НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 1, 2007 год Тема номера:
"Сбережение России - сбережение народа"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. ПРЕЗИДИУМ ГОССОВЕТА РФ
"ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БУДЕТ ДОСТУПНЫМ?
В конце января глава государства провел в Казани заседание Президиума Госсовета РФ по проблемам реализации программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». На нем Владимир Путин отметил, что одним из ключевых вопросов является жилищный, который определяет уровень качества жизни людей. При определении приоритетов, которые стоят сегодня перед федеральным центром, на одну чашу весов ставится ветхий жилищный фонд, а на другую – такие важные для страны вопросы, как развитие инфраструктуры, строительство дорог, портов и аэропортов. «Мы не можем допустить, чтобы по хорошим дорогам будущего кто-то ездил на «Мерседесах», а кто-то прозябал в разваливающихся бараках,– подчеркнул он.– Это и есть приоритеты, но во главу этих приоритетов должен быть поставлен человек». С основным сообщением по докладу, подготовленному к заседанию рабочей группой Госсовета, выступил ее руководитель Президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
Напомним, глава республики Татарстан по поручению Президента России возглавил подготовку этого заседания. Выступая со своим докладом, Минтимер Шаймиев отметил, что рабочая группа получила конструктивные предложения из 22 субъектов РФ, и остановился на трех ключевых вопросах: доступность жилья, реформирование ЖКХ и капитальный ремонт жилого фонда. Как отметил М. Шаймиев, благодаря инициативам Президента России в последнее время заметно активизировалась деятельность как по вводу жилья, так и по росту ипотечного рынка. Вместе с тем от этого выиграли в первую очередь граждане с высокими доходами. «К сожалению, с начала реализации приоритетного национального проекта ситуация с малодоходными группами не стала лучше»,– подчеркнул он. В среднем по России порядка 29% населения имеют среднемесячный доход в размере 4500 руб. Они не могут улучшить жилищные условия за счет собственных средств, более того, им весьма сложно оплатить текущие коммунальные расходы. Для решения этой проблемы более 20 субъектов РФ апробировали различные модели (создание потребительских кооперативов, выпуск муниципальных жилищных облигаций и другие). Здесь, в частности, по словам главы республики, весьма успешен опыт Белгородской и Омской областей и других регионов. Он также подробно остановился на татарстанской Программе социальной ипотеки, ознакомив участников заседания с ее условиями. Ежегодно в рамках данной программы жилищные условия улучшают около 7 тыс. семей в республике. «К 2009 году мы планируем выйти на показатель 10 тысяч семей»,– отметил М. Шаймиев. По первому вопросу в качестве одной из мер, которые необходимо принять на федеральном уровне, Президент Татарстана назвал внесение изменений в федеральную целевую программу «Жилище», предусматривающих разработку подпрограммы «Обеспечение жильем малодоходных групп населения с использованием инвестиционных и кредитных механизмов социальной ипотеки».
Касаясь второго вопроса, Президент Татарстана подчеркнул, что потенциал ЖКХ почувствовал крупный капитал. Сегодня в эту отрасль пришли такие крупные компании как РАО «ЕЭС», «Росводоканал», ряд других. В Татарстане ОАО «Татэнерго» за один год вложило в развитие инфрастуктуры около 1,8 млрд руб. «Деньги идут в эту отрасль, нам надо лишь направить их в правильное русло»,– считает Президент РТ. Он также отметил, что без 100%-ной монетизации жилищно-коммунальных услуг говорить о проведении реформы ЖКХ невозможно.
Вопрос капитального ремонта, по словам главы республики, сегодня является самым болезненным. В нашей стране около 10 млн кв. м – ветхое и аварийное жилье, то есть 3,2% всего жилого фонда. В основе комплекса мер по решению проблемы капремонта, как отметил М. Шаймиев, должны лежать принципы государственного и частного партнерства. Кроме того, сегодня необходимо утвердить специальные государственные стандарты проведения капитального ремонта. Не последней здесь остается проблема борьбы с бюрократизмом.
В ходе заседания своим видением решения наболевших проблем поделился, в частности, министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. По поводу регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги федеральный министр остается на твердой позиции, что до тех пор, пока в регионах не будет демонополизирована данная сфера, тарифная политика будет складываться, в первую очередь, с учетом социальной составляющей. «По действующему законодательству, как только вы проводите реформу, все ограничения по тарифной политике будут сняты»,– напомнил Г. Греф, обращаясь к главам субъектов. Касаясь вопроса использования накопительной системы приобретения жилья через стройсберкассы, глава Минэкономразвития выразил мнение, что данную схему, широко распространенную в европейских странах, нелишне было бы апробировать и в России.
В Казани главы российских регионов и городов предложили Владимиру Путину обширный список «рецептов» для эффективного «излечения» отрасли ЖКХ. В числе предложивших свои варианты были губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и мэр Москвы Юрий Лужков.
