НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 2, 2007 год Тема номера:
"Служим Отечеству!""
ТЕМА НОМЕРА: СЛУЖИМ ОТЕЧЕСТВУ! ВВС
Генерал армии Владимир Михайлов: «ВВС НЕ ТОЛЬКО СОХРАНИЛИ ДОСТИГНУТЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ, НО И ПРОДВИНУЛИСЬ ВПЕРЕД»
Подводя итоги оперативной боевой подготовки органов управления и войск за 2006 год, можно с уверенностью сказать, что Военно-Воздушные Силы способны в любой момент выполнить приказ Верховного Главнокомандующего, министра обороны, начальника Генерального штаба согласно своему предназначению.
ВВС не только сохранили уровень подготовки, достигнутый в прошлом году, но и на отдельных направлениях значительно продвинулись вперед. Достаточно сказать, что было проведено около 800 различных мероприятий оперативной и боевой подготовки.
Основные усилия направлялись на сохранение максимального уровня боевой готовности полков, а в полках постоянной готовности – на приведение их в соответствие с предъявляемыми требованиями. Более половины всех учений прошли с проведением боевых стрельб и пусков ракет, как в авиации, так и в ПВО.
В 2006 учебном году Военно-воздушные Силы приняли участие в подготовке и проведении командно-штабного учения «Байкал-2006», совместного комплексного оперативно-тактического учения «Рубеж-2006», совместного комплексного оперативно-тактического учения «Юг-2006», совместного антитеррористического учения вооруженных сил Российской Федерации и Республики Узбекистан и т.д. Кроме того, ВВС активно принимали участие во всех учениях, проводимых другими видами и родами Вооруженных Сил.
Значительно улучшилось качество планирования летной подготовки. Об этом говорит тот факт, что мы сумели не только сохранить достигнутый уровень боевой подготовки наших летчиков, но и поднять его по всем видам летной подготовки в дневных и ночных условиях.
Особое внимание уделялось подготовке молодых летчиков. Так, средний налет у каждого летчика составил около 40 часов, у молодежи – подошел к 80 часам, около 40 выпускников летных училищ получили 3-й класс.
В Сызранском ВВАУЛ впервые с 1990 года 68 курсантов-выпускников выполнили экзаменационные полеты на вертолетах Ми-24 на полигоне с практическим применением авиационных средств поражения по наземным целям.
К великому сожалению, не обошлось у нас и без потерь. Произошло 7 авиационных происшествий (4 аварии и 3 катастрофы). Погибли 13 человек.
Работа Координационного комитета по вопросам ПВО в 2006 году была организована в соответствии с решениями Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров обороны государств-участников СНГ.
Основные усилия направлялись на выполнение плана совместных мероприятий объединенной системы ПВО государств-участников СНГ, дальнейшее развитие двустороннего и многостороннего военного и военно-технического сотрудничества в рамках объединенной системы противовоздушной обороны.
Интегрирование национальных систем ПВО в регионах коллективной безопасности сегодня становится требованием времени. Так, практика совместного выполнения задач боевого дежурства за прошедшее время показала, что пространственное ограничение применения дежурных по ПВО сил национальными границами существенно снижает их возможности по пресечению нарушений государственных границ в воздушном пространстве.
Между тем напряженность несения боевого дежурства по охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве продолжает оставаться высокой. В 2006 году произошло 9 случаев нарушения государственной границы Российской Федерации. Дежурными по ПВО силами и средствами ВВС обнаружено и проведено более 250 тысяч воздушных целей, из них более 100 тысяч иностранных, в том числе более 1400 боевых самолетов.
Основной вклад в решение задачи глобального сдерживания вносит дальняя авиация, на вооружении которой находятся ударные авиационные комплексы – стратегические ракетоносцы Ту-95МС, Ту-160 и дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3.
Стратегический ракетоносец Ту-95МС – это синтез высокоэкономичного дозвукового самолета межконтинентальной дальности полета, ядерной крылатой ракеты с большой дальностью полета и интеллектуальной системы навигационного и информационного обеспечения их полета. В перспективе наращивание его боевых возможностей будет происходить за счет модернизации.
Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 является результатом дальнейшего развития военно-технической концепции комплекса Ту-95МС. Его уникальность заключается в использовании, кроме дозвуковых, еще и сверхзвуковых и маловысотных режимов полета для повышения гибкости, адаптивности и боевой устойчивости для решения различных ударных задач в ходе ядерной войны. Перспективы его дальнейшей модернизации в основном связаны с развитием его боевых свойств, необходимых для решения ударных задач с применением обычного вооружения, в том числе высокоточного.
Дальний самолет Ту-22М3 не имеет аналогов в мире и разработан в рамках сдерживания угрозы возникновения войн и конфликтов в региональном масштабе. Высокий уровень летно-технических характеристик позволяет реализовать разнообразные способы и тактические приемы при ударах по наземным и надводным целям в широком диапазоне режимов полета. Перспективы его дальнейшей модернизации связаны с реализацией программы по обновлению состава бортовых систем и довооружению высокоточным вооружением на базе управляемых бомбардировочных и ракетных средств поражения класса «воздух-поверхность».
Основным компонентом ВВС, обеспечивающим региональное сдерживание, является фронтовая авиация с ее уникальными боевыми самолетами: истребителями МиГ-31, Су-27, МиГ-29; ударными самолетами Су-34, Су-24М, Су-25, каждый из которых выгодно отличается от своих зарубежных аналогов.
Боевые свойства самолетов ФА только тогда будут реализованы в полной мере, если будет подготовлен соответствующим образом летный состав. Для этого в России разработаны учебно-тренировочные самолеты Як-130 и МиГ-АТ, которые в настоящее время проходят испытания.
Одной из основных составных частей ВВС является Военно-транспортная авиация, предназначенная для обеспечения мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации и десантирования воздушных десантов, решения транспортно-десантных и специальных задач, обеспечения повседневной жизнедеятельности объединений ВС.
Для решения задач по предназначению самолетный парк ВТА имеет в своем составе тяжелые – дальние военно-транспортные самолеты Ан-124, Ан-22, тяжелые – Ил-76, средние – Ан-12, легкие – Ан-26. По своим летно-техническим характеристикам эти самолеты находятся на уровне мировых достижений, а Ан-124 «Руслан» на сегодняшний день является самым большим военно-транспортным самолетом в мире. Уникальные размеры грузовой кабины (36,5х6,4х4,4 м) позволяют ему перевозить практически 100% боевой техники и вооружения всех видов Вооруженных Сил. На нем установлен 21 мировой рекорд, в том числе по грузоподъемности (171,2 т) и дальности полета (20151 км).
В ближайшие 10–15 лет основу парка самолетов ВТА, как по численности, так и по боевым возможностям, будут составлять самолеты Ил-76. Использование турбореактивных двигателей позволило увеличить скорость полета Ил-76 до 825 км/ч, сократить сроки выполнения задач, повысить возможности преодоления ПВО противника. Многоколесное шасси обеспечивает возможность его эксплуатации, несмотря на большие размеры и вес, с грунтовых и заснеженных аэродромов, что дает возможность выполнения задач независимо от метеорологических и климатических условий, в том числе при разрушенной аэродромной сети с бетонированным покрытием.
Вместе с тем, часть самолетного парка ВТА, состоящая из самолетов Ан-12 и Ан-26, морально устарела и в ближайший период выработает назначенные сроки службы и ресурсы. Для планомерного перевооружения ВТА новой авиационной техникой планируется завершить разработку и начать закупки легких и средних ВТС. С этой целью разрабатывается легкий военно-транспортный самолет нового поколения Ил-112В, который по сравнению со своим предшественником будет обладать расширенными возможностями по перевозке и десантированию легких образцов вооружения и военной техники, повышенной топливной экономичностью и более низкой стоимостью жизненного цикла.
