НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 4, 2007 год Тема номера:
"Транспорт России"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. СОВЕТ СУДЕЙ РФ
И СООБЩЕСТВУ СУДЕЙ НУЖЕН СОВЕТ
Юбилей – это время подведения итогов и подготовки к новым делам, осознания себя в минувшем и определения своего места в будущем. Практика прошедших 15 лет не только показала, что формирование и функционирование независимой системы органов судейского самоуправления является действенной гарантией обеспечения подлинного правосудия, исключающего возможность манипулирования судьями, но и выработала определенные традиции и принципы.
1992–1993 гг. В марте 1992 года в Москве состоялось первое заседание Совета судей, на котором был избран Президиум Совета судей Российской Федерации из девяти человек.
Согласно постановлению Президиума Совета судей Российской Федерации от 27 августа 1992 года, для оказания более эффективной помощи со стороны Президиума было произведено закрепление членов Президиума по регионам страны. Член Президиума, отвечающий за зону, должен был оказывать членам Совета судей субъекта РФ необходимую помощь, держать с ними постоянную связь, информировать их о решениях Президиума, центральных органов власти. Кроме того, члены Президиума в своей зоне должны были представлять Совет судей в исполнительных и законодательных органах власти.
Совет судей первого созыва начал свою работу с подготовки проекта закона «О статусе судей в Российской Федерации».
Минюстом России был подготовлен проект этого закона, но на заседании Совета он подвергся резкой критике, так как не содержал гарантий независимости судей, не решал социальных вопросов. В результате Совет судей разработал принципиально новый проект, который и был внесен на рассмотрение парламента. При подготовке проекта был поставлен своего рода рекорд: со дня написания первой строчки до подписания его Президентом России прошло меньше трех месяцев. Показательно, что законопроект внесли Верховный Суд Российской Федерации, Президент Российской Федерации, а также Комитет по законодательству Верховного Совета Российской Федерации – представители всех ветвей власти. Случай сам по себе уникальный.
В июне 1992 г. законопроект был принят, и это стало главным итогом деятельности Совета судей России первого созыва.
Первый состав Совета также принял участие в работе над проектом Конституции Российской Федерации по главе о судебной власти.
1993–1996 гг. По поручению II Всероссийского съезда Совет судей принял Кодекс чести судьи Российской Федерации, устанавливающий правила поведения судей в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи, независимо от занимаемой должности. Практикой Верховного Суда Российской Федерации и квалификационных коллегий судей Кодексу придан нормативный характер.
Постановлением Совета судей Российской Федерации от 20 января 1994 г. во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. №2289 (которым было рекомендовано Совету судей провести Всероссийский съезд судей для выдвижения кандидатур на вакантные должности судей Конституционного Суда Российской Федерации) было признано необходимым провести III (внеочередной) Всероссийский съезд судей 24–25 марта 1994 г. в Москве.
16 марта 1995 г. на основании заявления М.М. Боброва об освобождении его от обязанностей председателя Совета судей Российской Федерации Совет судей освободил его от должности председателя Совета судей и избрал новым председателем судью Верховного Суда Российской Федерации Юрия Ивановича Сидоренко.
Приоритетными задачами Совета в тот период стали: сохранение целостности федеральной судебной системы и единства статуса судей, отделение судебной власти от исполнительной путем передачи функций по организационному, ресурсному и кадровому обеспечению судов общей юрисдикции от Минюста России к Судебному департаменту – органу, полностью подотчетному судейскому сообществу.
18 октября 1995 года после долгих споров и дискуссий Совет судей принял историческое постановление о необходимости создания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Судейское сообщество пришло к твердому убеждению, что функции материального, ресурсного и кадрового обеспечения должны быть возложены на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. К такому же выводу пришел и Совет по судебной реформе при Президенте Российской Федерации. В Администрацию Президента были направлены соответствующие проекты указа и временное положение о Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации.
Совет судей предпринял все меры для сохранения единого правового пространства, которое обеспечивает сейчас гражданам правовую защиту на территории всей страны и является одной из гарантий целостности государства, а судьям обеспечивает гарантии единого правового статуса.
1996–2000 гг. Решение Совета судей о создании Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации поддержал IV Всероссийский съезд судей. На нем был обсужден и одобрен подготовленный Советом судей проект закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». В статье 31 Закона сказано, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации обеспечивает деятельность судов общей юрисдикции, а его руководитель назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда с согласия Совета судей Российской Федерации, т.е. этот орган полностью подотчетен и подконтролен судейскому сообществу.
Совет судей получил новые законодательно закрепленные полномочия.
Спустя год, в декабре 1997 года, несмотря на нелегкий процесс прохождения законопроекта в палатах Федерального собрания Российской Федерации, Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» был принят.
Совет совместно с Председателем Верховного Суда Российской Федерации приступил к созданию нового федерального органа. С этого момента значительная доля внимания Совета судей стала уделяться становлению Судебного департамента, организации его деятельности. Был проведен ряд заседаний Президиума, круглый стол для ввода в должности работников Судебного департамента, для разъяснения задач органов судейского сообщества и Судебного департамента. Так был сделан еще один крупный шаг на пути укрепления самостоятельности и независимости судебной власти.
