Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 1, 2007 год
Тема номера:
"Сбережение России - сбережение народа"

Кондопога

СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ. УРОКИ КОНДОПОГИ
СОЦИАЛЬНУЮ АГРЕССИЮ ПОРОЖДАЕТ ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ

Недавние трагические события в Кондопоге – свидетельство ограниченной дееспособности властной вертикали. Москва вынуждена была спешно взяться за ее безотлагательный ремонт. Указами президента России уволены глава МВД Карелии и начальник республиканского Управления ФСБ. Приказом Генпрокурора России уволен прокурор Карелии. Заменены прокурор и начальник милиции Кондопожского района. Получив публичный выговор от президента Путина и стремясь вернуть его доверие, глава Карелии Сергей Катанандов отправил в отставку председателей комитетов по местному самоуправлению и по делам национальной политики Карелии.

Судя по прессе, жизнь в Кондопоге возвращается в обычную колею. Переброшенными из Петрозаводска отрядами ОМОНа погромы пресечены, около 100 их участников арестованы. В город вернулось большинство бежавших чеченских семей. В то же время «коренное население» собирает подписи, требуя амнистии для ожидающих суда участников беспорядков. Начало судебного процесса может вновь накалить обстановку. В Кондопоге царит тревожное и настороженное ожидание.
Для понимания причин конфликта и, особенно, механизмов его длительного и беспрепятственного нарастания, необходим жесткий, нелицеприятный анализ. На место событий выезжала специально созданная рабочая группа депутатов Государственной Думы с участием члена Общественной палаты, адвоката А. Кучерены. В официальной справке депутаты в числе причин конфликта указали: вакуум власти, накопленные социально-экономические проблемы, просчеты в миграционной и национальной политике, отсутствие решительных действий в борьбе с коррупцией и организованной преступностью.
Выступая в программе «Времена», выезжавший на место событий депутат ГД В. Васильев высказался еще более определенно: «Основная причина беспорядков – коррупция сотрудников милиции и административных органов». По мнению А. Кучерены, «в Кондопоге – полнейшая анархия: местные органы власти бездействуют, правоохранительные органы тоже, население никому не доверяет, в городе нет никаких общественных организаций, вдобавок появились провокаторы, желающие раздуть пожар межэтнических конфликтов». В Кондопоге побывали также члены комиссии Общественной палаты по толерантности и свободе совести. По словам ее председателя, академика В. Тишкова, приезжие, подкупая местную бюрократию, получали своего рода индульгенцию и пребывали в уверенности, что на них законы не распространяются. В Кондопоге давно зрело недовольство тем, что местные начальники милиции коррумпированы выходцами с Кавказа.
КондопогаСами жители Кондопоги также убеждены: беспорядков и погромов можно было избежать, если бы не бездействие властей. На протяжении пяти лет люди просили, умоляли власти расторгнуть договор аренды, закрыть ресторан «Чайка», который в справке депутатской группы характеризуется как «рассадник преступности, незаконной продажи алкоголя, наркотиков и хулиганства». Однако городские власти и правоохранительные органы бездействовали. И, как утверждают эксперты, отнюдь не бескорыстно. Пример начальства усвоили и рядовые милиционеры, пассивно взиравшие на побоище у ресторана. Судя по сообщениям СМИ, чтобы увести от ответственности руководителей, именно против них, рядовых «стрелочников», не мешкая, уже возбуждили уголовные дела.
Увольнение республиканских и районных руководителей, оценки депутатов ГД и экспертов, свидетельства очевидцев – все это вынуждает признать последовательную, на протяжении длительного времени, деградацию административных и правоохранительных органов Кондопоги, вплоть до полной утраты ими дееспособности. Отмеченный депутатами ГД «вакуум власти» есть не что иное, как распад государственной власти в одном отдельно взятом городе при полном бездействии республиканской властной вертикали и отсутствии реакции со стороны аппарата полпреда Президента РФ в Северо-Западном Федеральном округе.
Специального обсуждения требует ситуация с представительной властью. Из политологии известно: погром, бунт – типичная реакция массовых слоев в ситуации острого ущемления их интересов при отсутствии системы политического представительства этих интересов. Весьма показательно: в связи с конфликтом практически не упоминаются депутаты, представляющие интересы населения Кондопожского избирательного округа как на республиканском, так и на федеральном уровне. Номинально «некто» представляет указанные интересы в политическом пространстве. Однако фактически эти «представители народа» оказались страшно далеки и от народа, и от проблем своего округа, где в течение нескольких лет назревал тяжелейший социально-политический конфликт. Не случайно, председатель территориальной избирательной комиссии К. Яковлева, комментируя низкую явку избирателей в Кондопоге на выборы депутатов парламента Карелии (8.10.2006), заявила: «Кризис доверия власти возник в районе еще несколько лет назад».
