НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 2, 2007 год Тема номера:
"Служим Отечеству!""
ТЕМА НОМЕРА: СЛУЖИМ ОТЕЧЕСТВУ! МНЕНИЕ ПОЛИТОЛОГА
Сергей Кара-Мурза. АРМИЯ И "СБОРКА" НАРОДА
В февральском номере журнала прошлого года я писал о том, что в России армия – это особая ипостась народа. Это не профессия, не каста, не сословие или «силовая структура». Это иной образ, иное воплощение всего тела и духа нашего народа, со всеми его достоинствами и слабостями. И это – вовсе не общее явление, присущее всем армиям и народам. Так уж у нас получилось.
Сейчас подойдем к этому вопросу с другой стороны. Армия – творец и «держатель» народа. В этом нет ничего странного. Ведь мы знаем, что дети – порождение семьи – одновременно выступают и ее созидателями, и скрепляющей силой.
Такой поворот темы важен потому, что сегодня все больше людей приходит к выводу: главная угроза России проистекает из-за разрыва связей, соединяющих людей, из-за порчи механизмов, которые ткут эти связи, «ремонтируют» и обновляют их. Операция по демонтажу советского народа, которая велась с конца 80-х годов, ударила по его русскому ядру и народам России. Народ – субъект истории и держатель страны. Ослабление его связности лишает надличностной памяти, разума и воли. Отсюда – кризис других систем.
Преодоление нынешнего затяжного кризиса будет происходить по мере нового «скрепления» русского народа и всей российской нации, и полезно взглянуть на то, какая роль в этом деле выпадает армии. Известно, что в «собирании» народов и наций государство играет ключевую роль. Необходимыми институтами, которые непосредственно, каждодневно воспроизводят народ, являются армия и школа.
Наверное, самым ярким случаем в истории служит возникновение в XV–XVI веках сплоченного народа, который образовал огромную империю, – турок. На деле турки были собраны из множества народов и народностей, для которых объединяющим механизмом была именно армия, в которой был принят единый язык – турецкий.
Наша новейшая история связана с советской государственностью, а наш нынешний кризис – с ее кризисом. Вспомним период ее становления. Исторически именно российская армия стала матрицей, на которой выросли советы как тип власти. В каком-то смысле армия породила советский строй. Большая армия, собранная в годы Первой мировой войны, стала тем форумом, на котором шла доработка советского проекта, вчерне намеченного в крестьянских наказах и приговорах 1905–1907 гг.
Мировая война вынудила впервые в России мобилизовать огромную армию, которая «вобрала в себя весь цвет народных сил». В начале 1917 г. в армии и на флоте состояло 11 млн. человек – это были мужчины молодого и зрелого возраста. Состав был примерно таков: 60–66% крестьяне, 16–20% рабочие (из них 3,5–6% фабрично-заводские), около 15% – из средних городских слоев. Армия стала небывалым для России форумом социального общения, причем общения, не поддающегося политической цензуре. «Язык» этого форума был антибуржуазным и антифеодальным, в нем выражалось общинное мировоззрение.
Костяк армии составляли 5,8 млн русских и 2,4 млн украинцев, но в тесное общение армия ввела и представителей других народов – тут обсуждались все главные вопросы, которые стояли перед Россией, и складывалось сплоченное ядро советского народа. После Февральской революции именно солдаты стали главной силой, породившей и защитившей Советы. Вот данные мандатной комиссии I Всероссийского съезда Советов (июнь 1917 г.). Делегаты его представляли 20,3 млн человек, образовавших советы – 5,1 млн рабочих, 4,2 млн крестьян и 8,2 млн солдат. Солдаты составляли и очень большую часть политических активистов – в тот момент более половины партии эсеров, треть партии большевиков и около одной пятой – меньшевиков.
Во время Гражданской войны основная масса старой армии перетекла в Красную. Здесь сложился кадровый костяк будущего советского народа, тот госаппарат, который действовал в период сталинизма. Это были командиры Красной армии нижнего и среднего звена, которые после демобилизации заполнили административные должности в госаппарате. Другая их часть пошла на рабфаки и в вузы и стала источником кадров инженеров для индустриализации. В основном это были выходцы из малых городов и деревень Центральной России. На командные позиции в государстве и хозяйстве этот тип людей привела армия.
