НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 2, 2007 год Тема номера:
"Служим Отечеству!""
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. ГОСДУМА
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
В Государственной Думе продолжается работа над бюджетом на 2008–2010 годы. О том, как она ведется, наш корреспондент поинтересовался у председателя комитета ГД по бюджету и налогам Юрия Васильева.
– Почему все-таки трехлетка, а не годовой бюджет, как было раньше? – Проект трехлетнего бюджета на 2008–2010 годы позволит не только эффективнее реализовать инвестиционные проекты в регионах, но и даст возможность для стратегического подхода в бюджетном планировании, ориентированном на конечный результат. Ведь понятно, что есть цели, которые надо планировать на долгосрочную перспективу, например, в области здравоохранения и образования. Перехода на трехлетний бюджет ждут в отраслевых министерствах, связанных со строительством промышленных объектов и дорог, чтобы разработать, принять нормативы и затем заключать контракты с подрядчиками не на один год, как сейчас, а как минимум на три. Тогда можно будет оценивать работу дорожников по качеству трассы, а не только по тому, как и куда они потратили деньги. То есть, удастся перейти от управления расходами к управлению качеством. – Известно, что и на год-то сформировать бюджет не так просто: ведь сколько раз депутатам приходилось работать над ошибками прошлогоднего бюджета! – Конечно, сформировать бюджет на несколько лет вперед – дело не простое. Но, в конечном счете, все зависит от министерств и ведомств, насколько готовы они без раскачки приступить к этой работе, есть ли у них наработки и перспективные планы. При этом мы осознаем, какие дополнительные нагрузки лягут на плечи ведомств, ведь параметры надо рассчитывать не на один год. Аналитикам нужно будет представить прогноз не только социально-экономического развития страны, но и сырьевых доходов на три года. Рассчитать курс валют, цен на нефть и объем поступлений от НДС. Чтобы избежать возможных накладок, эксперты предлагают здравую идею о том, что трехлетний бюджет должен быть закреплен специальным законом, который будет ограничивать произвольное изменение финансового документа и содержать подробную схему распределения средств по министерствам и ведомствам.
Трехлетний бюджет будет уточняться каждый год, но в каждом случае нужно будет принимать поправки в закон, поэтому внесение изменений будет ограничено. В ближайшие месяцы предполагается сформировать реестр расходных обязательств, который и станет основанием для бюджетного планирования
Есть и другие трудности. И среди них – принятие финансового плана в намеченные сроки. Бюджет-2008 должен быть подписан в июле нынешнего года. Но чтобы уложиться в эти сроки, которые нам определил президент, и принять бюджетную трехлетку, а в рамках этого трехлетнего плана и бюджет 2008 года, необходимо внести поправки в ныне действующий бюджетный кодекс. – Какие именно? – Бюджетный кодекс, который прослужил семь лет, уже нуждается в модернизации. Семь лет назад он соответствовал принимаемым бюджетам, они тогда были дефицитными, испытывали недостаток средств на выплату заработной платы, пенсий, социальных пособий. Это было время, когда страна едва сводила концы с концами. Сегодня, как вы знаете, многое изменилось в лучшую сторону. Вопрос, хватит или не хватит денег, сегодня не актуален. Денег достаточно. Вопрос в другом – как грамотно и эффективно их распределить. На это и должен настраиваться механизм бюджетного кодекса и, конечно, соответствовать реальным требованиям времени. – Если не секрет, можно обнародовать сроки рассмотрения этого законопроекта? –Внесение проекта в Государственную Думу, как я сказал, предполагается 30 апреля. Рассмотрение в первом чтении – 18 мая. Во втором – 8 июня, в третьем – 29 июня, в четвертом – 6 июля.
Завершение весенней сессии, с учетом работы в округах, намечается 15 июля. Весь законодательный потенциал Госдумы будет работать на бюджет. Иначе нельзя, ведь в этом бюджете закладываются основы будущего нашей страны. Василий Тресков