НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 3, 2007 год Тема номера:
"Высокие технологии"
ТЕМА НОМЕРА. ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ТОЧКА ПРОРЫВА
В последние 5 лет объемы рынка информационных технологий при среднем темпе роста мировой экономики 3–4% увеличивались в среднем на 10% в год. Это привело к значительному росту доли отрасли в структуре ВВП как развитых, так и развивающихся стран. Между тем абсолютные объемы рынка ИТ в России остаются скромными и составляют всего 1,4% от объема ВВП страны. В США объем рынка ИТ зашкаливает за 500 млрд долларов, что соответствует более 5% от ВВП. Кроме того, в общей структуре российского рынка импортное аппаратно-технологическое обеспечение занимает львиную долю, в то время как рынок услуг ИТ не превышает 30%, а рынок программных продуктов – 14% от общего объема.
На экспорт в настоящее время приходится всего 14% объема российского рынка ИТ. В странах, имеющих динамично развивающиеся отрасли ИТ, доля экспорта преобладает в общей структуре. Так, в Израиле она составляет 70%, а в Индии – 80%.
Как показывает анализ ситуации на мировом рынке ИТ, высокие технологии и продукты, создаваемые на их основе, могут стать тем товаром, который будет приносить казне и бизнесменам стабильно высокий доход.
В области высоких технологий Россия все еще сохраняет шанс вырваться вперед и стать одним из лидеров рынка. Однако этот путь тернист. Большие надежды возлагаются на реализацию ФЦП «Электронная Россия». Примечательно, что финансирование новой редакции программы (2007–2010 гг.) выросло в 1,7 раза по сравнению с предыдущим периодом (2002–2006 гг.) и составит 13 474 млн руб. Плоды ее действия хорошо известны. То, о чем еще 15 лет назад нельзя было даже мечтать, стало явью. Интернет-конференции с участием первых лиц государства в режиме реального времени – сегодня дело обычное. Все органы власти обзавелись своими сайтами, и получение информации из первых рук перестало быть неразрешимой задачей. Все это можно только приветствовать.
Однако рано радостно бить в литавры. Под вопросом остается способность государства обеспечить право на защиту персональных данных, гарантированное Конституцией. Скандалы, связанные с утечкой информации, начиная с 1992 г., с завидным постоянством сотрясают общество.
Системный недуг Не секрет, что системный подход сегодня в стране не в чести. Справедливости ради надо отметить, что этим недугом, который выражается в отсутствии четкого определения дальнейших шагов по пути развития и неумении прогнозировать последствия принимаемых решений, страдают практически все принятые в последнее время федеральные программы.
Непродуманность, плохая координация, слабая взаимосвязанность отдельных частей при недостаточном контроле в процессе реализации приводят к большим финансовым потерям. Однако жизнь расставляет все по своим местам. Достаточно вспомнить пресловутый 122-й закон (о монетизации льгот). Его реализация обошлась значительно дороже, чем предполагалось вначале. Сегодня ставится под сомнение результат пенсионной реформы. Перечень можно продолжать.
Настала пора трезво, не через призму оглушительных пиар-акций оценить результаты, чтобы не плодить ошибки, за которые в будущем придется заплатить высокую цену. Эту тему затронул на заседании Президиума Госсовета 19 февраля 2007 г. в Волгограде В.В. Путин. Он, в частности, обратил внимание на «необходимость разработки комплексных взаимоувязанных мер и совместной ответственности центра и регионов за успех идущей модернизации промышленности».
