НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 5, 2007 год Тема номера:
"Форум на Неве: стратегия развития России"
ФОРУМ НА НЕВЕ: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ. ОБРАЗОВАНИЕ
ЕСТЬ ИНТЕГРАЦИЯ - БУДУТ ИННОВАЦИИ
В составе Дагестанского государственного технического университета сегодня 15 факультетов, где обучаются более 12 тысяч студентов. На 58 кафедрах, в том числе в филиале кафедры «ЮНЕСКО», работают более 600 преподавателей, среди которых 103 профессора, доктора наук и 350 доцентов, кандидатов наук. В университете функционируют оснащенные современным оборудованием учебные и научные лаборатории, библиотека, центры: ИНТЕРНЕТ и информационных технологий; переподготовки, повышения квалификации и дополнительного образования; исследований сейсмостойкости и проектирования зданий и сооружений; региональных инженерно-экономических проблем; регионального маркетинга; экспертизы и контроля качества алкогольной продукции; исследования современных электронных элементов и технологий (создан совместно с Российским представительством Американской компании ANALOG DEVICES). Университетские филиалы функционируют в городах Кизляр, Дербент и Каспийск. На конкурсе вузов России Дагестанский государственный технический университет дважды (в 2004 и 2005 гг.) признан лауреатом конкурса «Золотая медаль. Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России». Университет ведет подготовку дипломированных специалистов по 49 специальностям и бакалавров техники и технологии по 2 направлениям, тем самым охватив основные развивающиеся и перспективные отрасли материального производства региона.
Объективные условия современной экономики требуют поиска инновационных подходов к решению проблем совершенствования системы высшего профессионального образования и обеспечения качества подготовки специалистов, конкурентоспособных на российском и мировом рынках профессионального труда. Но без рационального использования доступных средств и ресурсов отыскать такие подходы вряд ли возможно. Но эффективность вложений на этом направлении сегодня может быть обеспечена, прежде всего, через интеграцию научно-образовательной деятельности технических вузов с научными организациями РАН, отраслевыми НИИ и КБ, высокотехнологичными предприятиями различных форм собственности с привлечением потенциала инновационной научно-образовательной инфраструктуры вузов и ресурсов предприятий. Для решения этой задачи в Дагестанском государственном техническом университете реализуется такая модель развития, которая позволяет ему с полным на то основанием называться исследовательским инновационным вузом. Естественно, инновационная деятельность вуза в условиях рыночных отношений не может быть успешной без инвестиций, которые, являясь вложениями в развитие интеллектуального потенциала, должны вернуться тому, кто их выделял. Иначе партнерские или иные взаимодействия современной науки, образования и производства будут краткосрочными и, мягко говоря, нерезультативными.
В университете сформулирована стратегическая цель инновационной образовательной и научной деятельности – обеспечение устойчивого развития системы высшего профессионального образования на основе сохранения существующего и воспроизводства нового интеллектуального потенциала вуза за счет привлечения и эффективного использования бюджетного и внебюджетного источников финансирования; создания качественных и доступных образовательных услуг и наукоемких продуктов и технологий, востребованных рынком; привлечения ресурсного и инженерного потенциала потребителей образовательных услуг в инновационно-интеграционный процесс в системе «образование – наука – производство».
Эта цель достигается путем формирования и реализации в университете полного интегрированного инновационного цикла в образовательной и научно-технической сферах, как базы для совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов и развития интеллектуального потенциала высшей школы.
В учебно-научный процесс подготовки кадров привлекаются специалисты и руководители производственных сфер и отраслей народного хозяйства Республики Дагестан, являющиеся основными работодателями для выпускников университета. Они выступают не только в роли преподавателей, но и руководителей кафедр, которые влияют на развитие учебно-научного процесса, объединяя потенциалы «своей» кафедры и «своего» предприятия или отрасли.
Интеграции образования, науки и производства в значительной мере способствует созданный в университете факультет повышения квалификации и переподготовки кадров. Руководящие работники и специалисты отраслей народного хозяйства, привлекаемые к повышению квалификации, представляют свои производственные проблемы, которые впоследствии перерастают в научно-производственные финансируемые взаимоотношения.
В современных условиях формирования рынка труда заинтересованные предприятия–партнеры создают с вузами совместные структуры, содействующие объединению и координации интеллектуального, научно-технического и технологического потенциалов для повышения качества подготовки специалистов и повышения эффективности производства. Речь, в частности идет о базовых кафедрах, однако меняется их функциональная, нормативно-правовая и экономическая модели. Для реализации взаимодействия университета с производственной сферой на заводах, в НИИ и на предприятиях Республики Дагестан открыты учебно-научные лаборатории кафедр университета: ОАО «НИИ Сапфир» – кафедра радиотехники; НИИ информатики при правительстве РД – кафедра вычислительной техники; АО «Дагэнерго» – кафедра теоретической и общей электротехники и другие. Это позволяет организовать учебный процесс студентов при непосредственном их участии в производстве, а также вести научно-исследовательскую работу по заявкам предприятий.
Другой формой целевой подготовки студентов, используемой целым рядом предприятий, является обучение через исследовательские проекты. Для внедрения этой образовательной технологии в вузе созданы студенческие проектно-конструкторские бюро.
Вопросы востребованности выпускников вузов и их трудоустройства в соответствии со специальностями были затронуты Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в своем выступлении на VII съезде Российского Союза Ректоров, где была отмечена их важность с точки зрения эффективности использования государственных средств на содержание вузов. Для их успешного решения в ДГТУ создан «Центр связи с производством и содействия трудоустройству выпускников».
На протяжении последних трех лет основной задачей университета являлось укрепление финансового положения, в том числе за счет увеличения объемов финансирования НИОКР. При этом фундаментальные исследования сконцентрированы в НИР, выполняемых в рамках тематического плана по заданию Минобразования Российской Федерации, по грантам различного уровня, отдельным научным и научно-техническим программам.
Научная и инновационная деятельность Дагестанского государственного технического университета осуществляется совместно с предприятиями и организациями, находящимися в Республике Дагестан. Не менее широкими являются связи технического университета с крупными предприятиями и вузами России в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Таганрог, Ростов-на-Дону, Астрахань, Волгоград, Пермь, Ставрополь.
Укрепляются международные связи, где можно выделить совместную работу с университетом города Пуатье (Франция), включающую в себя сотрудничество в области образовательной и научной деятельности, обмен и стажировку студентов, аспирантов и преподавателей вузов, выполнение совместных научно-исследовательских проектов, совместную разработку рабочих программ.
Развитию инновационного потенциала вуза во многом способствует функционирование Инновационно- инвестиционного центра, Маркетингового центра, Центра научно-технической экспертизы исследовательских и инновационных проектов.
В университете создан Совет по поддержке научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и докторантов, который осуществляет научно-методическое и организационное руководство деятельностью системы НИРС.
Сегодня коллектив университета работает над реализацией тех задач, которые определены концепцией развития инновационной деятельности вуза в сфере образования и науки. При этом выработанная в университете система, чувствительная к динамике развития рынка образовательных услуг и наукоемких технологий, позволяет обеспечить оперативное регулирование и управление элементами инновационного процесса.