НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 6, 2007 год Тема номера:
"Национальные интересы России"
ТЕМА НОМЕРА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ. РОССИЯ
ИНТЕРЕСЫ ЕСТЬ. ГОТОВА ЛИ РОССИЯ ИХ ОТСТАИВАТЬ?
В обращении к Федеральному собранию в этом году президент России В.В. Путин представил развернутый концептуальный план развития страны, который отвечает национальным интересам. Претворение его в жизнь позволит каждому россиянину гордиться своей страной.
Чужой земли мы не хотим и пяди В последнее время Россия все жестче отстаивает свои национальные интересы на международной арене. Период, когда страна послушно шла в фарватере геополитических устремлений других государств, похоже, заканчивается. Активно развиваются внешнеэкономические связи, основанные на равноправном партнерстве. В то же время далеко не всем на Западе нравится такая позиция России. Теперь появилось немало критиков, которые обвиняют Россию чуть ли не в шантаже Европейского Союза с помощью нефтяной и газовых труб. Все эти досужие домыслы легко разбиваются: поставщик и потребитель энергоресурсов зависят друг от друга. Пробурив скважину, нельзя остановить истечение газа или нефти, не загубив месторождение. Россия заинтересована в стабильных поставках за границу. Но, с другой стороны, как отметил спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов, мы не обязаны пускать на свои месторождения иностранные компании, ничего не получая взамен, «и не собираемся этого делать».
Идет осмысление национальных интересов и во внутренней политике. Это выразилось в принятии и последующей реализации приоритетных национальных проектов, фундаментальный смысл которых заключается в приращении человеческого капитала в широком смысле слова. Их реализация, по мнению президента РСПП Александра Шохина, абсолютно необходимый элемент для перехода на инновационный путь, ведущий к «экономике знаний». Сегодня участие в национальных проектах является для российского бизнеса приоритетным.
В то же время ряд крупных экономистов полагает, что государство недостаточно четко выражает свою позицию по вопросу развития, оставляя некоторый люфт. Так, научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин полагает, что национальные интересы отражены в трехлетнем бюджете на уровне идеи. «Национальным интересам соответствуют крупные инвестиционные проекты, увеличение социальных расходов, но механизмов их достижения не предусмотрено». С другой стороны, хорошо уже то, что такое стремление есть. Во всяком случае, крупнейшие сырьевые компании готовы взять на себя роль локомотива в развитии несырьевых секторов и отраслей экономики. Поскольку такая стратегическая линия означает преемственность экономической политики последних лет, то у национальных проектов появляется гарантированная долгосрочная перспектива, необходимые и неотложные структурные реформы обретают новые движущие силы.
Краеугольный камень Однако есть сакраментальные вопросы, без решения которых не удастся реализовать преимущества рыночных отношений. Близится очередная годовщина августовских событий 1991 г., ставших судьбоносными в истории страны. Сегодня с не меньшим энтузиазмом, чем в прежние времена, строим светлое завтра, но уже капиталистическое. За 16 лет добились многого. Даже появились свои ударники капиталистического труда, которых совсем по-советски премируют поездками за границу. Но незыблемость частной собственности, как и прежде, под вопросом, хотя декларируется в Конституции и Гражданском кодексе.
Ситуация вокруг Южного Бутово еще раз подтвердила шаткость этого положения. Власть, не привыкшая договариваться с собственником, идет напролом, используя административные рычаги. Оказалась подмоченной и репутация суда как независимого арбитра. К счастью, в конце концов, был найден устраивающий обе стороны компромисс. Семья Прокофьевых получает две однокомнатные квартиры, одна из которых должна быть передана в собственность и более 1 млн рублей впридачу в качестве компенсации за земельный участок и плодово-ягодные насаждения, а город – участок земли под жилищную застройку. Правда, далось решение нелегко – изнурительная борьба с привлечением ОМОНа, депутатов и членов Общественной палаты длилась около года.
Может быть, и не стоило бы вспоминать об этом, если бы не реализация самого сложного приоритетного нацпроекта – «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Проект, действительно, нужный и долгожданный. В нем нашли отражение национальные интересы страны, заинтересованной в становлении среднего класса, увеличении рождаемости и обеспечении гарантий прав социально незащищенных групп граждан. Неслучайно он нашел отклик среди самых широких слоев населения. Как показал опрос, 62% россиян хотят улучшить свои жилищные условия. Но, как всегда, гладко было на бумаге, да забыли про овраги – частную собственность, хотя это основополагающий принцип. Не хотелось бы, чтобы решение жилищных проблем одной группы граждан осуществлялось за счет нарушения прав другой.
Между тем исключить это в будущем вряд ли удастся. Точечная застройка, несмотря на все заверения, продолжается, а развитие застроенной территории таит немалые опасности для собственников уже существующего жилья. С принятием поправок их положение может еще больше пошатнуться. Как известно, до 1 января 2007 г. изъятие земель под жилищное строительство для муниципальных нужд не предусматривалось, что ставило под удар массовую застройку. Реакция строительного сообщества не заставила себя ждать. В один голос строители заявляли, что без внесения поправки добиться резкого увеличения предложения на фоне неудовлетворенного спроса на недвижимость не удастся. Разумная мысль, но почему-то опять был предложен нерыночный механизм. В других странах, с которых мы берем пример, у собственника выкупают недвижимость по рыночной цене. Но нам, видимо, весь мир не указ и нужно набить собственные шишки, чтобы понять – такие «игры» с собственником до добра не доводят.