Обладая всеми необходимыми полномочиями, депутаты были обязаны вмешаться и привлечь внимание республиканских, а при необходимости и федеральных властей к происходящему в Кондопоге, не дожидаясь социального взрыва. Однако «избранники народа» ничего не сделали для предотвращения кровопролития. И это несмотря на то, что депутатский статус обязывает их часть времени работать в своем избирательном округе. В свою очередь, и жителям Кондопоги, несмотря на растущую в городе напряженность, в голову не пришло обратиться за помощью и защитой своих интересов к тем, за кого они голосовали, потребовать вмешательства облеченных их доверием депутатов. В числе горожан немало специалистов Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината, имеющих высшее образование. Однако их влияние на происходящие события практически неощутимо.
Фактически «взаимодействие» населения и властей Кондопоги протекало по модели «бунташного» XVII века: вначале люди годами смиренно просили власть навести в городе порядок, а когда терпение иссякло и озлобление перехлестнуло через край – вспыхнул традиционный «бунт, бессмысленный и беспощадный». Закономерный итог мздоимства одних и политической беспомощности других – гибель людей. Массовая социальная некомпетентность мстит беспощадно. И власти, и население оказались неспособны к цивилизованному политико-правовому разрешению конфликта, достижению конструктивного социального компромисса.
Характерная деталь – в городе нет общественных организаций. Но кто и кого тогда предлагал избирателям округа в качестве кандидатов в депутаты, откуда эти люди, что о них знали горожане до выборов? Судя по тому, что произошло, население Кондопоги «избрало» либо малознакомых «варягов», безразличных к их нуждам, либо кого-то из «местных», но совершенно безответственных и равнодушных к проблемам земляков. Но почему не тех, кого сами жители давно и хорошо знают как честных и ответственных людей, серьезных профессионалов?
Подобный результат по России типичен. Если в городе нет общественных организаций, его население политически незначимо: некому и некого выдвигать в качестве представителя массовых интересов. Дезорганизованное и разобщенное население не представляет собой социального субъекта – участника политического процесса. Только опираясь на влиятельные общественно-политические организации, граждане могут провести в органы законодательной власти своих лучших представителей. Именно такие депутаты, в качестве равноправных партнеров исполнительной власти и правоохранительных органов, смогут взять на себя реальную защиту интересов населения. Только тогда власти будут вынуждены считаться с этими интересами и вести конструктивный диалог. И такие организации необходимо создавать самим гражданам. К сожалению, не имея элементарного гражданского образования, дезориентированные и политически разобщенные люди неизбежно становятся заложниками коррумпированных чиновников в жизни и жертвами циничного манипулирования на выборах.
КондопогаТем не менее, сама жизнь вынуждает жителей Кондопоги «на ходу» осваивать навыки солидарных действий. Кровавый абсурд происшедшего и опасение его повторения привели к тому, что в городе возник первый росток гражданского общества – общественная организация «Наш дом – Кондопога». Это можно только приветствовать. Своей главной целью организация заявила «обеспечение конституционных прав граждан и правопорядка», что предполагает тесное взаимодействие с властями, а также эффективный контроль за их деятельностью. Но обращает внимание резкое несоответствие заявленных, по существу, общенациональных политических целей, и заведомо ограниченный, локальный масштаб общественной организации, явно не располагающей возможностями для реализации этих, принципиально значимых, целей. Сам характер организации «Наш дом – Кондопога» не предполагает ее включение в общенациональные социальные сети.
Это не столь существенно, если между новыми руководителями и населением возникнет конструктивный диалог, и власти будут добровольно откликаться на обоснованные претензии и пожелания граждан. Однако недавний горький опыт свидетельствует: так происходит, к сожалению, не всегда. И тогда, в критический момент возможного нового обострения обстановки, заведомый отказ от вертикальных связей с республиканским и федеральным уровнями представительной власти вновь не позволит своевременно донести информацию о происходящем до высших эшелонов государственного управления. Учитывая реалии массового сознания, отчетливо проявленные в Кондопоге, это обстоятельство имеет принципиальное значение. О типологически-подобных событиях столетней давности писал еще Короленко: «Грабеж помещичьих имений в ходе аграрного террора 1902 г. был, по представлению самих крестьян, способом заявить о своих нуждах той высшей силе, которая должна была удовлетворить их справедливые чаяния».
