Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 2, 2007 год
Тема номера:
"Служим Отечеству!""

Дмитрий Иванович Менделеев

ДАТЫ, ИМЕНА, СОБЫТИЯ. ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТ КАЛЕНДАРЬ
ФЕВРАЛЬ. ДОСТАТЬ ЧЕРНИЛ И ПЛАКАТЬ!..

Действительно, самый короткий месяц года для нас всегда исполнен печали. И нынешний не изменил этой традиции. 170 лет назад 12 февраля 1837 г. ушел из жизни великий русский поэт А.С. Пушкин; 150 лет назад, 15 февраля 1857 г.– М.И. Глинка; 120 лет назад, 22 февраля 1887 г.– другой великий композитор А.П. Бородин.

Все тем же вьюжным февралем (2 февраля 1907 г.) умер Дмитрий Иванович Менделеев (род. 1834) – самый замечательный ученый XIX века, один из последних энциклопедистов, создатель Периодической системы химических элементов.
Основой мироздания он считал нераздельную, но и не сливаемую троицу вечных и самобытных начал: вещества (материи), силы (энергии) и духа. Историю человечества рассматривал в связи с развитием промышленности, которое дает обществу богатство и просвещение. Для исторического прогресса необходимо разнообразие народов, стран, религий, культур.
Менделеев много думал и писал о будущем нашей Родины. Сегодня достаточно хорошо известно его исследование «К познанию России» его труд «Заветные мысли» посвящен демографии, внешней торговле, образованию, а одна из глав называется «Желательное для блага России устройство правительства».

Александр Иванович Остерман-Толстой12 февраля 1857 г. скончался Александр Иванович Остерман-Толстой (род. 1770), герой Отечественной войны 1812-го года, граф, генерал-адъютант…
Он был в конце жизни одним из самых богатых российских помещиков: его владения распространялись на три губернии. Древностью рода мог спорить с Романовыми. А славой – с самим Кутузовым.
Между тем при рождении ничто не обещало особых успехов. Его отец, Иван Матвеевич Толстой, не имел ни титулов, ни приличных средств. Да и матушка, из древнего татарского рода Бибиковых (ее сестра была замужем за М.И. Кутузовым), особого достатка семье не принесла.
Зато весьма богаты были бездетные Остерманы, братья его умершей бабки. По их просьбе и с соизволения императрицы Толстой стал Остерманом, их наследником, графом. К тому времени Александр Иванович успел повоевать, поучаствовал в штурме Измаила, сдружился с родичем Кутузовым, стал подполковником.
Император Павел произвел Остермана-Толстого в генералы и назначил шефом Шлиссельбургского пехотного полка. Но уже через два месяца изгнал из армии и перевел на гражданскую службу.
Его наследник Александр, приняв трон, вернул Остермана в армию, но и тут отношения не сложились. Воюя с Наполеоном, Толстой дослужился в 1807 г. до очередного изгнания из армии.
И вышло так, что генерал-лейтенант Остерман-Толстой встретил «грозу двенадцатого года» одним из первых, на границе,– но в качестве волонтера, добровольца. О подвиге Остермана говорили в свете, им восхищалась образованная Россия. И император Александр уступил общественному мнению: вернул Остермана в армию, поручил командование 11-тысячным пехотным корпусом. С ним Остерман прошел дорогами войны от Немана до Бородина и от Москвы до Праги.
Мировую славу принесло Остерману сражение в августе 1813 г. в Богемии, под Кульмом. Там же окончился его боевой путь, потому что под Кульмом он потерял руку.
В 1835-м Остерман-Толстой получил приглашение от прусского короля и австрийского императора участвовать в торжествах по случаю открытия памятника на месте битвы при Кульме. Русский император тоже был вынужден прислать приглашение главному герою битвы: прилагались к письму и знаки отличия – ордена Андрея Первозванного. В Богемию Александр Иванович не поехал, а послание Николая I осталось нераспечатанным вплоть до его смерти.