В период работы Совета этого созыва 31 декабря 1996 года был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в концепции, которую отстаивали Совет судей и Верховный Суд Российской Федерации.
Главное, что отстаивал Совет судей в этом Законе: сохранение всех действующих на тот момент судов (кроме уставных) как федеральных, входящих в единую судебную систему; образование Судебного департамента не в недрах исполнительной власти, а внутри судебной системы; полномочия высших судов и Совета судей при формировании бюджета судебной системы и полномочия по контролю за исполнением бюджета; введение института мировых судей. Все это удалось отстоять.
В соответствии со статьей 33 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Совет судей получил полномочия по формированию бюджета судебной системы. Там сказано, что Правительство РФ разрабатывает проект федерального бюджета в части финансирования судов во взаимодействии с высшими судами и Советом судей и в случае разногласий прилагает к проекту предложения соответствующих судов и Совета судей. Размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей.
Дальнейшее развитие полномочия Совета по контролю за бюджетом получили в Федеральном законе «О финансировании судов Российской Федерации», который был принят позднее (в январе 1999 года).
Для обеспечения более эффективной работы в Совете судей были созданы девять комиссий, которые на своих заседаниях, проводимых по мере необходимости, обсуждали различные вопросы обеспечения судебной деятельности и готовили предложения и рекомендации для рассмотрения на пленарных заседаниях Совета. Постановлением Совета судей Российской Федерации от 4 апреля 1997 г. были образованы комиссии:
– финансовая комиссия (председатель – А.М. Бабенко, председатель Самарского областного суда);
– комиссия по вопросам статуса судей и правового положения работников аппаратов судов (председатель – М.Г. Аверин, председатель Архангельского областного суда);
– комиссия по вопросам организационно-кадровой работы (председатель – П.П. Серков, председатель Ульяновского областного суда);
– комиссия по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства (председатель – В.В. Демидов, секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации);
– комиссия по информатизации и автоматизации работы судов (председатель – В.Н. Ананьев, председатель Ярославского областного суда);
– комиссия по связям с органами судейского сообщества регионов, государственными органами и должностными лицами, общественными организациями, международными юридическими организациями (председатель – Л.Н. Майкова, председатель Федерального арбитражного суда Московского округа).
30 марта – 2 апреля 1999 г. в Суздале было проведено пленарное заседание Совета судей Российской Федерации, которое впервые обеспечивал Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
2000–2004 гг. Совет судей этого созыва в своей деятельности руководствовался прежде всего постановлением V Всероссийского съезда судей, в котором были сформулированы задачи органов судейского сообщества.
Одна из главных – укрепление независимости и самостоятельности судов при тесном взаимодействии органов судейского сообщества с органами законодательной и исполнительной власти, как в центре, так и на местах.
Совет судей принимал активное участие в разработке предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность судов, адвокатуры, прокуратуры, и статуса судей. Была развернута широкая общественная дискуссия, в которой принимали участие юристы, политики, ученые, журналисты. Основные споры разворачивались вокруг статуса судей, новых законопроектов и предложений. Благодаря бескомпромиссной борьбе Совета за интересы судейского сообщества удалось избежать многих ошибок.
Одним из важных вопросов в деятельности Совета в этот период было обеспечение реализации принципов публичности и гласности правосудия, в том числе путем взаимодействия судов со средствами массовой информации. Для этого была создана постоянно действующая комиссия по взаимодействию со средствами массовой информации (председатель комиссии – Л.Н. Майкова).
Судебная система оказалась в информационной блокаде, что лишило ее возможности публично отстаивать свои интересы, сделало ее уязвимой и в известной степени зависимой от интересов как отдельных социальных групп, так и конкретных лиц, что, в конечном счете, противоречит интересам общества, подрывает веру граждан в судебную власть и правосудие.
Для преодоления этих негативных явлений Совет судей принял Концепцию информационной политики судебной системы, разработал рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей.
Был проведен Всероссийский конкурс на лучший материал в средствах массовой информации о деятельности судов и судей, учрежден всероссийский журнал судейского сообщества «Судья», подготовлено обращение Совета судей к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой предоставить эфирное время на телевидении.
Неизменными в поле зрения оставались вопросы финансирования судов, оплаты труда судей и работников аппаратов судов, которыми занималась финансовая комиссия Совета судей.
Кадровая политика – одно из главных направлений деятельности выборного органа судейского сообщества. По этим вопросам Совет судей вынес ряд постановлений, содержащих рекомендации Судебному департаменту, кадровым службам, органам государственной власти.
Во время работы Совета судей этого созыва был принят Федеральный закон от 14 марта 2002 г. №30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Этим составом Совета судей проведено 9 пленарных заседаний Совета и 16 заседаний Президиума, вынесено 137 постановлений по различным вопросам, касающимся жизни судейского сообщества и судебной системы.