Основу военной вертолетной авиации составляет армейская авиация ВВС. В настоящее время задачи авиационной поддержки общевойсковых формирований решаются в основном вертолетами Ми-24, Ми-8.
Военная вертолетная авиация в настоящее время применяется во всех видах и родах Вооруженных Сил России и решает при этом широкий спектр задач, в том числе по перевозке личного состава войск и материально-технических средств. Для этих целей используются средние транспортно-десантные вертолеты семейства Ми-8 (Ми-8МТ, Ми-8МТВ-1, Ми-8МТВ-2, Ми-8МТВ-3), а также тяжелые вертолеты Ми-26, не имеющие аналогов в мировом вертолетостроении. На их базе созданы и разрабатываются новые вертолетные комплексы различного целевого назначения (постановщики помех, воздушные пункты управления, топливозаправщики, разведывательные вертолеты в интересах решения задач инженерных и химических войск, поисково-спасательные вертолеты и другие).
Большое значение в последнее время придается созданию вертолетов легкого класса грузоподъемностью порядка 1000 кг (легкий многоцелевой вертолет). На их базе будут создаваться комплексы специального назначения в интересах видов и родов ВС. Новыми разработками в этом плане являются учебно-тренировочные вертолеты АНСАТ-У и Ка-60У.
В настоящее время на НПО «Сатурн», который распоряжением правительства определен головным разработчиком и производителем двигателя пятого поколения, завершен этап предварительного проектирования. Оформлено тактико-техническое задание ВВС по новому двигателю. Практически сформирована кооперация с участием ЗИК «Климова», НПО «Салют», «Авиадвигатель», УМПО и других предприятий по разработке и серийному производству отдельных узлов и собственно двигателя. Таким образом, «Сатурн» приступил к этапу реального проектирования двигателя пятого поколения. При достаточном государственном финансировании программы российский двигатель пятого поколения поднимет новый современный истребитель в сроки, установленные МО РФ.
Говоря о состоянии и перспективах развития ВВС, нельзя обойти стороной острые социальные проблемы, решение которых не терпит отлагательства. В первую очередь, это, конечно же, обеспечение жильем военнослужащих ВВС и членов их семей. В ВВС в настоящее время 36804 семей нуждаются в получении жилой площади, из них 30067 числятся как бесквартирные.
Несмотря на сложности, задачу постепенного обеспечения жильем военнослужащих удается решать. Планируется, что в 2007 году ВВС получат 8591 квартиру, в том числе 1345 квартир – по программам собственного строительства, по линии ГЖС – 2006 квартир, более 100 квартир – по программе «15+15», 1515 – по линии Росстроя, 1634 квартиры будут получены по инвестконтрактам и 1996 будут повторно заселены. В 2006 году ВВС получили 8762 квартиры.
В этом году Военно-Воздушные Силы России будут отмечать 95 лет со дня своего основания. Во время проведения торжественных мероприятий, посвященных этой дате, на МАКС-2007 будут вручены ценные подарки и дипломы имени Сергея Скрынникова. Это первая в своем роде российская премия для журналистов, работающих в области военной авиации.
23 декабря 2002 года Сергей Скрынников трагически погиб в авиакатастрофе на самолете Ан-140 в Иране. Он налетал более 1000 часов практически на всех типах военной авиационной техники. Будучи аккредитованным при ВВС СССР, затем при ВВС России, а в период с 1992 по 1996 годы и вовсе будучи в составе пресс-службы ВВС, Сергей Скрынников снимал новейшую боевую технику в самых различных ситуациях, испытательных и боевых вылетах.
Он занимал второе место в мировом рейтинге авиационных фотографов.
Ежегодно экспертный совет, состоящий из представителей Главного командования ВВС, информационных структур ВВС, а также руководителей военно-промышленного комплекса, будет определять кандидатов на получение награды. Награды будут вручаться в год проведения Международного аэрокосмического салона МАКС.
Такова суть основных направлений и конкретных мероприятий по совершенствованию технической оснащенности военной авиации России и ряду других вопросов, которые будут реализованы в ближайшей перспективе.