НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 5, 2007 год Тема номера:
"Форум на Неве: стратегия развития России"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
НАД ВСЕЙ ЭСТОНИЕЙ БЕЗОБЛАЧНОЕ НЕБО
Человек в принципе может пережить все. Вот и мы, а особенно тяжело было людям старшего поколения, пережили последние события. Но как нам это удалось, навскидку проанализировать сложно. Сначала твердили как заклинание: «в Эстонии этого не может быть», «они так не поступят»… Оказалось, что еще как может быть, еще как поступят. Странно только, что и власть всех уровней, и многие политики почему-то считали точно так же, как и основная часть россиян. А она, эта часть, не только соответствующим образом воспитана, но и просто любит и жалеет своих дедушек и бабушек, жизнь которых радикально изменила Великая Отечественная война. Власть и политики, однако, должны владеть хотя бы какой-то информацией, а не руководствоваться эмоциями.
Теперь, спустя несколько недель, становится понятно, почему гробокопательством занялись именно перед 9 мая, по существу, единственным по-особому чтимым праздником России. Один из поводов, как отмечают политологи, – то, что депутаты нижней палаты отечественного парламента тоже примерно в это время решили поменять обличье флага Победы – казалось бы, вечного символа нашей истории. Причем эстонцы достаточно открыто проводили всякие законодательные операции, касающиеся Бронзового солдата, примерно пять-шесть последних месяцев. А что же российская власть? Она посредством прессы успокаивала население: военные захоронения неприкосновенны – есть законодательные акты, скрепленные руководителями стран. О том, что на момент подписания этих документов вышеозначенная страна Балтии являлась республикой бывшего Советского Союза и, разумеется, никаких бумаг не подписывала, широким массам не сообщалось. Видимо, как считают некоторые политологи, и для того, чтобы изначально не будоражить население (а вдруг все обойдется), и для того, чтобы в наихудшей ситуации гнев народный достиг апогея.
Потом, как все помнят, начались международные события, которые вполне можно было бы охарактеризовать как свару на кухне коммунальной советской квартиры, если бы не было так больно. Члены правительства Эстонии называли воинов-освободителей их страны пьяницами и мародерами. Есть, конечно, документы, в которых четко прописаны фамилии, имена, отчества и звания погребенных. Но до них ли, когда, найдя поддержку в лице ЕС, можно наконец-то поквитаться с бывшим старшим братом? По мнению многих историков, так «нестандартно» не высказывались официальные лица в обозримом прошлом даже о погибших противниках. Некоторые из наших «властителей» требовали прервать дипломатические или экономические отношения с Эстонией, отправить в отставку ее правительство, в общем-то, вели себя не особенно адекватно. Официальной реакции на оскорбление тогда не последовало.
Правнуки воинов-освободителей осаждали эстонское посольство в Москве, мешая его работе, то есть действовали противоправно. Понятно, что подростков вывели взрослые, и дорогую игрушку – довольно крупный надувной танк – дети не сами, сбросившись, купили. По мнению некоторых политических обозревателей, молодежные объединения, выросшие «под крылом» наиболее раскрученных партий, таким образом демонстрируют свою боеспособность, лишний раз заявляя о себе. А может быть, некоторым из них просто стало обидно за одноклассников своей прабабушки, которые все как один не вернулись с войны? Все может быть. Но речь-то не о них.
И даже не о тех наших гражданах, которые любят «попинать» родную историю. События нужно оценивать объективно, не впадая в крайности, извлекать уроки. Пусть наши воины не были идеальными людьми, но ведь и монстрами они тоже не были. Вызывает неподдельный интерес отношение властных структур к тем нашим соотечественникам, которые с патологическим упорством стараются приуменьшить роль советских воинов во Второй мировой войне и, что особенно мерзопакостно, поставить их на одну доску с гитлеровцами. Власти наши, как обычно, безмолвствуют, а молчание… Что с того, что телевидение в конце апреля и первой декаде мая по многим своим каналам демонстрировало фильмы и концерты, посвященные военной тематике. В перерывах в новостных блоках россияне узнавали о том, что доведенные кощунством до отчаяния русские эстонцы устроили восстание или погром, – кому как больше нравится. И расправились с ними, как подобает с восставшими или погромщиками, ведь, судя по эстонским источникам, так называемых уголовных элементов там хватало. Вряд ли защитники многострадального памятника вышли на это «мероприятие» с ножами, но молодого русского парня именно зарезали. «Порадовала» и Украина заявлением аккурат в праздник о том, что для нее все защитники Отечества – и бендеровцы, и «галичане», а не только солдаты Красной армии. Приплыли, одним словом.
Неужели отечественные придворные политологи не догадывались, что рванет именно в таком формате? Не хочется повторять фразу, звучавшую в эти дни постоянно, но куда деваться. О войне и ветеранах, о захоронениях у нас вспоминают непосредственно перед майскими праздниками. Дальше – тишина. Обходятся так же, как с праздником 8 марта. Нынче, правда, «конструкция» была посложнее: спикер нижней палаты парламента почти одновременно ратовал за изменение символики на флаге Победы и за то, чтобы ветеранов окружали заботой и вниманием каждый день, а не только в праздник. А затем последовали эстонские события.
Отношения со странами Балтии разладились не вчера и даже не позавчера. Точнее, их как таковых и не было. В советские времена они справляли свои буржуазные праздники и не особенно скрывали, как замечают ученые, неприязнь именно к русским, а не к украинцам или белорусам. И когда началось «размежевание», их представители на приличной скорости рванули по домам, не дожидаясь окончания одного из последних общесоюзных собраний. Чем, кстати, очень удивили воевавшую в тот момент за демократические преобразования российскую элиту, которая почему-то считала, что продвинутые прибалты должны стать нашими помощниками в этой борьбе. Какими же мы были наивными!
А уж чужими мы были всегда. И перенос памятника, по мнению одного из самых компетентных российских политиков, – это подготовительный этап для новых действий против наших соотечественников, проживающих на эстонской территории. Мы должны быть к этому готовы. Но это соседи, других у нас не будет. Значит, отношения нужно налаживать, не забывая при этом о своем достоинстве. Есть еще один факт, давно требующий осмысления. Проживающее в странах Балтии русскоязычное население повсеместно ущемляется в правах, но переезжать на историческую родину не торопится.
И не стоит кивать при этом на местную пропаганду, очерняющую нашу действительность. Много чего изумляющего «выдают» и российские граждане, причем никакой ответственности за это не несут. Ни о каких крайностях здесь речи не идет, думается просто о совести каждого. Или об этом понятии уже не имеет смысла и вспоминать? Галина Тугаринова