«В то время как экономика России активно развивается на рыночных условиях, сфера ЖКХ по-прежнему остается «советской» в плохом смысле этого слова»,– констатировала В. Матвиенко. По ее мнению, в свое время, еще на стадии проведения приватизации жилья, была допущена концептуальная ошибка – процедуру приватизации следовало проводить «не выборочно», а в обязательном порядке передать в собственность граждан не только квартиры в многоквартирных домах, но и сами дома в долевую собственность. Тогда у каждого дома появился бы реальный собственник и реальный хозяин в его лице. По такому пути, отметила В. Матвиенко, пошли Казахстан и Прибалтика. Собственники сами должны управлять своим домом, убеждена губернатор Санкт-Петербурга. Такой подход, по ее решению, мог бы во многом изменить и менталитет граждан, которые сегодня, выходя за порог своей квартиры, нередко забывают о необходимости бережного отношения к многоквартирному «ковчегу». Отсюда и грязные, обшарпанные подъезды, и разбитые лампочки на лестничных площадках. «Государство должно в основном уйти из сферы оказания жилищных услуг, частично – из сферы коммунальных услуг. Этим должны заниматься частные компании»,– считает В. Матвиенко. Необходимо перестроить систему управления жилищно-коммунальным комплексом, перевести его на рыночные условия, создать конкурентную среду, рынок частных компаний, чтобы у граждан была возможность выбора компаний, оказывающих жилищные услуги по принципу «цена – качество». «Если не разбить госмонополию ЖКХ, эта сфера навсегда останется «черной дырой»,– констатировала губернатор.
Свою позицию по проблеме реформирования ЖКХ озвучил и мэр Москвы Ю. Лужков. Проблема эта, по его оценке, является одной из самых сложных, ибо любая ошибка в этой области неизбежно коснется практически каждого россиянина. «Успеха реформа ЖКХ достигнет лишь в том случае, если люди не будут в результате больше платить за жилье»,– заявил мэр российской столицы. По его мнению, требуется внести изменения в действующее жилищное законодательство, приняв ряд нормативных актов, направленных на поддержку ТСЖ, которые на сегодняшний день не имеют никаких налоговых преимуществ и даже упрощенного порядка регистрации. «Мы должны принять серьезные, обоснованные решения по налоговым льготам для ТСЖ, скажем, на пятилетний срок»,– предложил Ю. Лужков. Что касается такой наболевшей проблемы, как капремонт, то, по мнению мэра столицы, до приведения жилого фонда в нормативное, по эксплуатационным меркам, состояние этот вопрос не должен решаться за счет населения. Особенно, если учесть, что стоимость капремонта в рядовой пятиэтажке, где, как правило, живут люди, не имеющие высоких доходов, равняется 20–25% от исходной стоимости самого дома. Заботу о решении проблемы капремонта должны взять на себя федеральный центр и регионы, считает Ю. Лужков.
«Основным условием, которое позволит сделать жилье действительно доступным для населения, является увеличение объемов строительства, а также снижение затрат на строительство и опережающие действия по инженерной подготовке территорий»,– такое мнение высказал министр регионального развития России Владимир Яковлев.
Свою позицию федеральный министр аргументировал следующими цифрами: «Если в 2005 году в стране было введено 42,6 млн кв. м. жилья, то в году минувшем – уже около 50 млн кв. м. Вместе с тем 13 субъектов РФ не выполнили план по вводу жилья, а в 30 субъектах обеспеченность введенным жильем на душу населения составила от 0,02 до 0,2 кв. м. А к 2010 году планируется довести объемы вводимого жилья до 80 млн кв. м».
Вместе с тем В. Яковлев отметил увеличение объемов ипотечного кредитования. «Если в 2005 году ипотечными кредитами могли воспользоваться 9% населения, то на сегодняшний день – 17,7% – это очень хороший показатель»,– считает федеральный министр. Наряду с увеличением объемов строительства важным пунктом в решении жилищной проблемы, по его мнению, должно стать решение ряда вопросов, связанных с ускорением процедуры оформления проектно-сметной документации, ликвидации бюрократических препон. С принятием градостроительного кодекса и дополнений к нему, по мнению В. Яковлева,– значительно снизятся пресловутые административные барьеры, в том числе касающиеся единой государственной экспертизы проектно-сметной документации. В январе текущего года, по его словам, планируется завершить оформление самого порядка проведения такой экспертизы.
«Я удовлетворен характером сегодняшней дискуссии, ее глубиной, деловым и заинтересованным подходом,– подчеркнул в завершение Президент России.– Но совершенно очевидно, что есть явные пробелы во взаимодействии между регионами и федеральным правительством. К этой проблеме надо обращаться чаще». Сергей Владимиров