Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 2, 2007 год
Тема номера:
"Служим Отечеству!""

Алексей Маслов

ТЕМА НОМЕРА: СЛУЖИМ ОТЕЧЕСТВУ! СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА
Главнокомандующий Сухопутными войсками
Генерал армии А.Ф. Маслов:
«СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА ИГРАЮТ ВАЖНЕЙШУЮ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА»

Генерал армии Маслов Алексей Федорович родился 23 сентября 1953 года в деревне Панское Советского района Курской области. В 1974 году окончил Харьковское высшее танковое командное училище. Службу проходил в должностях командира взвода, роты, батальона Прикарпатского военного округа. В 1984 году окончил военную академию бронетанковых войск. В 1986 году назначен на должность командира полка, а затем заместителя командира дивизии в Центральной группировке войск. С 1990 года заместитель командира дивизии в Приволжско-Уральском военном округе. С 1994 года – командир танковой дивизии в УрВО. В 1998 году, по окончании Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, назначен на должность заместителя командующего войсками Забайкальского военного округа по боевой подготовке. С 1999 года – начальник управления боевой подготовки Сибирского военного округа. С марта 2000 года – начальник штаба – первый заместитель командующего армией Сибирского военного округа. В 2001–2003 годах проходил службу в должности командира армейского корпуса Сибирского военного округа. С марта 2003 года – начальник штаба – первый заместитель командующего войсками СКВО. Указом Президента РФ от 5 ноября 2004 года назначен Главнокомандующим Сухопутными войсками. Указом Президента РФ № 1389 от 15 декабря 2006 года присвоено воинское звание Генерал армии. Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, 10 медалями. Женат. Имеет двоих детей.

1 октября 2006 года в нашей стране впервые отмечалась памятная дата российской военной истории – День Сухопутных войск, установленный Указом Президента России. Именно в этот день в 1550 году произошло исторически переломное событие в области военного строительства: царь всея Руси Иван IV (Грозный) издал Приговор (Указ) «Об испомещении в Московском и окружных уездах избранной тысячи служилых людей», который, по сути, заложил основы первого постоянного войска (были созданы стрелецкие полки), имевшего признаки регулярной армии.
КапонирыДлительное время Сухопутные войска являлись единственной вооруженной силой страны. И лишь в ХVIII веке они разделили ответственность за безопасность государства с Военно-Морским Флотом. Историческое прошлое Сухопутных войск – это блестящие победы и досадные поражения, успехи и неудачи, которые, как зеркало, отражают состояние духовных и материальных сил государства и армии в различные периоды их существования. В них безраздельно слились экономика и политика, мудрость одних руководителей и бездарность других, количество и качество оружия, степень соответствия организационной структуры войск требованиям времени, уровень развития военной теории и подготовленность командного состава и войск к войне. В немалой степени это зависело также от господствовавших в то или иное время взглядов на пути и методы строительства Вооруженных Сил.
Бесспорно лишь одно – Сухопутные войска России на всех этапах существования нашего государства играли важнейшую, а нередко и решающую роль в достижении победы над врагом, защите национальных интересов.
Достаточно вспомнить огромное значение для становления и развития нашей государственности результатов Полтавской битвы, побед П.А. Румянцева, А.В. Суворова в русско-турецких войнах ХVIII века, М. И. Кутузова в Отечественной войне (1812 г.) и, конечно же, разгром фашистской Германии в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.) Величие этих побед заключается еще и в том, что армии шведского короля Карла VIII, Наполеона и Гитлера считались в свое время непобедимыми, и лишь Вооруженным силам нашего государства, основу которых составляли Сухопутные войска, удалось развеять эти мифы.
Алексей МасловНесмотря на произошедшие на рубеже ХХ–ХХI веков глубокие позитивные изменения во всей системе международных отношений, мы вновь становимся свидетелями того, как в борьбе за контроль над мировыми энергетическими ресурсами игнорируется система международной безопасности. И в обход резолюций Организации Объединенных Наций под надуманными предлогами развязываются и ведутся войны против суверенных государств. Налицо диктат силы, основанный на безнаказанности. Неслучайно вслед за этим все громче ведутся разговоры о «величии и непобедимости» армии государства, присвоившего себе право устанавливать мировой порядок. О недопустимости подобного в международных отношениях со всей убедительностью и прямотой говорил недавно на конференции в Мюнхене Президент России В.В. Путин. Естественно, что в условиях, когда одно государство не прекращает попыток навязывать свою волю всем другим, безусловным гарантом военной безопасности нашего государства являются хорошо подготовленные, оснащенные самым современным вооружением и военной техникой Вооруженные Силы, способные отразить агрессию любого противника с любого направления.
