НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 3, 2007 год Тема номера:
"Высокие технологии"
ТЕМА НОМЕРА. ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
КРУТОЕ НЕБО "АВИОНИКИ"
ОАО Московский научно-производственный комплекс «Авионика» (ранее – Государственный союзный завод №118, затем 3 МПЗ) был образован в апреле 1942 года. С этого времени и по конец 1945 года работал как серийный завод по выпуску авиационных манометрических приборов контроля работы авиационных двигателей (давление топлива, масла, температура воды и масла и др.), обеспечивая ими боевые самолеты, действующие на фронтах Великой Отечественной войны. За прошедшие десятилетия плодотворной деятельности был разработан и внедрен в серийное производство целый ряд авиационных приборов, автопилотов, систем автоматического и дистанционного управления полетом, комплексных систем управления, пилотажно-навигационных комплексов, используемых более чем на двухстах летательных аппаратах всех типов и классов. 65 лет традиций и опыта ОАО МНПК «Авионика», эволюция производственной и технологической базы, а особенно накопленный объем интеллектуальных знаний в области проектирования, конструирования и создания законов управления, лежащих в основе новых разработок, позволили предприятию приобрести широкую известность и авторитет среди российских и иностранных партнеров.
Коллектив предприятия внес значительный вклад в развитие отечественного авиационного приборостроения и укрепление обороноспособности страны, создавая новейшие и перспективные образцы авиационных приборов и систем. По достоинству оценивая этот вклад, правительство страны наградило 237 работников предприятия орденами и медалями, а 21 человек стал лауреатом Государственной премии.
ОАО МНПК «Авионика» сегодня – это современный научно-производственный комплекс с высокотехнологичными принципами автоматизированного проектирования, современными методами моделирования процессов управления ЛА и новейшими технологиями производства, внедренной системой менеджмента качества, соответствующей требованиям стандартов ИСО 9001–2001.
На ОАО МНПК «Авионика» внедрена система электронного документооборота, в том числе и с взаимодействующими предприятиями. Стратегия использования CALS-технологий на предприятии направлена на создание единого информационного пространства, гармонично интегрированного с внешней средой, что позволит в перспективе в режиме реального времени принимать и реализовывать эффективные управленческие решения в организационно-распорядительной, производственной и финансовой сферах деятельности предприятия.
Предприятие имеет государственную аккредитацию как научная организация. Объем научной и научно-технической деятельности предприятия составляет около 80% от общего объема выполняемых работ.
В настоящее время на предприятии трудятся 10 кандидатов, доктор технических наук, 3 лауреата Государственной премии.
ОАО МНПК «Авионика» активно участвует в федеральной целевой программе «Национальная технологическая база». В рамках этой программы на предприятии в 1997 году был образован учебно-научно-производственный центр, на базе которого созданы филиалы профилирующих кафедр таких вузов, как МАИ, МГТУ им. Баумана, МАТИ, МИЭМ.
Сегодня МНПК «Авионика» – один из признанных лидеров в области российского авиационного приборостроения, создает современные интегрированные системы управления полетом летательных аппаратов. Практически нет ни одного российского авиационного проекта, при реализации которого не использовались бы изделия и разработки нашего предприятия.
В области гражданской авиации предприятием созданы: цифровая электродистанционная система управления ЭДСУ-200, предназначенная для обеспечения управления полетом многоцелевого самолета-амфибии Бе-200; автопилот АП-103 для использования на самолетах малой авиации; цифровая система автоматического управления САУ-140 для самолета АН-140; обеспечивающая, кроме основных функций, еще и автоматическое управление тягой двигателей и заход на посадку по II категории ИКАО; система автоматического регулирования давления в кабине самолета САРД, предназначенная для обеспечения в гермокабине самолета ТУ-334 комфортных условий для пассажиров и экипажа при изменении условий полета; система измерения массы и положения центра тяжести масс СИМЦ самолета ТУ-334.
В области вертолетной техники предприятием созданы: цифровая комплексная система управления КСУ-А для вертолета «Ансат», обеспечивающая характеристики устойчивости и управляемости на всех этапах полета, от взлета до посадки, в соответствии с требованиями АП-29 и FAR-29; разработан и успешно эксплуатируется вычислитель траекторного управления ВТУ-123, который обеспечивает на вертолете МИ-172 автоматизацию выполнения навигационных задач.
В области военной авиации разработаны и проходят испытания: системы автоматического и дистанционного управления, а также комплексные системы управления для самолетов СУ-30, МИГ-29 и их модификаций; блок логики покидания самолета, который является составной частью системы аварийного покидания экипажем двухместного самолета МИГ-29КУБ.
Одно из наиболее перспективных направлений деятельности предприятия – разработка бортовых комплексов для беспилотных летательных аппаратов различного назначения. В настоящее время интенсивно ведутся работы по разработке КСУ для истребителя 5-го поколения.
Продукция нашего предприятия используется на самых современных отечественных самолетах и вертолетах. Уникальные летные характеристики российских боевых, учебно-боевых и экспериментальных самолетов, составляющих гордость российской авиации, такие как СУ-27, СУ-30МКИ (МКК), МИГ-29М, МИГ-29К(КУБ), МИГ-29СМТ(УБТ), МИГ-АТ, М-17 и др., во многом обусловлены возможностями бортовых систем, созданных специалистами ОАО МНПК «Авионика».
Мощный научно-технический потенциал и высокая квалификация специалистов в области научных разработок цифровых систем автоматического и дистанционного управления полетом, научно-технические изыскания в области интеграции пилотажно-навигационного бортового оборудования, большой портфель заказов на ближайшее десятилетие позволяют ОАО МНПК «Авионика» с уверенностью смотреть в будущее и быть готовым к любым взаимовыгодным формам сотрудничества в области разработки систем управления для летательных аппаратов. Борис Лебедев