Во время Гражданской войны Красная армия занималась и «сборкой» страны (что является другой стороной «сборки» народа). Февральская революция «рассыпала» Российскую империю. В разных частях ее возникли национальные вооруженные силы или банды разных окрасок. Они выступали против восстановления единого централизованного государства. Советская власть видела Россию как исторически сложившуюся целостность и в своей политике оперировала общероссийскими масштабами. В 1920 г. И.В.Сталин (нарком по делам национальностей) сделал категорическое заявление, что отделение окраин России совершенно неприемлемо. Военные действия на территории Украины, Кавказа, Средней Азии никогда не рассматривались красными как межнациональные войны. Красная Армия, которая действовала на всей территории будущего СССР, стягивала народы бывшей Российской империи обратно в единую страну.
Именно в Гражданской войне народ СССР обрел свою территорию. Она приобрела священный характер «родной земли» или, как выражаются философы права, была легитимирована как «политая кровью». Территория СССР была защищена обустроенными и хорошо охраняемыми границами. И эта территория, и ее границы приобрели характер общего национального символа, что отразилось в песнях, ставших практически народными, и в массовом обыденном сознании. Особенно крепким чувство советского пространства было в русском ядре советского народа.
Сейчас об этом как-то забывают (или не хотят говорить), но территория и граница – очень важные вещи для стягивания людей в народ. Граница территории уже в самых древних государствах приобретала священный смысл – она определяла пространство родной земли. Внутри нее живет наш народ. Согласно легенде, император Цинь Шихуанди, объединивший китайские царства, первым делом объехал границу нового государства. Создание национальной территории («пространства определенности») – первая обязанность любой государственной власти. Эту обязанность государства СССР удивительно быстро и мастерски выполнила армия.
Границу охраняли войска, в которых служили представители всех народов СССР. Все это стало скреплять людей в советский народ. Через армию пропускалась большая часть мужского населения (и было принято рассылать солдат в отдаленные от их «малой родины» места). В армии юношам задавались мировоззренческие установки – ядро той духовной матрицы, на которой собирался и воспроизводился народ.
Армия собрала советский народ, а народ ответил ей любовью, какой не встретишь в Европе. Сейчас можно на одном диске записать 500–600 песен. Есть любители, которые собирают песни об армии, достался такой диск и мне. Это советские русские песни, начиная с 20-х годов. Об армии в них поется не просто с гордостью, удивляет широта – почти все проблемы бытия как-то сопряжены с армией, солдатом, бойцом. Армия через песни показана как опора всей нашей народной жизни, а не как «силовая структура». Военный в них – человек, которому судьба открыла какое-то особое знание. Слушаешь эти песни – и видишь всю нашу жизнь. Таких песен нет на Западе, нет там для них места.
Да и того типа любви к солдату, как в нашем народе, там нет. Иван Солоневич войну провел в Германии, пишет: «Русский крестьянин и немецкий бауэр, конечно, похожи друг на друга: оба пашут, оба живут в деревне, оба являются землеробами. Но есть и разница... Я видел сцены, которые трудно забыть: летом 1945 года солдаты разгромленной армии Третьей Германской Империи расходились кто куда. Разбитые, оборванные, голодные, но все-таки очень хорошие солдаты когда-то очень сильной армии – и для немцев все-таки своей армии. Еще за год до разгрома, еще вполне уверенные в победе, немцы считали свою армию цветом своего народа, своей национальной гордостью, своей опорой и надеждой. В мае 1945 года эта армия разбегалась, бросая оружие и свое обмундирование… С наступлением ночи переодетые в первые попавшиеся лохмотья остатки этой армии вылезали из своих убежищ и начинали побираться по деревням. Немецкий крестьянин в это время был более сыт, чем в мирные годы: деньги не стоили ничего, товаров не было – и бауэр ел вовсю. Но своему разбитому солдату он не давал ничего».