Александр Леонидович ЧижевскийСтуденый февраль в истории России отмечен также рождением видных ученых, мыслителей. Так, 7 февраля 1897 г. в Гродненской губернии в семье кадрового военного, представителя древнего рода, родился Александр Леонидович Чижевский (ум. 1964) – один из основоположников русского космизма.
Главная научная заслуга Чижевского – открытие тотального влияния солнечной активности на динамику биосферы, в том числе на стихийные массовые явления в человеческом сообществе – от эпидемий до революций. Он доказал наличие взаимодействия различных составляющих биосферы между собою. Он был убежден, что прогноз колебаний активности Солнца позволяет предвидеть нежелательные явления в социальной среде (нервные срывы, патологии в поведении) и принимать соответствующие профилактические меры.
Чижевский был разносторонне образован – в юности он окончил в Москве одновременно два института, археологический и коммерческий, учился также на физико-математическом и медицинском факультетах университета. Разнообразна и его научная деятельность. Среди прочего, он организовал Центральную лабораторию ионизации (отсюда модная сегодня люстра Чижевского, к которой он, наверняка, отношение имеет самое косвенное), а в конце жизни, выйдя из ГУЛАГа, возглавил Лабораторию аэроионофикации.
Кроме того, он был неплохим рисовальщиком и поэтом. «Не потому ль спокойна так природа, /Не оттого ль безумствуем мы так, /Что мраку жизни не видать исхода, / Вселенной же неведом этот мрак?» Как видно из этого текста, Тютчев и Фет были любимыми поэтами Александра Леонидовича.

Дмитрий Александрович Брянчанинов (святитель Игнатий)17 февраля 1807 г. родился Дмитрий Александрович Брянчанинов (ум. 1867), вошедший в историю русской церкви как святитель Игнатий. Богослов, религиозный писатель и видный общественный деятель.
Причислен к лику святых.
Брянчанинов окончил Главное инженерное училище, служил в армии. Но с 15 лет он имел склонность к монашеству. Вышел в отставку в чине поручика и начал странствия по монастырям в поисках веры. Принял монашество. В 1834 г. Николай I поставил его настоятелем пустыни под Санкт-Петербургом, возведя в сан архимандрита. В 1857 г. отец Игнатий – епископ Кавказский и Черноморский.
Произведения святителя Игнатия («Слово о смерти», «Письма о подвижнической жизни», «О прелести» и др.) сегодня весьма востребованы среди тех, кто является или хотя бы считает себя православным.
Конечно, нам еще предстоит понять глубинную суть мыслей святителя. Хотя бы тех, что он высказал по отношению к религиозным устремлениям Гоголя (кажется, более откровенно взыскующего Бога писателя нет в русской классике): «Виден человек, обратившийся к Богу с горячностью сердца. Но для религии этого мало… Религиозные его понятия не определены, движутся по направлению сердечного вдохновения, телесного, безотчетного, душевного, а не духовного».

28 февраля 1827 г. родился Памфил Данилович Юркевич (ум.1874), философ и богослов.
Сегодня это имя забыто. Для сборника его произведений, выпущенного в 1990 г. издательством «Правда», не нашлось даже нормальной фотографии (дагерротипа, по терминам XIX в.) Еще его ученик Владимир Соловьев отмечал, что «Юркевича недостаточно знали и ценили при жизни». А позже, в 1904 г., другой биограф писал: «роковую роль для Юшкевича сыграли статьи писателя,– которого мы не назовем из уважения к его имени,– опиравшегося в своей полемике против Юшкевича прежде всего на незнание и непонимание читателей».
Но мы-то имеем право назвать имя хорошо известного энтузиастам тех лет «злодея». Это Чернышевский, который в пылу партийной полемики забыл философские корни не только Григория Сковороды, но и Гегеля. У автора «Что делать?» читателей в России тех лет было побольше, чем у Деяний апостолов, это понятно. И то, что позднее Владимир Набоков в повести «Дар» вдоволь поиздевался над Чернышевским,– это просто расплата.
Подготовил Владимир Носков