Более конструктивным представляется несколько иной способ действий социально-активной части жителей Кондопоги. В городе учреждаются 2–3 территориальные организации разных политических партий, имеющих фракции в Государственной Думе. Это создаст реальные каналы вертикальной политической коммуникации и конкуренцию за голоса избирателей. Совместная организационно-практическая работа, участие в областных и общенациональных мероприятиях, партийная учеба и т.п. позволят выявить среди членов партийных организаций наиболее способный, ответственный и профессионально-подготовленный актив. Именно таких людей городские партийные организации смогут рекомендовать руководству своих партий для включения в списки кандидатов на выборах любого уровня. Накопив практический опыт работы в представительных органах власти, расширив свой политический и профессиональный кругозор, получив, при необходимости, дополнительное образование, такие специалисты нередко переходят на работу в вышестоящие структуры исполнительной власти. Именно так работает типичный кадровый партийно-политический лифт, отбирая подлинно лучший человеческий материал для высших эшелонов национально-государственного управления. Однако реализация сценария «демократического участия» требует качественно иного уровня массовой политической культуры. Отсюда – насущная необходимость гражданского образования населения, повышение качества массовой социо-гуманитарной подготовки выпускников высшей школы.
Пока же ситуация существенно иная. Накануне выборов в Законодательное собрание республики Карелия (8.10.2006) по городу расклеивались листовки, призывающие бойкотировать выборы. В день голосования отмечена беспрецедентно низкая явка избирателей. Весьма показательно мнение активиста упомянутого движения «Наш дом – Кондопога» Юлии Хяникяйнен: «Люди верить власти перестали. Хотелось бы, чтобы на предстоящих выборах (в марте 2007 г. в Кондопоге должны состояться выборы в органы местного самоуправления) люди голос свой отдали тому, кому верят, чтобы выдвигались те, за кого хотелось бы пойти и проголосовать».
Обращает внимание характерное восприятие власти, как некой абстракции, поставленной кем-то над обществом и вне общества. К тому же у благих пожеланий явно отсутствует адресат. Хорошо, если те, за кого хотелось бы проголосовать, выдвинутся. А если нет? За примером далеко ходить не надо. Выборы главы Кондопожского района пришлось перенести на весну 2007 года, поскольку один из двух зарегистрированных кандидатов на пост районного руководителя – местный предприниматель Сергей Липчевский – отказался от участия в предвыборной кампании. Отсюда следует настоятельная необходимость: гражданам рассматривать формирование органов власти, как свое личное дело, затрагивающее интересы каждого человека, а для политической организации – постоянно готовить своих активистов в качестве кандидатов для участия в выборах и последующей работы, как в структурах представительной власти, так и на выборных должностях.
К большому сожалению, Кондопога не единственный случай деградации государственной власти. Согласно сообщениям СМИ, в последнее время резко обострилась обстановка в Сальском районе Ростовской области. По словам сальчан, с начала 2006 г. в городе открыто действует многочисленная этническая преступная группировка. При фактическом бездействии РОВД участились убийства, грабежи, насилия. Жители Сальска доведены до предела, и в любую минуту ситуация в городе может взорваться.
После убийства кандидата в мэры Дальнегорска Д. Фотьянова, туда, по поручению спикера ГД Б. Грызлова, выезжал разбираться депутат ГД В. Усольцев. По его мнению, городом заправляет что-то вроде муниципальной преступной группировки. Все погрязло в коррупции, криминал имеет такие связи в милиции, что уже не разберешь, где тут милиция, а где криминал. В Дальнегорске уже не первый год нет государственной власти. В октябре и ноябре прошлого года в Карелии – в Петрозаводске и в районном центре Олонец – вновь были случаи поджогов торговых заведений, принадлежащих выходцам с Кавказа.
Особую обеспокоенность подобные сообщения вызывают в свете заявления первого заместителя Генерального прокурора РФ А. Буксмана, согласно которому объем коррупции в России составляет порядка 240 млрд долл. в год, что сопоставимо с федеральным бюджетом. А. Буксман убежден: «Очень многие наши проблемы в экономической и социальной жизни можно было бы разрешить, если бы не засилье мздоимства и взяток». Как справедливо утверждает генпрокурор Ю. Чайка, коррупция, пронизывая все уровни государственной власти, стала одним из серьезнейших препятствий на пути развития нашего общества.
Данные генеральной прокуратуры свидетельствуют: причины, вызвавшие острейший социально-политический конфликт в небольшой Кондопоге, как и рост социальной напряженности в Сальске и Дальнегорске, массово тиражируются на общенациональном уровне. Это является мощным фактором, подрывающим легитимность власти и потому – прямой угрозой национальной безопасности. Аналитики Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) предостерегали об этой опасности еще несколько лет назад.
Все вышеизложенное вынуждает признать: продажность государственного аппарата и национальные интересы России – несовместны. И потому необходимо, чтобы коррупция законодательно была приравнена к государственной измене, со всеми вытекающими последствиями. Что мешает преобладающей в ГД «Единой России» выступить с подобной законодательной инициативой? Как «партия власти», именно она несет политическую ответственность за происходящее в стране. Тем более что рост коррупции в последние годы приходится на период ее политического доминирования.
Полезно вспомнить слова М. Сперанского: «Образ правления должен быть соразмерен степени гражданского образования. Самые благотворные усилия политических перемен нередко сопровождаемы неудачами, когда образование гражданское не предуготовило к ним разум».
Сергей Магарил