЙ РОССИИ», Ассоциацией российских банков и Ассоциацией строителей России роль несырьевого бизнеса в ускоренном развитии России. Одна из тем форума посвящена проблемам регионального бизнеса, потому что до сих пор в каждом регионе действуют свои правила для инвесторов. «Кемеровских» не пускают в Томск, «томских» – в Новосибирск и т.д. Мы за то, чтобы было единое экономическое пространство с одинаковыми правилами игры.
«Деловая Россия» сегодня, действительно, «любит» отдельные регионы, куда входят, например, Тверь, Краснодар, Кострома. Это те регионы, где губернаторы понимают, что будущий уровень жизни зависит не от того, сколько у них будет крупных проектов, а от того, как быстро будет развиваться средний и малый бизнес. И вся политика краевой администрации направлена на выстраивание отношений партнерства, равенства и единства задач, главная из которых – поднятие экономики и уровня жизни в регионе.
Когда бизнесу не надо прятаться, он думает о том, как развиваться, и охотно вкладывает инвестиции в эти регионы, строит новые заводы.
Вектор развития страны президентом задан. Важно по-деловому претворить в жизнь намеченное. И бизнес видит в этом свою первоочередную задачу. Сергей Ермилов