Меры по повышению системности федеральных целевых программ хорошо известны. Конечно, всестороннее обсуждение концепции не панацея от ошибок (спектр мнений может оказаться весьма широким), но выявить проблемные узлы, на которые необходимо обратить внимание, позволяет. Вице-президент РАЕН Д. Черешкин, за плечами которого 40 лет работы в области ИТ, также советует обратиться к опыту назначения ответственных лиц. Это, на его взгляд, повысит уровень координации и взаимоувязанности результатов. У бизнес-сообщества не вызывает сомнения, что процедура проведения конкурсов должна быть с понятными критериями отбора победителей. Не менее важно обеспечить и гласное подведение промежуточных итогов реализации программ с акцентом на нерешенные проблемы. И, наконец, еще одна болезнь переходного периода, оказывающая негативное влияние на поступательное движение,– это не изжившая себя практика подведения итогов конкурсов во второй половине года. Еще хуже обстоят дела с финансированием. Обилие требуемой документации и сложная процедура согласования вопросов финансирования приводят к тому, что оно, как правило, открывается в декабре, когда пора подводить итоги работы за текущий год.
Контрольные цифры Не умаляя значения ФЦП «Электронная Россия», все же пальму первенства на нынешнем этапе развития страны нужно отдать ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 гг.». Сегодня она известна довольно узкому кругу специалистов и бизнесменов. Но именно от ее реализации зависит, сможет ли Россия «соскочить» с нефтяной «иглы» и начать движение по инновационному пути развития. В случае успеха можно рассчитывать не только на бурное развитие экономики, но и на политические дивиденды в международных делах. Эта программа с объемом финансирования почти 135 млрд руб. по целям и задачам сродни национальному проекту, в котором нуждается Россия.
За довольно крупную сумму должны быть заложены основы для качественного изменения структуры экономики и перехода к модели устойчивого инновационного развития. Важное место займут биотехнология, индустрия наносистем и материалов, информационно-телекоммуникационные системы, рациональное природопользование, энергетика и энергосбережение.
Однако внушительные расходы из федерального бюджета мало вяжутся с теми скромными результатами, на которые рассчитывают разработчики программы. Их вполне устраивает, что в результате реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 гг.» ежегодный прирост ВВП составит 18 десятитысячных процента. За 134,36 млрд руб. они готовы получить дырку от бублика или, используя научную терминологию, бесконечно малую величину, которой в макроэкономике можно и пренебречь. И тогда встает вопрос, а действительно ли в Министерстве образования и науки заинтересованы в качественном изменении структуры ВВП? Достаточно вспомнить, что доля нефтяного комплекса в ВВП составляет 90%, а ежегодный прирост добычи нефти ожидается на уровне 1%. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что на разработке и внедрении высоких технологий ставится крест. В таком случае программа не что иное, как хорошая пиар-акция, не имеющая отношения к развитию инновационного комплекса.
Индикаторы, которые планируется использовать для контроля за ходом выполнения программы, могут умилить лишь человека, далекого от науки. Предполагается, что в качестве отчета в 2007 г. будут опубликованы 9 статей, получены 2 патента и защищены 2 диссертации (в 2008 г.). Такой «выдающийся» результат достигается даже в случае, если свести расходы на НИОКР к нулю и лишить творческие коллективы материально-технической базы. Преодолевая трудности, страна, как это уже было в нашей истории, все равно выдаст на-гора запрограммированный «успех», причем, скорее всего, превзойдет намеченные показатели. При нормальном же финансировании и заинтересованности со стороны государства достаточно усилий одной лаборатории, чтобы справиться с задачей. При таком подходе узнать, куда реально ушли бюджетные деньги, вряд ли удастся. Но самое любопытное, что программа утверждена. Интересно, проверяли ли правильность расчетов? Обычно индикаторы программ, подготовленные другими министерствами, выверяют в Минфине и МЭРТе. Процесс согласования любого документа превращается в борьбу нервов, а в этом случае все прошло без сучка и задоринки.
Бросается в глаза, что за реализацию одной из наиболее сложных программ, требующей координации усилий различных министерств и ведомств, научных коллективов и частных компаний, отвечает Министерство образования и науки.
Как известно, инновационный процесс включает несколько стадий: фундаментальные исследования, прикладные и опытно-конструкторские работы, создание опытных образцов, их внедрение в производство и собственно реализация товара. От идеи до конкурентоспособного товара – дистанция огромного размера, и пройти этот путь предстоит ученым, инженерам и бизнесменам, работая рука об руку. Процесс осложняется тем, что предстоит ликвидировать существующие разрывы в инновационном цикле: пока исследования и коммерческие технологии не сопряжены между собой.