Сейчас Вооруженные Силы РФ имеют трехвидовую организационную структуру по сферам применения – суша, море, воздух (космос). И победа в современной войне может быть достигнута только совместными, четко скоординированными усилиями всех видов ВС и родов войск. Это бесспорно, как бесспорно и то, что удерживать (овладевать, контролировать) территорию и завершать разгром противника предстоит общевойсковым группировкам, основу которых составят соединения и воинские части Сухопутных войск. Особенно это важно для нашей страны с ее территорией, географическим положением и протяженностью сухопутных границ – более 22,5 тыс. км.
Имея стратегические ядерные силы, как мощный фактор сдерживания, мы в определенной мере гарантированы от развязывания против нашей страны крупномасштабной агрессии. Но угрозой применения оружия массового поражения или проведением лишь воздушно-космической операции локального конфликта не разрешить. И если даже в начальном его периоде основная роль отводится дальнобойным средствам поражения и авиации, то в дальнейшем вся тяжесть выполнения задач и достижения поставленных целей ложится на Сухопутные войска. Об этом красноречиво свидетельствует опыт проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе.
Локальные войны и конфликты в значительной мере повышают сегодня значение территориальной обороны, как одной из составляющих системы военной безопасности государства. И здесь ведущее место в ее планировании, организации, управлении всеми силами и средствами принадлежит Сухопутным войскам. Они также выполняют важнейшие задачи по обеспечению коллективной безопасности стран СНГ. Таким образом, сохраняя свое доминирующее положение в группировках, создаваемых для действий в региональных (локальных) войнах и вооруженных конфликтах, они играют важнейшую роль в обеспечении военной безопасности нашего государства. Потому строительство, развитие и подготовка Сухопутных войск на современном этапе направлены на повышение их готовности к выполнению задач по локализации и разрешению военных конфликтов регионального и локального масштабов, адекватному (асимметричному) реагированию на современные угрозы и вызовы, в том числе на проявления терроризма, с тем, чтобы при любых сценариях обострения военно-политической обстановки гарантировать военную безопасность России.
ТанкСтроительство и развитие Сухопутных Войск – это сложный и многогранный процесс, включающий большое количество системных, взаимосвязанных мероприятий по оптимизации их боевого состава, совершенствованию структуры, технической оснащенности, системы подготовки и других. И здесь важно не распылять усилия, а правильно определять приоритеты для каждого временного периода. К примеру, сегодня для нас наиболее важно повышение боевого потенциала соединений и частей постоянной готовности. Добиваемся этого за счет перевода их на контрактный способ комплектования, перевооружения (переоснащения) на современные (модернизированные) образцы вооружения и военной техники, средства разведки, радиоэлектронной борьбы, внедрения эффективной системы управления войсками и оружием тактического звена.
Соединения и части постоянной готовности мы комплектуем на контрактной основе уже с 2004 года. А завершить эту работу в соответствии с Федеральной целевой программой мы обязаны к 2008 году. Скажу прямо, выполнить такую задачу нам будет непросто. Молодые люди, имея сегодня большие возможности для получения образования и приобретения интересной профессии, не спешат связать свою судьбу с армейской службой. Тем более бытовые условия, материальное вознаграждение военнослужащих за ратный труд, нередко связанный с риском для жизни, еще оставляет желать лучшего. И все же там, где работу по привлечению молодежи в армейский строй ведут целенаправленно, творчески, нет недостатка в тех, кто хочет выбрать делом жизни профессию защитника Отечества.
К сегодняшнему дню в наших войсках на контрактный способ комплектования переведены уже три дивизии, в том числе 42-я мотострелковая дивизия, дислоцированная в Чеченской республике, пять отдельных мотострелковых бригад, десять мотострелковых (танковых) полков, а так же ряд соединений и частей родов войск и специальных войск.
Одной из первоочередных задач определено создание института младших командиров-профессионалов. Это, конечно, влечет за собой изменение всей системы их подбора, обучения, прохождения службы. И такую работу мы уже ведем.