С конца 80-х годов шел «демонтаж» советского народа. Для этого надо было «разобрать» и армию. Это была наша национальная трагедия. Еще в 1988–1989 гг. армия пользовалась очень высоким доверием граждан (70–80%). Но уже в 1993 г. от службы уклонилось 80% юношей призывного возраста, укомплектованность армии и флота упала до 53%. В осенний призыв 1994 г. Сухопутные войска получили только 9% необходимого числа призывников.
Возможно, мы пережили самые тяжелые годы кризиса. Теперь разрушение ввели, как говорят, в «цивилизованные рамки». Армию понемногу стали восстанавливать. Призывников не хватает, да и народ еще болен, у многих нет желания служить. Конечно, придется набирать солдат и по контракту. Само по себе быстро это не сломает генотип российской народной армии, такие вещи имеют большую инерцию. Но надо учесть, что есть влиятельные силы, которые заинтересованы как раз в том, чтобы этот генотип сломать.
Не так давно НТВ показало репортаж о первом в российской армии батальоне, набранном по контракту из граждан стран СНГ. И мы словно вернулись на десять лет назад, когда этот телеканал Гусинского не скрывал своей ненависти к армии. Начался репортаж с сенсации: мол, теперь у России, как и у Франции, есть свой иностранный легион. А об иностранном легионе Франции сняты фильмы, написаны повести – в него набирали бежавших из своих стран уголовников, а также ветеранов фашистской армии, которые скрывались от преследования за военные преступления. Этому легиону поручалась самая грязная работа во время войн в Алжире и Вьетнаме. Уподобить батальон российской армии этому легиону – провокация.
Дальше – больше. Репортер назвал этих солдат «иностранными наемниками». Это злобная выходка. Этим термином обозначается запрещенная международным правом деятельность. К гражданам СНГ он неприменим, поскольку между ними существует договор о коллективной безопасности и соглашения, регулирующие службу по контракту в армиях стран Содружества. Но главное не в юридической стороне дела. Слова «иностранный наемник» имеют в русском языке определенный смысл. Это антипод воина – защитника Родины. Он по найму, за деньги чужеземных хозяев проливает чужую кровь, часто кровь мирных жителей. Этим занимались иностранные наемники («серые гуси») в Африке. Все это знали сотрудники НТВ – и кинули грязи в наших солдат.
В кадре солдат по фамилии Сорокин, русский (с Украины), взволнованно объясняет: «Как это – иностранный? Мы же все из одной страны, из СССР. Мы России будем служить и защищать ее, как свою родную страну». Это до чего же надо дойти, чтобы русского человека, надевшего российскую военную форму и взявшего в руки оружие, чтобы защищать Россию, московское телевидение назвало «иностранным наемником»! Да хоть бы и не русского. Разве тому узбеку, что промелькнул в репортаже, чей дед, может быть, погиб в 1941-м где-то под Вязьмой, Россия – чужая страна? НТВ, оскорбив этих солдат, оскорбило меня лично.
Да, мы не уберегли историческую Россию, ее на какое-то время расчленили. Мы за это расплачиваемся и извлекаем уроки. Но непреодолима тяга к сращиванию обрубков, хотя «реконструкция» большой страны наверняка произойдет в каких-то новых формах. Те украинцы, казахи и русские (из «ближнего зарубежья»), которые пришли служить в российскую армию, пройдут в ней хорошую школу, чтобы потом более умело сращивать порванные нити и связи, по-новому «сшивать» страну. Это и вызывает кое у кого злое чувство.
В репортаже НТВ прозвучало: «Солдат-контрактников набирают из гастарбайтеров». Кто ввел в наш язык это слово, придуманное немцами, когда они стали завозить бесправную и дешевую рабочую силу из Турции. Оно означало, что «гости-рабочие» не имеют в Германии гражданских прав и не должны считать ее «своей» страной. Это слово там применяют, когда хотят подчеркнуть бесправное положение «чужого». А зачем его применяют у нас? Чтобы оскорбить и стравить людей. Но ведь это очень опасно для государства и народа.