Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 2, 2007 год
Тема номера:
"Служим Отечеству!""

Морпехи

ТЕМА НОМЕРА: СЛУЖИМ ОТЕЧЕСТВУ! КРУГЛЫЙ СТОЛ
КТО ЗАЩИТИТ "ЧЕЛОВЕКА С РУЖЬЕМ"?

Армия является важнейшей структурой любого общества. По состоянию армии эксперты часто определяют степень благополучия самого общества. Поэтому, по мнению наших собеседников, о проблемах армии надо говорить предельно честно и открыто. Сегодня об этих проблемах на нашем заочном заседании за «круглым столом» рассуждают российские эксперты и аналитики. Александр Храмчихин предлагает вниманию читателей жесткий и откровенный обзор основных «болевых точек» российских Вооруженных Сил. Александр Гольц анализирует причины такого позорного явления, как «дедовщина». Георгий Глазунов рассматривает роль и задачи военной промышленности в деле обеспечения обороноспособности державы.

Александр ХРАМЧИХИН, военный эксперт
РОССИЙСКАЯ АРМИЯ СЕГОДНЯ
«Забота о Вооруженных Силах», характерная для нынешней власти, сопровождается, как известно, «ростом благосостояния военнослужащих» (включающим отъем у них денежных льгот в рамках всеобщей монетизации). Размеры денежного довольствия офицеров с 1 октября 2006 г. составляют от 2974 руб. 25 коп. (это сумма за должность и звание) у лейтенанта до 7544 руб. 12 коп. у генерала армии (особенно, конечно, умиляют копейки). В бесчисленных московских конторах, работающих по схеме «деньги-воздух-деньги», ни один представитель молодого поколения (хоть из Москвы, хоть из Урюпинска), несмотря на отсутствие опыта и ценных знаний, даже не будет обсуждать зарплату ниже 20 тыс. руб. Разумеется, разного рода коэффициенты и «накрутки» могут повысить денежное довольствие российских офицеров и генералов в 2–5 раз, а в Москве – так и в 10. (Не в Алакурти, не в Шали, не в Домне, не в Вилючинске, а в Москве и Питере, оказывается, самые тяжелые условия службы и, соответственно, высокие надбавки). Однако это не меняет сути дела. С вышеупомянутых 20 тыс. (без учета коэффициентов) должен начинать службу лейтенант, а генерал армии мог бы получать тоже 20 тыс., но долларов в рублевом эквиваленте. Это ведь офицеры и генералы Российской армии! Устанавливая сегодняшние размеры денежного довольствия, власть подчеркивает, что военнослужащий – это люмпен.
Структурные изменения, которые происходили в Вооруженных Силах РФ в течение последних 15 лет, описывать бессмысленно. Их было очень много, при этом они определялись либо интересами лоббистских группировок внутри ВС, либо сиюминутной «оптимизацией», либо вообще неизвестно чем. В целом, они являются олицетворением отсутствия логики и бессистемности. Самыми вредными из этих изменений, видимо, следует считать создание Сибирского военного округа (при Ельцине) и вливание армейской авиации в ВВС (при Путине).
В первом случае создан монстр, занимающий почти треть территории страны, ориентированный на два разных стратегических направления, но не имеющий достаточного количества войск для ведения полноценных операций даже на одном из них (7 дивизий и 9 бригад СВ, 6 авиационных и 3 зенитно-ракетных полка ВВС и ПВО «размазаны» тонким слоем от Омска до Читы, а это почти 4 тыс. км по прямой).
Передача армейской авиации из СВ в ВВС противоречит всем современным тенденциям военного строительства и элементарному здравому смыслу. Вертолеты – идеальное средство для огневой поддержки и перевозки войск на поле боя. Недаром в США вертолетные батальоны непосредственно включаются в состав дивизий СВ. У нас же они оказались «пасынком» в ВВС (что совершенно естественно, здесь они просто обуза), а сухопутчики лишились крайне необходимого рода войск.
Впрочем, именно при Путине было принято единственное по-настоящему новое и очень прогрессивное решение в плане структурных реформ. «Пробил» его, видимо, начальник Генштаба Юрий Балуевский. Речь идет о разделении административных и оперативных функций в управлении войсками и переходе от архаичной системы видов ВС и военных округов к системе территориальных и целевых командований с созданием межвидовых объединений на различных ТВД. К этой системе перешли не только все наиболее сильные армии дальнего зарубежья, но и, например, ВС Белоруссии и Казахстана. Увы, у нас замечательная теория почти всегда натыкается на грубую практику.
Создание территориальных командований (в нашем случае – «Запад», «Юг», «Восток») имеет смысл, если они образуются вместо округов. В России их создают наряду с округами. В результате происходит не сокращение управленческих структур, а их дальнейшее раздувание, вместо разделения функций – их запутывание и усложнение.
Кроме того, как показали прошедшие в прошлом году в Сибири и на Урале учения, наши войска не готовы к действиям смешанными группировками, что подразумевается в случае перехода к командованиям. Нет средств связи и управления, нет навыков у офицеров.
Что касается перехода к «профессиональной» армии, т.е. на наемный принцип ее комплектования, то я уже слишком много написал о том, что единственным следствием этого процесса станет полная люмпенизация ВС, а «профессионалы» не смогут решать никаких задач, кроме карательных. Профессиональным должен быть командный состав, не только офицерский, но и младший (сержанты и старшины), причем ни офицером, ни сержантом не должен становиться человек, не отслуживший по призыву рядовым.