Теперь законодательные огрехи исправлены, и местное руководство имеет возможность на законных основаниях сносить дома в целях развития застроенной территории, в том числе для коммерческого строительства, компенсируя собственникам стоимость жилья без учета стоимости земли. Этот исключительно важный вопрос, затрагивающий интересы почти 80% россиян, прошел практически незаметно для широких слоев населения, хотя цена поправки может оказаться слишком высокой. Достаточно обратить внимание на то, что выступления против точечной застройки становятся все более массовыми и охватывают все новые и новые районы.
Россияне голосуют за домик в деревне Более привлекательным, чем возведение многоквартирных домов в густонаселенных городах, представляется строительство индивидуального жилья. Этот способ поможет обеспечить в кратчайшие сроки население столь долгожданными метрами, тем более что земли в России много, да и россияне обеими руками за собственный дом. По разным оценкам, от 58% до 70% опрошенных не прочь обустроить свое семейное гнездышко поближе к природе – в сельской местности. Но одного желания мало, важно другое: финансовый потенциал тех, кто может позволить себе каменный дворец или навороченный коттедж, далеко не исчерпан.
Вот и Единая Россия уже выступила с инициативой, предложив проект «Свой дом» для тех, кто не в состоянии поставить каменный дом. Для них будет развернуто строительство домов из сэндвич-панелей, обладающих повышенной теплоэффективностью. Что же представляет собой панель? Это две ориентированно-стружечные плиты, между которыми располагается пенополистирол, причем вес 1 кв. метра не превышает 25 кг. Некоторые граждане уже обитают в таких домах, правда, по традиции облицевали их кирпичом.
Не отстают и депутаты – вот-вот будет принят закон, который откроет новые возможности для малоэтажной застройки, на долю которой уже сейчас приходится не менее 40% прироста жилья в общем объеме жилищного строительства, а к 2010 г. составит 50%.
Однако здесь есть подводные камни: в интересах и граждан, и власти, не допустить повторения истории с обманутыми дольщиками. Экстренные меры по «тушению пожара» принесли свои плоды: зашевелились чиновники в регионах, и ситуация, пусть и со скрипом, стала исправляться. Но рано праздновать победу: не все дольщики получили квартиры. Более того, до сих пор сохраняется вероятность обмана новых соинвесторов. По словам заместителя министра регионального развития Юрия Тыртышова, все еще мало регистрируется договоров купли-продажи. В 2006 г. только 3% жилья, приобретенного по долевому участию, прошло регистрацию в установленном законом порядке. И граждане, и застройщики продолжают обходить закон о долевом участии в жилищном строительстве. В стенах Минрегиона насчитали около 10 различных вариантов сомнительных схем (вексельные схемы, расчеты с помощью наличных средств и т.д.). И это будет продолжаться до тех пор, пока не будут введены эскроу-счета в банках для накопления средств для приобретения недвижимости или не заработают стройсберкассы.
Однако все это можно было заранее просчитать и предупредить, тем более что наш нынешний курс не оригинален, в других странах давно нашли эффективные средства профилактики мошенничества на рынке недвижимости, но их почему-то мы не берем на вооружение. Получается, что своими неумелыми действиями власть сама дает шанс оппозиции заявить о себе в полный голос и спровоцировать массовые выступления несогласных.
Остается надеяться, что парламентарии воспользуются предложением председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина и доверят профессионалам проверку законопроектов на наличие коррупционной составляющей. Вместе с тем, как показывает практика и соглашаются депутаты Госдумы, государство не готово вести полномасштабную борьбу с системной коррупцией, хотя она представляет прямую угрозу национальным интересам. Но все же движение в нужном направлении есть. По словам Генпрокурора Юрия Чайки, в минувшем году выявлено на 10% больше подобных преступлений.
Чиновники, как малые дети, радуются, что уже вышли на цифру 20%, хотя еще совсем недавно лишь в 7% жилого фонда действовали ТСЖ. Между тем, низовые структуры – те, которые как раз и занимаются эксплуатацией жилищного фонда, – уверены, что будущее за крупными управляющими компаниями, которые располагают солидной материально-технической базой и достаточными финансовыми ресурсами. Только в этом случае можно добиться реального снижения издержек при оказании услуг. Главное – чтобы потребности в заказах на предоставление услуг населению совпадали с возможностями компаний и не превращались в профанацию, как это порой бывает. Заключив множество договоров на вывоз мусора, некоторые компании неделями этого не делают – ждут личных указаний мэра. Хорошо, что хотя бы на этом уровне вопрос решается, иначе другого пути, как жаловаться Президенту, не осталось бы. Александр Никишин