Ложкой меда в бочке дегтя стало назначение в феврале 2007 г. бывшего министра обороны Сергея Иванова первым вице-премьером в правительстве России. Сегодня появилась надежда, что он не оставит без внимания выполнение столь ответственной программы, как «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 гг.». Во всяком случае, Сергей Иванов всегда успешно справлялся с задачей любого уровня сложности.
На карту поставлена судьба России. Если эта программа потерпит фиаско, то это еще больше отбросит страну назад, не говоря о том, что будет скомпрометирована идея. Меньше всего хотелось бы, чтобы инновационный прорыв трансформировался в тривиальную уголовщину – хищение или нецелевое использование бюджетных средств. Достаточно того, что Счетной палатой были вскрыты грубейшие нарушения (на сумму 2,812 млрд руб.) при реализации предыдущей Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002–2006 гг.».
Результаты реализации новой федеральной программы почувствуют и рядовые граждане, и бизнесмены. Наладив грамотный учет воды, тепла и электричества, можно сэкономить до 20–25% ресурсов. Если же используется система с обратной связью, то эффект еще выше. Сегодня «умный дом» – веление времени. Отечественный программный комплекс позволяет собственнику контролировать обстановку и управлять работой систем отопления, вентиляции, кондиционирования и увлажнения воздуха через Интернет, находясь за тысячи километров от жилища. Экономичность, надежность, безопасность и комфортные условия для проживания высоко ценятся во всем мире. Недаром российская разработка покорила многих жителей в США, Мексике, Канаде и Австралии. Но наша ахиллесова пята – слабая элементная база. Датчики и контроллеры приходится покупать за границей.
Учет и контроль Важнейшим звеном в достижении поставленных целей является контроль со стороны государства. Не случайно в новую редакцию ФЦП «Электронная Россия» были внесены существенные изменения. В частности, они коснулись контроля выполнения проектов в рамках программы. Этот пункт прописан более четко. Независимая экспертиза будет проводиться на всех стадиях проекта – начиная с его планирования и подготовки и кончая приемкой выполненных работ.
Но уповать только на государственные органы общество уже не хочет. Для получения объективной картины в ход идут сомнительные источники – слухи и сплетни. Но, как утверждают руководители общественного движения «Против коррупции, обмана и бесчестия», в значительной мере им можно верить. Они нередко точнее отражают действительность, чем официальные данные, подготовленные чиновниками, которые стремятся несколько приукрасить истинное положение дел. Для человека, за плечами которого большой опыт работы в следственных органах, не представляет труда вычленить в огромном потоке объективную информацию и сделать ее достоянием общественности. Но проконтролировать таким способом финансовые потоки невозможно.
С этой точки зрения более перспективным будет финансовый контроль, который могли бы осуществлять частные финансовые структуры, имея лицензию на этот вид деятельности.
Технология довольно проста и отработана в России на протяжении 10 лет, когда ее использовали только крупные отечественные сырьевые холдинги. Два года назад эта система стала доступна любому бизнесмену, заинтересованному в предотвращении хищений на предприятии. Специализированный банк контролирует все расходы по проекту в интересах заказчика, в роли которого могут выступить отечественные и иностранные инвесторы – от международных корпораций до физических лиц, причем количество участников не имеет значения. Суть контроля заключается в том, что каждый платеж по проекту проходит проверку на соответствие договору (смете, лимиту средств по каждому из этапов, предоплате, акту сдачи-приемки работ и т.д.). Лицензионное программное обеспечение уже установлено в нескольких десятках компаний, работающих в различных отраслях экономики.