ДесантникАлександр ГОЛЬЦ, военный обозреватель
ОТВЕТ СИСТЕМЫ
Журнал «КоммерсантЪ–Власть» опубликовал попавшую в его распоряжение вполне зверскую методичку относительно того, как рекомендуется бороться с дедовщиной. В частности, предлагаются коллективные наказания старослужащих в случае любого нарушения дисциплины в части: проведение «до посинения» занятий по радиационной, химической и биологической защите или выполнение земляных работ, желательно в ночное время. При этом автор предусмотрительно советует командирам, во избежание жалоб, изготовить учебный план – так, мол, военнослужащих готовят к противодействию атаки террористов. Также рекомендуется проводить «жесткий прессинг лиц кавказской национальности» и «опускание лидеров группировок отрицательной направленности».
Речь идет о реальном ответе «с мест» на последовавшие в последнее время многочисленные инициативы Министерства обороны на предмет искоренения дедовщины (директивы министра, инструкции и приказы, а также создание общественного совета и родительских комитетов). Документ свидетельствует: в войсках поняли и поверили, что по выявленным и преданным гласности фактам дедовщины будут спрашивать строго. И сейчас самая главная цель – не попасть под раздачу. Именно этим вполне искренним желанием и продиктованы попавшие в «КоммерсантЪ-Власть» «рекомендации». Из них со всей очевидностью следует – бороться с дедовщиной предлагается с помощью дедовщины же.
В настоящее время предпринимается попытка искоренить дедовщину административным путем, не затрагивая при этом самих основ армии. А именно: того, что служба в ней – некий всеобщий налог, а не профессия. Того, что младший по должности (неважно, офицер или солдат) должен слепо исполнять любой приказ. Того, что младший по должности (опять-таки, неважно – солдат-срочник или офицер) находится в полной, абсолютной и совершенно унизительной зависимости от командира. И вот по сугубо политическим соображениям (год-то у нас предвыборный, говорят, недавний министр обороны в преемники метит) от офицеров требуют разом прекратить дедовщину. Точно так же некоторое время назад потребовали не использовать рабский труд солдат.
Если пытаться всерьез выполнить это требование, то следует принципиальным образом поменять саму систему функционирования Вооруженных Сил. Не после 2008 года, а немедленно приступить к формированию профессионального сержантского корпуса. Сейчас, а не Бог знает когда, кардинально изменить систему образования офицеров, так, чтобы лейтенанты могли поддерживать дисциплину силой своего авторитета, а не тяжестью собственного кулака и кулаков «дедов». Создавать систему реального, а не декоративного гражданского контроля. Но пока нынешняя система военной организации может предложить только те средства, которые она наработала за годы своего существования. В данном случае, это исключительно насилие.

