Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 1, 2007 год
Тема номера:
"Сбережение России - сбережение народа"

Явление Христа народу

ДАТЫ, ИМЕНА, СОБЫТИЯ. ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
АЛЕКСАНДР ИВАНОВ. "СЮЖЕТ МНЕ ПОСЛАН БОГОМ"

Отправившись весной 1830 года в Италию для усовершенствования в мастерстве, Иванов вернется в Россию только 28 лет спустя. За эти годы им будет осуществлен один из самых грандиозных замыслов в русском искусстве, совершен прорыв в эволюции художественной формы и… не закончено ни одно произведение, в том числе – картина «Явление Мессии». Но намеченные художником направления творческого поиска оказались исключительно плодотворными для искусства.

Иванов не был человеком действия, хотя и посвятил немало времени составлению разного рода организационных и общественно важных (по его мнению) прожектов. Иванов – человек среды. Будучи избирательным в общении, окружив себя книгами, он сознательно оберегал священное пространство творчества. Это не было «монашеством в миру». Но многие факты и обстоятельства говорят о том, что Александр Иванов не мыслил себя вне сферы Духа.
Пришедшую ему в 1833 году мысль написать картину на тему первого появления Иисуса Христа перед народом Иванов воспримет как дар Божий: «Думаю что он (сюжет картины «Явление Мессии») послан мне Провидением, чтоб восставить меня из моего грустного положения». Художник готов был видеть в этом «глас свыше», а в осуществлении задуманного – собственный долг перед отечественным искусством. «Я припоминаю, что в 1833 году от Рождества Христова ждали все какого-нибудь необыкновенного Явления, и утверждаюсь мыслью, что сюжет, составляющий сущность Евангелия, мне послан Богом!».
Грандиозность исполняемого им замысла обязывала современников по-особому относиться к автору – исполнителю исторически важного для России труда. Иванов умел располагать к себе людей. За него хлопотали Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, П.А. Кривцов, другие. Благодаря этому влиянию Иванову покровительствовала императорская фамилия: наследник престола великий князь Александр Николаевич, великая княгиня Елена Павловна (на ее средства будет осуществлена перевозка картины в Россию), великая княгиня Мария Николаевна – президент Академии художеств.
Голова Иоанна ПредтечиК этому времени относится работа художника над образом Воскресения Христова для храма Христа Спасителя. Заказ Иванов так и не получил, но с увлечением пытался понять русскую церковную живопись. В период нарастания признаков академизма и салонных тенденций именно Иванову дано было ощутить бремя ответственности за судьбу «большого стиля» в отечественном искусстве.
Метод «сличения и сравнения», положенный в основу создания картины «Явление Мессии», требовал собирания большого сравнительного материала. Желание найти каждому персонажу реальный прототип удлиняло процесс работы. Но в появлении бесконечного числа этюдов, превышающего все мыслимые объемы необходимой подготовительной работы, видна очевидная потребность в самом процессе писания с натуры. Работа на этюдах обернулась для Иванова не средством создания картины, а способом жить. Однако художник позволял себе творческую свободу лишь в ограниченных пределах, не допуская жанровой разбросанности. Несмотря на массу интересных жанровых зарисовок, он почти не писал портретов и бытовых сцен. Тематика его живописных пейзажных работ обусловлена сюжетными «границами» полотна «Явление Мессии»: горы и дали, деревья и почва, вода и камни. Свобода и долженствование создавали особое поле напряжения, придавая высокую осмысленность любому, даже самому незначительному творческому акту.
Ветка оливыАлександру Иванову удалось, едва ли не первому среди русских художников, прожить истинно творческую жизнь. Достигнутая им свобода самовыражения опередила свое время. Вобрав опыт мирового искусства, Иванов сумел развить свой творческий дух, освободить сознание от художественных стереотипов.
В год 200-летия Александра Андреевича Иванова (1806–1858), великого русского художника, осуществившего один из самых грандиозных замыслов в русском искусстве – полотно «Явление Христа народу», Третьяковская галерея открыла масштабный выставочный проект. Он завершил выставочную программу юбилейного для Третьяковки 2006 года и плавно перешел в наступивший 2007 год.
Третьяковская галерея по праву гордится собранием произведений замечательного живописца. Основу коллекции его произведений заложил Павел Третьяков, который покупал этюды кисти Иванова на протяжении всей своей жизни.
Сейчас 330 живописных произведений и свыше тысячи рисунков и акварелей в Третьяковской галерее – самое большое среди российских музеев собрание произведений А.А.Иванова.
Впервые благодаря Российской государственной библиотеке в экспозицию включено эпистолярное наследие Иванова. Это архивные материалы – рукописи, письма, рисунки и документы, заботливо сохраненные и переданные в 1879 году по завещанию брата художника, Сергея Андреевича Иванова, Румянцевскому музею.
По замыслу мастера библейские композиции должны были стать стенными росписями общественного здания, своеобразного храма мудрости, где перед зрителями в художественных образах проходила бы вся история человечества, этапы его нравственного развития. Иванов задумал около 500 сюжетов, исполнил более 200 эскизов, около 100 из них представлены в экспозиции. Как преддверие библейского цикла показаны эскизы запрестольного образа «Воскресение» для храма Христа Спасителя в Москве (1845), серия жанровых акварелей конца 1830 – начала 1840-х годов, акварельные пейзажи второй половины 1840–1850-х годов.
Юбилейный московский выставочный проект, который продлится до лета 2007 года, затем в несколько измененной форме будет повторен в Санкт-Петербурге. Все это, безусловно, вновь демонстрирует наше глубокое преклонение перед великим художественным наследием Александра Андреевича Иванова.
Александр Аншелевич

Рисунок Александра Иванова
Рисунок Александра Иванова