Чтобы говорить серьезно о повышении боевого потенциала соединений и частей постоянной боевой готовности, необходимо в первую очередь оснастить их современным, эффективным вооружением и военной техникой (ВВТ). В настоящее время они полностью укомплектованы ВВТ. Но, что скрывать, доля современных образцов техники и вооружения остается крайне малой. Лишь в последние годы ситуация здесь стала меняться к лучшему. Так, в 2006 году в Сухопутные войска наряду с другим современным вооружением поставлено примерно 2 батальонных комплекта новых и модернизированных танков и 4 батальонных комплекта бронетранспортеров. На 2007 год планируется оснастить уже 7 танковых и 13 мотострелковых батальонов. Это, конечно, вселяет определенный оптимизм, но сделать здесь предстоит еще очень и очень много. Успешному решению такой задачи, на наш взгляд, будет способствовать создание единой системы заказа, размешения, реализации и финансирования государственного оборонного заказа (ГОЗ) ВВТ общего применения, и в рамках данной системы – Федерального агентства по закупкам вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и материальных средств (МС). Немаловажная роль в этой системе в части, касающейся реализации гособоронзаказа в интересах наших войск, должна принадлежать Главному командованию Сухопутных войск. А потому в Положении по взаимодействию создаваемого Федерального агентства по закупкам вооружения, военной и специальной техники и материальных средств с Генеральным штабом, Тылом, главными командованиями (командованиями) видов (родов) Вооруженных Сил, главными и центральными управлениями МО РФ следует предусмотреть участие ГК Сухопутных войск на всех этапах подготовки и формирования проектов государственной программы вооружения и ежегодных государственных оборонных заказов. Это, на наш взгляд, позволит успешно реализовать другой, не менее важный приоритет в строительстве наших войск – обеспечение сбалансированного и комплексного развития вооружения и военной техники, а также средств управления войсками и оружием, разведки и радиоэлектронной борьбы.
Не секрет, что нынешнее состояние системы вооружения Сухопутных войск характеризуется наличием целого ряда проблемных вопросов, основным из которых является ее разбалансированность. При этом невысокая эффективность средств разведки, боевого и технического обеспечения, а также недостаточная степень автоматизации управления войсками и оружием не позволяют в полной мере реализовывать возможности средств поражения в ходе боевых действий. Поэтому наряду с модернизацией и восстановлением имеющегося парка техники и вооружения основные усилия сосредоточиваются на проведении опытно-конструкторских работ по созданию перспективных комплексов высокоточного оружия, автоматизированных систем управления, средств связи, разведки и радиоэлектронной борьбы, а также техники и вооружения войсковой ПВО и комплексов различного назначения с беспилотными летательными аппаратами.
Высокое качество нашего стрелкового оружия ни у кого в мире не вызывает сомнения. И все же оно тоже нуждается в совершенствовании. Сегодня развернута разработка индивидуального стрелкового комплекса модульной конструкции, группового пулеметного и высокоточного снайперского комплексов, которые будут связаны с информационным приборно-прицельным комплексом военнослужащего. Совершенствуются также средства индивидуальной бронезащиты и экипировки. Создается боевой костюм с интегрированными в него элементами жизнеобеспечения, приборно-прицельного комплекса, защиты от ОМП, маскировки.
Очевидно, что для кардинального повышения боевого потенциала соединений и частей постоянной готовности недостаточно лишь укомплектовать их военнослужащими по контракту и оснастить современным вооружением и военной техникой. Необходимо также научить личный состав умело действовать в современном бою и эффективно использовать возможности систем и комплексов вооружения. Потому одним из важнейших приоритетов развития войск мы считаем качественное повышение уровня боевой подготовки с учетом характера современных войн и вооруженных конфликтов, перспективных форм и способов ведения военных действий. Для достижения этой цели уже разработаны проекты новых программ боевой подготовки, в которых учтен опыт ведения боевых действий в современных военных конфликтах.
Чтобы ускорить процесс освоения военнослужащими современного вооружения и военной техники, в войсках разработаны и развертываются для испытаний комплексная автоматизированная система тактической подготовки «Барельеф СВ», ряд других комплексов, тренажеров для индивидуальной и групповой подготовки.
В рамках реализации мероприятий второго этапа Федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» будет также продолжено совершенствование системы военного образования и подготовки кадров.
Отдаю себе отчет в том, что в полном объеме реализовать основные приоритеты строительства и развития Сухопутных войск весьма непросто. Но этого можно добиться, если согласованно и целеустремленно на всех уровнях войскового организма трудиться над неукоснительным претворением в жизнь всех планов и программ, естественно, при соответствующем финансировании, научном и материальном обеспечении. Уверен, и труд, и средства не пропадут даром. А результатом станет существенное повышение боевых возможностей соединений и частей, что позволит компенсировать общее сокращение Сухопутных войск и обеспечить успешное выполнение возложенных на них задач по нейтрализации военных угроз национальным интересам России в ХХI веке.