АллигаторГеоргий ГЛАЗУНОВ, военный обозреватель
АКУЛА ВО МГЛЕ
Новый год начался с победных реляций, распространенных изданиями Министерства обороны и близких к нему источников. Согласно их сообщениям, минувший год можно считать переломным в отечественной оборонной промышленности. Вновь после длительного перерыва в обиход вошло понятие «серии». Оборонное ведомство пообещало регулярно снабжать войска как принципиально новой техникой, так и модернизированными образцами изделий, проверенными на практике.
Внешне все действительно напоминает идиллию, если это слово, конечно, применимо к оружейному производству. Но, вопреки бравым декларациям, основными направлениями развития нашей оборонной промышленности по-прежнему остаются модернизация устаревших образцов и ориентация на экспорт в страны третьего мира.
Тому есть прямые подтверждения. Даже в официальных сводках в списках вооружений, намеченных к поставке в войска в первую очередь, обозначены преимущественно старые модели и образцы. Внимательный читатель сразу заметит, что в списках и речи не идет о действительно современных, хотя, увы, тоже не столь новых образцах вооружений. Не упоминается, например, выдающее творение конструктора Геннадия Никонова – автомат АН-74 «Абакан». Ни слова не говорится о лучших в мире винтокрылых машинах, вертолетах Ка-50 и Ка-52 – «Черной акуле» и «Аллигаторе».
С «Черной акулой» вообще вышла удивительная история, смешная и грустная одновременно. В декабре 2006 года сразу несколько федеральных каналов радостно и взахлеб объявили о возобновлении прерванного в 1998 году производства вертолетов Ка-50 на Артемовском авиазаводе в Приморском крае. Вот только с цифрами вышла неувязка. Слишком отличались они в интерпретации различных информационных агентств. Так, агентство «Авиафонд» сообщило о трех строящихся вертолетах Ка-50, а «Электронный Гид» – о четырех. Форум «Война и мир», со ссылкой на главкома ВВС России, заявил, что к 2009 году будет построено 14 новейших вертолетов. В свою очередь, агентство «В поиске» сослалось уже непосредственно на министра обороны, который будто бы подтвердил, что к 2015 году на вооружение поступят 12 вертолетов Ка-50. Понять, какая из этих цифр хотя бы приблизительно соответствует действительности, было решительно невозможно. Ясность внес руководитель авиаконцерна «Прогресс» Юрий Денисенко. Он заявил, что предприятие, к сожалению, никому и ничего обещать не может. Оно пока не в состоянии формировать перспективные планы, и руководство не знает, что будет в 2007 году, не говоря уже о последующем периоде. Это грустное признание дает возможность с большой долей вероятности предположить, что шумиха с возобновлением производства «Черной акулы» была очередной показухой.
Зато с техникой на экспорт у нас дело обстоит в целом нормально. Ее с радостью приобретают Венесуэла, Бразилия, Мексика, Аргентина. Особенно не может нарадоваться российским поставкам Сирия. Недавно было торжественно объявлено, что по итогам переговоров президентов России и Сирии принято решение о поставке на Ближний Восток самолетов МиГ-29 и МиГ-31, а также ракетных комплексов С-300 и Панцирь С1.

Кстати, активизация деятельности «Рособоронэкспорта» на внешнем рынке подтверждает еще один упорный слух. В осведомленных кругах уже давно говорят, что руководитель ведомства Сергей Чемезов делает ставку именно на экспортную ориентацию отечественной оборонной промышленности в ущерб поставкам на внутренний рынок. Последние события показывают, что группировка Чемезова явно берет верх над сторонниками перевооружения нашей армии из окружения Сергея Иванова. Вряд ли это послужит делу реального, а не мнимого укрепления обороноспособности державы.
Подготовил Юрий Гладыш