По обоюдному желанию Сегодня главным инструментом при решении злободневных проблем является государственно-частное партнерство. Сотрудничество должно быть взаимовыгодным, однако пока государство и частный бизнес – неравноправные партнеры, их отношения не сбалансированы и не взаимоувязаны. С одной стороны, частный бизнес заинтересован в государственных заказах, но получит ли он их – это большой вопрос. Сколько печальных историй об участии в различных конкурсах рассказывают предприниматели. Но только сетованиями на горькую судьбу мало поможешь делу. Лишь немногим удается отстоять в суде свое право на получение заказа. В их числе Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий, которая выиграла 3 дела. Чиновники не утруждают себя необходимостью подготовить ответ неудачнику в установленные законом сроки. Они даже не называют причины проигрыша…
Все это подрывает доверие частных структур к государственным институтам. Не случайно перспективы ГЧП многим экспертам представляются довольно-таки туманными.
Следует признать, что ГЧП делает только первые шаги, но уже добилось неплохих результатов в дорожном строительстве и коммунальной сфере. А ведь еще совсем недавно некоторые отечественные экономисты утверждали, что ГЧП не просто не нужно, а даже вредно. На заседаниях правительства они убеждали, что государство не должно «лезть» в коммерческие вопросы. Позднее они выдвинули тезис о том, что деньги следует вкладывать в убыточные инфраструктурные проекты. Но с таким подходом согласны далеко не все. Например, генеральный директор международного фонда «Содействие предпринимательству» А. Бунич уверен, что бюджетные средства необходимо инвестировать в высокие технологии, в том числе и в информационные. Это принесет государству выгоду и создаст стимул для привлечения частных инвестиций в высокотехнологичные отрасли. Тогда мы станем свидетелями «чуда», сродни тому, которое сотворило своими взвешенными действиями правительство Индии в сфере ИТ. В настоящее время в отрасли занято около 250 тыс. человек. Темпы роста производства программного обеспечения держатся на уровне 50% в год в течение уже 10 лет, а доходы от экспорта ИТ составили в 2003 г. 15 млрд долл. и продолжают неуклонно расти. Но если в Индии речь идет об оффшорном программировании и выполнении простых заказов по написанию программ, то Россия еще располагает высококлассными специалистами, способными решать более сложные задачи. И упустить этот благоприятный момент – непростительная ошибка. Тем более что зачастую, приобретая новейшие системные средства за границей, отечественный потребитель фактически оплачивает российские разработки. Если государство не проявляет интереса к работам своих ученых и конструкторов, то последние вынуждены искать заказы на Западе, где их труд (в отличие от родного дома) высоко ценится.
Интеллектуальный потенциал должен работать в первую очередь на нужды собственной страны. Сегодня одни из острейших проблем – разработка АСУТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами) и развитие электронной компонентной базы. Без этого можно забыть о технологическом прорыве.
О необходимости развития наукоемких технологий, и в частности ИТ, ученые говорили не один год, но лишь два года назад их услышали и взяли курс на создание технопарков. Первые из них появятся на территории Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областей, Республики Татарстан и г. Санкт-Петербурга уже в ближайшее время. По прогнозам, отдача от реализации этих «пилотных» проектов будет весьма внушительной. Ожидается, что будет создано около 75 тысяч рабочих мест, а годовая выручка на одного работника составит порядка 1,6 млн руб. Сегодня многие регионы хотели бы видеть у себя подобные технопарки. Но хотеть – мало. В очередной раз остро встает вопрос о подготовке кадров и необходимой производственной базе. Надо признать, что в одиночку Академии народного хозяйства при правительстве РФ с этой задачей не справиться. В ближайшее время заработает венчурный рынок, который нуждается в притоке экспертов, особенно в регионах. Но и инноваторов необходимо научить правильно оформлять заявки для получения инвестиционных денег. Это очень сложный и дорогостоящий процесс, который не по карману небольшим коллективам. Они не могут оплатить за услуги зарубежных консультантов 20–60 тыс. долл., но в рамках ГЧП эту задачу можно решить в кратчайшие сроки.
За 15 лет страна растранжирила значительную часть своего научного и технического потенциала. Настало время собирать камни. У России еще есть реальный шанс войти в число мировых лидеров, причем не только благодаря богатым природным ресурсам. И этот шанс нельзя упустить. Елена Голубева, Марина Скворцова